Человек!
Точно солнце рождается в груди моей,
и в ярком свете его медленно шествует —
вперед! и — выше!
трагически прекрасный Человек!
Максим Горький
Изначальный конфликт внутри человека состоит в том, что запрос на бесконечность в человеке сочетается с конечностью его существования. Запрос на бесконечность проявляет себя тем, что человек не желает для себя никаких пределов, за которыми наступит ничто — ни через 100, ни через 1000, ни через миллиард лет. Именно поэтому ученые уже сейчас задумываются над тем, как быть человечеству через миллиард лет, когда условия жизни на Земле постепенно будут становиться невыносимыми для всего живого.
Кроме этого, человек не желает исчерпанности во всем том, что касается человеческого бытия — ни в любви, ни в дружбе, ни в познании, ни в творчестве. И если лишить человека неисчерпаемого в человеческом, то он будет искать неисчерпаемого в нечеловеческом. А сделать это можно только одним способом — утвердив окончательную власть конечного над бесконечным, и тем самым превратив бесконечное в миф, утопию, иллюзию («и стена из кирпичей-облаков крепка…» — В.Цой). Именно такую власть и пытается утвердить капитализм, провозглашая животное начало в человеке естественным и первичным, а духовное начало — иллюзорным, вторичным и потому как бы не существующим.
Но раз есть запрос на бесконечность, то должен быть и ответ на него («если есть шаг — должен быть след, если есть тьма — должен быть свет» — В.Цой). И значит, человек должен встретить подлинную часть себя в этом ответе. Из этого следует и другое — человек разорван, лишен некоторой своей сверх-целостности.
Именно это противоречие заставляет человека двигаться, творить Историю. В этом запросе на бесконечность таится и жажда смысла, и жажда великой цели и целостности. Этот запрос на бесконечность по существу является необходимостью. Которая зачастую неосознанна и потому воспринимается как внешняя по отношению к сознанию, враждебная. И лишь приняв этот запрос на бесконечноcть как осознанную необходимость, человек способен открыть ворота в подлинную свою будущность. А уход от себя, неспособность принять эту будущность как осознанную необходимость, порождают зряшное, бесплодное и даже
Именно подлинная будущность человека — это место встречи человека с собой, обретение
Но чтобы прийти к подлинной будущности, человеку необходимо совершить восхождение. В этой связи рассмотрим вопрос о том, а что значит слово «человек»?
Совершенно очевидно, что слово «человек» — сложное, двухосновное, состоит из слов «чело» и «век».
Слово «век», кроме буквального значения как временной период протяженностью 100 лет,
Для слова «чело», кроме общепринятого значения как части тела человека, существуют и
Но наиболее интересная трактовка роднит слово «чело» с праиндоверопейским словом kel-e (подниматься).
Слово известно древнерусскому языку с XI в. По своей этимологии восходит к индоевропейскому kel-, что означает «быть наверху», «подниматься вверх». В говорах слово «чело» употребляется также в значениях «верх или передняя часть чего-либо», «фасад», «заглавие и начало книги».
Соединяя эту трактовку слова «чело» со словом «век», или что тоже самое, что и «вечность», получаем значение — «подниматься вверх к вечности».
То есть слово «человек» может трактоваться как «восходящий к вечности».
Соответственно, слово «человечность» означает предъявление этого качества — «восхождение к вечности».
Таким образом, в самом слове «человек» уже заключен смысл преодоления разорванности человека со своей подлинной природой, подлинной целостностью через восхождение к вечности, или, что тоже самое, через человечность.
Обычно человечность определяется как гуманное отношение к миру, к жизни, к человеку, как способность к самопожертвованию. Но разве она возможна была бы без неуклонного роста человеческого в человеке, без преодоления себя, без вытягивания себя за волосы, подобно Мюнхгаузену, из вязкого болота первобытного, полузверинного языческого существования? И разве может совершенствование морального начала быть отдельно от совершенствования в человеке чувства прекрасного, быть отдельно от страстного стремления к истине? Насколько ущербней была бы человечность без великих трудов классиков науки и искусства? И не угаснет ли это самое гуманное отношение к миру, к жизни и к человеку, если угаснет жажда к восхождению, к созиданию? И, наконец, разве не заканчивается человечность там, где мы перестаем видеть неизмеримую по своей глубине загадку в мире, во Вселенной, в жизни, в других людях, в себе самом? На все эти вопросы человек отвечает своей нелегкой судьбой, своей Историей, платя порой непомерную цену. Но созданный из вещества, выплавленного в горниле звезды, человек останется человеком до той поры, пока его дух не утратит способность откликаться на зов, идущий из Бесконечности, а сам человек сохранит свое важнейшее качество — способность восходить, становиться лучше — добрее, умнее и прекраснее.
Комментарии (0)