Поединок женщин-гладиаторов Ахилии и Амазонии. Барельеф из Галикарнасса. (Британский музей, Лондон)
Так уж получилось чисто биологически, что главная цель жизни человека на планете Земля это… нет, только не говорите мне, что это труд на благо Отечества. Нет, есть вещь поважнее и это… размножение. То есть труд это самое собой, но инстинкт тебе говорит: пришло время, давай размножайся. А размножаться без противоположного пола нельзя. Отсюда и вся наша гендерная культура – «песни о любви», «танцы-обжиманцы» и декольте до пупка. Однако вторую половину человечества сугубая роль продолжательниц рода никогда не устраивала. Во все времена находились женщины, одолеваемые идеями эмансипации и мечтавшие если и не о поголовном равенстве с мужчинами, то по крайней мере о том, чтобы утереть им нос, либо вкусить запретных мужских радостей. Римляне, больше всего на свете обожавшие зрелища кровавых поединков, первыми заметили, что женщины по крайней мере не уступают мужчинам в силе духа и ярости, а потому задумались и о том, чтобы порадовать себя не только мужскими, но и женскими гладиаторскими боями.
Амазонка в шлеме и со щитом, на котором изображена голова Медузы Горгоны. Аттический краснофигурный килик, 510–500 гг. до н.э. Государственный исторический музей Берлина.
Понятно, что женщины-гладиаторы были редкостью, а всякая редкость привлекает. К тому же иные женщины могут сражаться едва ли не так же свирепо, как и мужчины. Также они умеют побеждать в себе страх смерти. Так что, принимая все это во внимание, мы должны сразу же сделать вывод, что появление женщин-гладиаторов было делом всего лишь времени. Да ведь и самих-то гладиаторов вначале было очень мало. Сначала билось всего несколько пар. Затем все больше и больше. Среди гладиаторов развилась специализация. Потом они сделались популярны и даже стали хорошо зарабатывать, потом… на арену вышли представители знати и даже сам император. А женщины? Им тут же захотелось того же, что и мужчинам! Кому-то денег, кому-то эмоций, кому-то всего этого в совокупности и желательно побольше!
Надгробие Мирона – гладиатора-скисора II – III в. н.э. Лувр, Париж.
Так что наличие в Древнем Риме гладиаторов-женщин – это исторический факт, который подтверждается различными письменными источниками и даже археологическими находками.
Масляный светильник с изображением мурмиллона. Лувр, Париж.
Прежде всего приведем несколько указов (эдиктов) римского правительства, направленных на ограничение участия женщин в боях гладиаторов, то есть это явление подлежало законодательному регулированию и, следовательно, было не единичным, а массовым:
- В 11 в. н.э. Сенат издал декрет, запрещавший свободным римским женщинам в возрасте до 20 лет появляться на арене (а свободным мужчинам следовало подождать до 25 лет).
- В 18 г. н.э. этот декрет заменили на другой – декрет Ларинуса, которым было предусмотрено дополнительное наказание как для мужчин, так и для женщин за свое участие в боях на арене, если они принадлежали к сенаторскому и всадническому сословиям. Декрет этот был даже высечен на серебряной доске под название Tabula Larinas (Доска Ларинуса), и вот по нему запрещался прием в гладиаторы и дочерей, и внучек, и правнучек сенаторского либо всаднического звания до 20 лет от роду.
- В 200 г. н.э. император Септимий Север, прославившийся строгостью нравов, совершенно запретил женщинам принимать участие в любой деятельности, которая была связана с насилием. По его мнению, женские единоборства являли собой дурной пример для женщин высших классов, и вдобавок вызывали насмешки у зрителей.
Поскольку мы знаем, что в Риме не было в обычае принимать профилактические законы, можно не сомневаться, что они были обращены против явления уже широко распространенного. Ведь чаще всего законы принимают тогда, когда оно уже достигло критического уровня, очевидного для законодателей.
Впрочем, информацию по интересующему нас вопросу можно найти не только в римских законах. Так, римский историк Дио Кассий (ок. 150 – 235 г. н.э.) описал, как император Нерон (54 – 68 г. н.э.) организовал в память своей матери (которую, однако, сам же и убил!) гладиаторские бои, и вот в них-то кроме гладиаторов-мужчин участвовали и женщины. «Было еще одно представление, еще более позорное и шокирующее, когда мужчины и женщины не только всаднического, но и сенаторского звания появлялись на арене, не уважая себя – они скакали на лошадях, убивали диких зверей и дрались как гладиаторы, некоторые по собственной воле, а некоторые - против воли». Дио Кассий позднее описал гладиаторский бой, который в 66 г.н.э. также устроил Нерон и в котором участвовали женщины-эфиопки.
Ангус МакБрайд. Ретиарий.
Римский историк Светоний (ок. 69 – 122 г. н.э.) рассказывает о гладиаторских боях с участием женщин, устроенных императором Домицианом. Причем эти гладиаторские бои женщин проводились при свете факелов. Дио Кассий же писал, что он часто устраивал бои по ночам и иногда заставлял женщин сражаться с карликами и друг с другом.
Да, хорошенькие нравы были в Риме у тогдашней публики. Ведь следует признать, что всякий народ заслуживает своего правителя. Более того, народ как раз и поддерживает того, кто потрафляет его вкусам, подчас – самым грубым и низменным. Ну, и конечно, самого Домициано влекло к этому, как и большинство римлян, чувство новизны, вернее, ее желание. Паштет из печенки соловьев он ел, эфиопок, британок, германских женщин – пробовал, пытки рабов наблюдал… чем бы еще пощекотать себе нервы, в чем переплюнуть Калигулу, Нерона и Гелиогабала, чего бы «такого» пожелать?
Римский поэт Статий даже написал поэму о гладиаторских боях при императоре Домициане, и описал в ней, что в боях участвовали «мавры, женщины и пигмеи». «Пол, неприспособленный к владению оружием, соперничает с мужчинами в битве! Можно подумать, что сражается банда амазонок». Кстати, тот факт, что именно женские бои проводили поздно ночью, говорит о том, что они считались одним из главных событий боев и их специально оставляли для финала.
И опять-таки надо подчеркнуть, что в них согласно Тациту (ок. 56г. н.э. - 177г. н.э.), а он был и сенатор, и историк, на арене не гнушались появляться даже знатные и богатые женщины, так что поводом для этого могло быть все что угодно, но только не деньги.
Однако самым едким образом женщин-гладиаторов высмеял Ювенал в Сатире IV (55г. н.э. - 127г. н.э.), и не только высмеял, но и подробно описал:
«Слышали, чтобы женщинам понадобились боевые накидки и масло для борьбы?
А вы видели деревяшки, которые они колотят и крошат,
Искусными приемами пробивая их насквозь мечом или копьем?
Это про девушек, которые трубят во славу Флоры.
А может они готовятся сами выйти на арену для настоящего боя?
Но подобает ли порядочным женщинам втискивать свою голову в шлем,
Презрев свой пол, с которым родились?
Они обожают мужские дела, но они не хотят быть мужчинами,
Ведь маленькие вещицы (как они считают) услаждают их жизнь!
Какую "гордость" испытывает муж при виде рынка, на котором
Его жена как будто на продажу – в ремнях, щитках и шкурах!
Послушай ее хрюканье и стоны, когда она тяжко трудится, парируя и нападая;
Посмотри на ее шею, сгибаемую тяжелым шлемом.
Посмотри, как забинтованы ее ноги, похожие на стволы деревьев,
Посмейся, когда она бросает доспехи и оружие и тянется к кубку.
Как деградируют дочери наших преторов и консулов!
Видели вы на играх гологрудых амазонок против диких кабанов?
Не отвратительнее ли это гладиаторских девок и обнажающихся шлюх?»
Так что все это говорит даже не столько о том, что женские гладиаторские бои – это отнюдь не выдумка, сколько о том, что они были очень широко распространены!
Ангус МакБрайд. Мурмиллон.
Существуют также и археологические находки, которые подтверждают существование женщин-гладиаторов в Древнем Риме. Среди них надписи, например, местного магистрата из Остии об организации женских гладиаторских боев, погребения женщин-гладиаторов, ну и, конечно, барельеф из Геликарнасса, на котором видны две женщины в снаряжении секуторов. То есть на них пояса, наголенники и пластины на руках. Каждая женщина вооружена мечом и щитом, но при этом обе дерутся с непокрытой головой и голой грудью. Имена их указаны под изображениями и подтверждают, что это женщины – одну зовут Амазония, другую Ахиллия. Надпись вверху на латыни означает «missae sunt», то есть они обе, либо одна из них, получили почетное освобождение от борьбы или так называемую «пощаду» (missio).
Этот барельеф – прекрасный памятник этим двум женщинам-гладиаторам. Более того, можно считать, что это было впечатляющее сражение, которое произвело на людей впечатление и стоило того, чтобы изобразить его в камне, так сказать «потомству в пример». То есть люди того времени отнеслись к этому очень серьезно и не пожалели ни труда, ни материала, чтобы запечатлеть этот поединок на века.
А теперь давайте сделаем несколько логических умозаключений, которые могут заполнить нам имеющиеся по этой теме пробелы информации.
Начнем с того, что если женщины на арене бились подобно мужчинам, то и сам их образ жизни, и тренировки должны были быть похожи на образ жизни их коллег – гладиаторов-мужчин. О мужчинах же мы знаем, что большинство гладиаторов в Римской Империи были рабами, но некоторые граждане добровольно становились гладиаторами и давали клятву, что согласны «быть обреченными, быть битыми, и умереть от меча» (uri, vinciri, uerberari, ferroque necari). По имеющимся оценкам, к концу Республики около половины римских гладиаторов являлись такими вот добровольцами – огромная цифра, если учесть, что бои происходили не только в Риме, но и во всех крупных и даже не очень крупных городах.
Люди, дававшие «клятву гладиатора», лишались большинства прав свободных граждан, ну и самое главное право – право распоряжаться своей жизнью, тоже переходило теперь к их новому хозяину. Интересный вопрос: почему римские граждане становились гладиаторами? Например, это освобождало их от долгов, то есть, став гладиатором, можно было «убежать» от кредиторов, да еще и заработать; сражаясь на арене, можно было прославиться; можно было ни о чем не думать и не беспокоиться «обут, одет, и на всем готовом». И это были хорошие стимулы. Так же, как и то, что гладиаторы, сражавшиеся смело и решительно, получали более высокое жалованье. Даже рабы-гладиаторы и те имели полное право на все или на часть вознаграждения за победу на арене. А им туда бросали и монеты, и золотые браслеты. Если бывший гладиатор, получив освобождение, желал остаться на арене, он получал щедрое вознаграждение. Например, император Тиберий одному такому бывшему гладиатору предложил тысячу золотых монет, если тот вернется обратно на арену. Вот почему и женщин, сражавшихся на арене, нельзя поголовно относить к рабынями или женщинам с низким социальным статусом, которые только и желали, что подзаработать. Все было сложнее…
Ангус МакБрайд. Фракиец и секутор.
Например, в записках у Тацита прямо говорится о женщинах с достаточно высоким социальным уровнем, но которые, тем не менее, участвовали в гладиаторских боях, видимо для «развлечения», поскольку деньги им явно не требовались. «В этом году гладиаторские игры были не менее великолепными, чем в прошлом. Однако многие дамы из высшего общества и люди сенаторского звания опозорили себя появлением на арене» – очень многозначительное заявление, не так ли? Причем, парадоксальность ситуации заключалась в том, что зрители в цирках появлению женщин-гладиаторов радовались, ценили это «разнообразие», но в целом само римское общество находило женские бои предосудительными!
Впрочем, и у самих гладиаторов в Риме их социальный статус был тоже весьма парадоксальным. Одни смотрели на них, как на своих кумиров, «римских Битлз», тогда как римское общество в целом относилось к ним с презрением. То есть их любили и презирали одновременно! И, если для знатного римлянина было позором участие в играх, то что же тогда можно говорить о знатной римлянке, сражающейся на арене? Для женщины бегать голой по окровавленному песку означало выход за всякие рамки всех приличий.
Фигурка гладиатора из музея в Арле, Франция.
Гладиаторы должны были жить в специальных гладиаторских школах, где изучали искусство гладиаторского боя под началом вольноотпущенников, то есть бывших гладиаторов. Естественно, что там к их услугам были врачи, массажисты, повара и иная прислуга, делавшая их пребывание в школе… нет, не приятным, но в достаточной степени удобном для того, чтобы стать профессиональным бойцом.
Жизнь женщин-гладиаторов была также очень тяжелой (а возможно, что и тяжелее, чем у мужчин). Тренироваться им приходилось с тяжелыми цепями на щиколотках; с повязками на глазах; с одной рукой, привязанной к туловищу; на коленях или даже сразу после часового бега по кругу. Все это делалось для того, чтобы воспитать в них физическую силу, развить соответствующие группы мышц и научить быстрой реакции. Впрочем, гладиаторы-добровольцы (автократы) могли и не жить в гладиаторских школах, а брать уроки у частных тренеров или посещать специальные колледжи. Некоторые женщины также посещали такие «учебные заведения» или же их тренировали их отцы-гладиаторы.
Шлем гладиатора из Британского музея.
Известно, что каждый гладиатор специализировался обычно в каком-то одном виде гладиаторского боя и обучался пользоваться именно предназначенным для него снаряжением и вооружением. Известно множество видов гладиаторов: «мурмиллоны», «секуторы», «самниты» «ретиарии», «гопломахи». Причем выходили они на арену достаточно редко, обычно два-три раза в год, что лишний раз подтверждает их количество.
Гладиаторский шлем из музея Хиггинса.
Существует мнение, что все гладиаторы были обречены на смерть, однако на самом деле это не так. Никто ведь не режет курочку, несущую золотые яйца! Конечно, гладиаторы погибали, в том числе и по решению публики. Однако и не так часто, как это принято считать. Ведь воспитать и содержать такого бойца было очень дорого и выгоднее было получать за него деньги со зрителей, нежели заплатить их за его погребение.
Еще один гладиатор – масляная лампа I – II вв. н.э. Археологический музей в Сплите.
О том, как проходили поединки, рассказывалось уже не раз, поэтому повторяться смысла нет. Важнее подчеркнуть, что, как в любом спорте с тотализатором, на гладиаторских боях всегда имели место подлоги и договоренности. Можно сказать, что исход многих боев их устроителям был известен заранее, а может быть о том даже знали и те должностные лица, вердикт которых означал жить поверженному гладиатору или умереть. Конечно, мнение толпы тоже имело место, однако всегда можно было сделать так, чтобы нужный человек на арене не умер, а вот те, ставки на которых были невысоки или тренеры не видели в них толку… те – да, скорее всего, погибали в первую очередь, чтобы потешить невзыскательную публику, искренне верящую в то, что на арене все происходит взаправду!
(
Комментарии (0)