Пока не забылось про указ, давайте всё-таки разберёмся, о чём он, что он даёт и чего не даёт.
Начнём с того, что этот документ вовсе не о признании паспортов ДНР и ЛНР. По паспортам этих республик граждане приезжали в Россию задолго до указа. Но, поскольку это было юридически не вполне обоснованно, в последние месяцы пограничная служба РФ стала требовать с обладателей таких паспортов в дополнение к ним любой украинский документ, удостоверяющий личность: водительское удостоверение, сохранённый украинский паспорт, военный билет, пенсионное или какое-то другое удостоверение с фотографией. Вышедший указ подвёл юридическое обоснование под данную практику.
Помимо паспортов, со времени провозглашения Донецком и Луганском независимости выдана масса других документов: те же самые водительские удостоверения, свидетельства о браке, рождении и смерти, нотариальные доверенности, дипломы, аттестаты и т.п. Даже документы, удостоверяющие право собственности на автомобиль и автомобильные номера. И до 19 февраля 2017 года ни один из них формально не имел никакой юридической силы. Опять же, сложилась практика того, что их признавали, но формально все они были филькиной грамотой.
При этом все стороны, обсуждающие указ, в один голос кричат, что Владимир Путин чуть ли не официально признал ДНР и ЛНР. Это не так. В тексте указа чётко прописано, что он имеет временный характер и срок его действия ограничен полным выполнением минских соглашений. Кроме того, в документе нет ни слова о республиках. Они в нём названы «отдельными районами Донецкой и Луганской областей Украины». В полном соответствии с тем, как ДЛНР называют во всех официальных документах на Украине. И никакой поддержки сепаратизму российскому президенту «пришить» невозможно, поскольку он всё сделал из гуманитарных соображений для граждан Украины, в силу обстоятельств оказавшихся на территории этих самых «отдельных районов». А как только «Минск-2» будет полностью выполнен, то указ будет отменён, и эти самые жители Украины должны будут предъявлять, как им и положено, украинские документы. И ещё один нюанс: ликвидировано 90-дневное ограничение в пребывании жителей ДЛНР в России, и теперь они не рискуют быть высланными в лапы СБУ.
Другой разговор, что выполнение «Минска-2» вряд ли случится при нынешней украинской власти, и действие временного указа может затянуться до того времени, когда к власти в Киеве придут вменяемые люди. Каким путём? А вот об этом поговорим дальше.
К решению Дорогомиловского районного суда о признании государственным переворотом событий в Киеве трёхлетней давности тоже отнеслись по-разному. Но в основном – пренебрежительно: мол, толку-то от какого-то непонятного решения какого-то районного суда. А зря!
Дело в том, что, как бы «революционеры-гиднюки» ни старались «декоммунизировать» международную правовую базу путём денонсации любых договоров и соглашений с Россией, от части из них они просто не в состоянии отказаться.
И не только потому, что этим они нанесут себе больший ущерб, чем если бы договор (соглашение) действовал. Множество соглашений о взаимном признании тех или иных документов было заключено на многосторонней основе, и их денонсация означает денонсацию не только с Россией, но и с Белоруссией, Казахстаном и другими странами СНГ.
На основании соглашения о взаимном признании судебных решений, например, украинская сторона до сих пор требует от России выдачи «сепаратистов и террористов», а благодаря соглашению о реадмиссии в руки СБУ попали уже несколько беженцев, нарушивших миграционное законодательство РФ.
Поэтому решение Дорогомиловского суда имеет на территории Украины такую же силу, как и на территории России. Другой разговор, что украинская сторона его вряд ли признает.
Но отныне украинские беженцы и политэмигранты, по той или иной причине нарушившие миграционное законодательство, могут апеллировать к суду с просьбой не высылать их именно на Украину, поскольку в описательной части решения Дорогомиловского суда имеются слова о том, что нынешняя украинская власть занимается преследованием граждан Украины по политическим мотивам.
Ещё интереснее международный контекст этого решения. С правовой точки зрения решение суда объявляет нынешнюю украинскую власть нелегитимной. Пор меньшей мере – в России. И это не просто звоночек ей, а тревожно грохочущий набат.
Уже прошло больше недели со времени ежегодной коллегии ФСБ, где Владимир Путин выступил с речью, определившей задачи для руководства и сотрудников Федеральной службы безопасности.
Значительная часть президентского выступления касалась борьбы с угрозами терроризма, и в этом контексте прозвучало всего несколько предложений об Украине:
«Мы видим и серьёзное обострение ситуации на юго-востоке Украины в последнее время. Цель этого обострения очевидна – сорвать минские соглашения. Сегодняшние власти на Украине явно не готовы к мирному решению этой сложнейшей проблемы и делают ставку на силовое решение. Более того, открыто говорят и об организации диверсионно-террористической, подрывной работы, в том числе и в России. Нас это не может не беспокоить».
И далее: «Названные мною события и обстоятельства требуют от специальных и силовых структур России, прежде всего от Федеральной службы безопасности, особого внимания и концентрации сил, в первую очередь – в борьбе с терроризмом».
То есть российский лидер рассматривает Украину как источник терроризма. А это уже не просто слова.
Статья 51 Устава ООН оставляет за страной, подвергшейся террористическому нападению, право на самозащиту в форме, которую это государство определяет само. Оно обязано лишь немедленно проинформировать Совбез ООН о своих действиях и прекратить их, как только СБ ООН сам примет меры, необходимые для поддержания международного мира и безопасности. Тем более если речь идёт о стране, где нелегитимная власть пришла в результате госпереворота.
Учитывая особое отношение Запада к России, доказательства государственного терроризма Украины должны быть оформлены юридически безупречно.
И это сегодня делается. Напомним предшествовавшее выступлению Путина на коллегии ФСБ сообщение Следственного комитета России о том, что им собраны доказательства целенаправленных террористических обстрелов жилых кварталов городов Донбасса баллистическими ракетами «Точка-У». Такое использование этих ракет СК РФ квалифицировал как применение против мирного населения оружия массового поражения, что, помимо военного преступления, является актом государственного терроризма. Как и диверсионно-террористические действия против России, с которой Украина де-юре поддерживает состояние мира.
Разумеется, все эти аргументы ничего не доказывают идейным путинслильщикам. Но разумные люди поймут, в какую сторону развивается ситуация. Уже поняли это и на Западе. Не зря же в последние дни так резко изменилась риторика европейских лидеров по поводу выполнения минских соглашений.
21 февраля министр иностранных дел РФ Сергей Лавров подчеркнул:
«Указ действует исключительно в интересах людей и продиктован гуманитарными соображениями. Он создает условия для реализации прав и свобод человека в ситуации, когда иным способом обеспечить выполнение этих международных стандартов невозможно».
Ясное дело, никаких непродуманных шагов российская власть предпринимать не будет, а позволит зарубежным хозяевам украинских правителей предпринять попытку самостоятельно исправить сложившуюся ситуацию. Для этого нужно время, и Владимир Путин подписал указ 19 февраля, чтобы невинные люди не мучились из-за отсутствия формальных юридических документов.
Александр Москаль
Комментарии (1)