Политические партии пытаются идти в ногу со временем, наращивая активность в социальных сетях, стараясь привлечь молодую аудиторию на крупнейших онлайн-площадках — не стала исключением и отечественная социальная сеть "ВКонтакте", аудитория которой в России составляет около 40 млн человек. Исследование популярности групп политических партий провело агентство "Интернет-агитация" (имеется в распоряжении Лайфа).
Официальные группы во "ВКонтакте" имеют все 14 партий, участвовавшие в последних думских выборах 2016 года, но активность подписчиков, как и их количество, ранжируется от нескольких сотен до нескольких тысяч.
Только 10% подписчиков "Единой России" являются активными пользователями группы и просматривают публикуемые посты, и, что важно, по количеству просмотров это лучший показатель среди всех партий. По количеству сторонников в "ВК" лидирует ЛДПР, на которую подписано 77 тыс. человек, но среднее число просмотров составляет лишь 3 тыс., что сравнимо с КПРФ, имеющей всего 46 тыс. подписчиков. В оппозиционных партиях "Яблоко" и ПарНаС, где сравнительно небольшое количество подписчиков, активность сторонников значительно выше. У ПарНаС среднее количество просмотров составляет три тысячи, как у ЛДПР, но общее число подписчиков в пять раз меньше, чем у либерал-демократов.
Из всех 14 партий больше всего "мёртвых душ" у Российской партии пенсионеров за справедливость. Из 277 подписчиков паблика около 70% являются ботами, да и сам паблик вряд ли может стать площадкой для общения, учитывая специфику партии. Ещё у двух партий — "Зелёных" и "Гражданской платформы" — количество фейковых аккаунтов перевалило за 50%. В целом накрутка оказалась характерна для молодых непарламентских партий, не обладающих административным ресурсом, который имеется у "Единой России" и других парламентских партий. Наименьшее количество "мёртвых душ" — у "Единой России", ЛДПР и "Яблока".
— У "Единой России" нет большой потребности в ботах. Счёт "живых людей" идёт на десятки тысяч, и у большинства из них есть свои профили. Но эти люди не являются активными участниками политического процесса, и на выборы они не всегда ходят. Многих, возможно, когда-то туда загнали с помощью административного ресурса. То же самое можно сказать и про соцсети. Каждому легко можно было дать команду, чтобы зашёл в группу и зарегистрировался. Большинство из этих людей не заходят в эти группы, не пишут ничего и забыли, что они там есть, — говорит политолог Аббас Галлямов.
Но показатели популярности партий не идут ни в какое сравнение с популярностью глав фракций в соцсетях. Акцент идёт на личности — главе организации, а не на самой партии и её принципах. За каждую из этих партий на выборах 2016 года проголосовали миллионы человек, а сегодня посты в соцсети "ВКонтакте" читает аудитория, в лучшем случае сопоставимая с населением какого-нибудь небольшого посёлка. Но вот страницы лидеров партий "ВКонтакте" гораздо более популярны: средний пост Владимира Жириновского читают 68 тыс. человек, Геннадия Зюганова — 11 тыс. человек, не говоря уже о Дмитрии Медведеве, охват активной аудитории которого — 340 тыс. человек. Как отмечают эксперты, если партия настолько зависит от фактора личности, после ухода этой личности сама партия может пострадать.
О политических взглядах партийных подписчиков можно судить по графе в "ВК" "политические предпочтения". Среди подписчиков "Единой России" распространены "умеренные" политические взгляды, а 10% придерживаются монархических воззрений. Чёткая политическая ориентация зафиксирована у сторонников КПРФ: коммунистические (49%) и социалистические (21%) взгляды. Либеральных позиций придерживаются сторонники "Яблока" и ПарНаС. А вот значительное количество сторонников "Патриотов России" и "Зелёных" имеют, как оказалось, "индифферентные" политические взгляды. А смыслом жизни сторонники всех партий, кроме двух, считают семью и детей. Сторонники ПарНаС на первое место ставят саморазвитие и совершенствование мира, семья и дети для подписчиков непарламентской оппозиции — только на третьем месте.
Агентство "Интернет-агитация", используя типологию личности Майерс — Бриггс, сформировало несколько "портретов" типов личности, характерных для подписчиков каждой из партийных групп. Для составления образов учитывалось нескольких десятков факторов, включая комментарии пользователя, состав его друзей, отметки "нравится", контент на стене личной страницы и другие.
Сторонники сразу трёх партий относятся к психотипу "Инициатор" — это "Единая Россия", "Справедливая Россия" и "Родина". Подписчиков можно описать как энергичных и ярких личностей, которые любят жизнь и своим энтузиазмом вдохновляют окружающих. Согласно типологии, они легко сходятся с людьми, а собеседники попадают под их обаяние. Характерной особенностью "инициаторов" является постоянный поиск себя. Этот тип личности избегает пустых споров, предпочитая искать компромисс.
Либерал-демократы относятся к психотипу "Наставник". Главные положительные качества таких людей — откровенность, решительность и честность. Они получают удовольствие от общения, но не любят рациональную аргументацию. "Наставники" хорошо прогнозируют события, но чаще наслаждаются планами, чем их исполнением. Их поступки и суждения могут иногда казаться нелогичными.
Сторонники КПРФ представлены психотипом "Инспектор". Их отличает скромность, молчаливость и сдержанность. Они любят порядок и дисциплину, причиной чему служит подавление собственных эмоций, иногда можно встретить от них холодность к чувствам других людей. Согласно типологии, "инспекторы" действуют строго в соответствии с планами, методиками и традициями. У них нет проблем с силой воли, но вот к критике они относятся часто с негативом.
Сторонники трёх непарламентских партий — ПарНаС, "Яблоко" и Партия роста — относятся к психотипу "Критик". Их козырем является независимость и оригинальность идей, но часто они страдают от рассеянности и нерешительности. Одной из главных ценностей "критиков" являются знания.
Такие люди склонны игнорировать существующие мнения, что определяет их стремление к созданию новых подходов. Они предпочитают теоретическую работу, оставляя реализацию задуманного другим. Идеи и поведение часто непредсказуемы. Из минусов этого психотипа — бестактность и холодность к чувствам и эмоциям других людей, кроме того, их поведение бывает сложно предсказать.
Последний психотип — "Аналитик", к которому относятся сторонники партии "Гражданская платформа". Они живут в мире идей и стратегического планирования, быстро понимают новые веяния и стараются реализовать их на практике. У "аналитиков" часто возникают трудности в выражении собственных идей, и в случае непонимания они могут обвинить собеседника в ограниченности. От природы такие люди — лидеры, но предпочитают оставаться в тени. Минусом этого типа можно назвать высокую самооценку, которая часто делает "аналитиков" высокомерными и закрытыми.
Подписчиков политических партий в соцсети "ВКонтакте" можно разделить по возрасту, конкретным музыкальным предпочтениям и интересующим тематикам, освещаемым в паблике их партии, что определяет образ "типичного" подписчика. Если откинуть общепопулярную музыку и "мёртвые души", то получится довольно интересный список предпочтений. Самая молодая аудитория "ВКонтакте" у "Гражданской платформы" — основная группа до 21 года, что определяет и их музыкальные предпочтения — в топ популярных композиций входит песня Басты "Выпускной". К молодой аудитории можно отнести и Партию роста — её сторонникам от 18 до 21 года. Все парламентские партии охватывают весь спектр "21+" — от молодых студентов до пенсионеров. В соответствии с возрастом ранжируются и музыкальные предпочтения подписчиков: если сторонникам КПРФ приятно послушать Гимн СССР, то единороссам больше по душе "Группировка Ленинград" и её незабываемый хит "Экспонат", который, кстати, в топе песен подписчиков "Справедливой России".
Дмитрий Булгару
Комментарии (0)