Дискуссия, развернувшаяся на страницах этого блога относительно (не)возможности/ (не)желательности/ (не)необходимости – либо привязки украинской гривны к одной из мировых надежных валют, либо же к полному переходу Украины на такую валюту, например, на евро, – показала слабую информированность некоторых ее участников относительно плюсов и минусов такого решения. Автор этих строк планирует время от времени возвращаться к этой теме. Сегодня же здесь размещаются результаты расчетов инфляционного налога, уплаченного украинскими экономическими субъектами от использования гривны в 1999-2016 гг.
Инфляционным налогом называются потери экономических субъектов (населения, компаний) от снижения в результате инфляции покупательной способности находящихся в их распоряжении денежных средств (наличных и на банковских счетах).
Так, например, собственник денежных средств в 100 гривен при инфляции в 10% годовых теряет по итогам года покупательную способность, эквивалентную (уплачивает инфляционный налог в размере, равном) 9,1 гривны; при инфляции в 50% – 33,3 гривны; при инфляции в 100% (удвоение цен) – 50 гривен; при инфляции 4735% (фактическая инфляция в Украине в 1993 г.) – утрачивает покупательную способность (уплачивает инфляционный налог) размером в 97,9 гривны.
Следует иметь в виду, что обычные налоги (какими бы неприятными они ни были) являются относительно прозрачными и предсказуемыми, поскольку решения об их введении, а также об изменении их ставок принимаются властями и общественными представителями в ходе наблюдаемых дискуссий, на которые иногда можно оказать влияние.
В отличие от них инфляционный налог взимается с держателей национальной валюты без какого-либо обсуждения в обществе, без какого-либо получения согласия общественных представителей, а размеры инфляционного налога являются результатом во многом произвольных решений денежных властей. Средства, полученные в результате инфляционного налога, используются или преимущественно или исключительно национальными денежными властями (национальным банком и иногда также министерством финансов) без какого-либо обсуждения с представителями общества.
Очевидно, что переход в денежных расчетах и сбережениях на валюту, менее подверженную инфляции (например, на евро), снижает размеры уплачиваемого гражданами и бизнесом инфляционного налога.
В таблице ниже приведены размеры инфляционного налога, фактически уплаченного украинскими гражданами и украинским бизнесом в 1999-2016 гг. по годам и периодам, соответствующим в основном срокам деятельности четырех последних украинских президентов.
Для сравнения приведены размеры гипотетического инфляционного налога, который украинские граждане и украинский бизнес уплатили бы в эти же годы, если в денежном обращении Украины гривну заменил бы евро – с момента его введения в 1999 г. Для удобства сопоставлений размеры инфляционного налога представлены в миллионах долларов США и в процентах ВВП Украины.
Инфляционный налог на фактических держателей гривны и на гипотетических держателей евро в Украине, 1999-2016 гг.
По годам и периодам | Инфляционный налог, млн. дол. США |
Инфляционный налог в % к ВВП Украины |
Соотношение инфляционных налогов на держателей гривны и евро, раз | ||
На фактических держателей гривны | На гипотетических держателей евро | На фактических держателей гривны | На гипотетических держателей евро | ||
1999 | 992 | 62 | 3.0 | 0.19 | 16.0 |
2000 | 1304 | 127 | 4.0 | 0.39 | 10.3 |
2001 | 910 | 201 | 2.3 | 0.51 | 4.5 |
2002 | 92 | 272 | 0.2 | 0.62 | 0.3 |
2003 | 885 | 371 | 1.7 | 0.71 | 2.4 |
2004 | 1959 | 504 | 2.9 | 0.75 | 3.9 |
2005 | 4510 | 814 | 5.1 | 0.91 | 5.5 |
2006 | 4311 | 1118 | 3.8 | 1.00 | 3.9 |
2007 | 8958 | 1668 | 6.0 | 1.12 | 5.4 |
2008 | 19708 | 3167 | 10.5 | 1.68 | 6.2 |
2009 | 8623 | 199 | 7.1 | 0.16 | 43.4 |
2010 | 6430 | 1193 | 4.7 | 0.88 | 5.4 |
2011 | 6335 | 2279 | 3.9 | 1.40 | 2.8 |
2012 | 543 | 2358 | 0.3 | 1.34 | 0.2 |
2013 | -298 | 1512 | -0.2 | 0.82 | -0.2 |
2014 | 6551 | 260 | 6.5 | 0.26 | 25.2 |
2015 | 13561 | 14 | 16.4 | 0.02 | 992.5 |
2016 | 5308 | 98 | 6.3 | 0.12 | 54.2 |
По периодам: | |||||
Л.Кучма, 1999-2004 | 6142 | 1535 | 2.3 | 0.58 | 4.0 |
В.Ющенко, 2005-2009 | 46111 | 6966 | 7.0 | 0.98 | 6.6 |
В.Янукович, 2010-2013 | 13011 | 7342 | 2.0 | 1.12 | 1.8 |
П.Порошенко, 2014-2016 | 25420 | 372 | 9.5 | 0.12 | 68.3 |
Всего, 1999-2016 | 90683 | 16215 | 4.9 | 0.68 | 5.6 |
Как видно по данным таблицы, украинские экономические субъекты ежегодно уплачивали и уплачивают (без их согласия) инфляционный налог, измеряемый сотнями миллионов и миллиардами долларов. По абсолютной величине (в дол. США) рекордными были размеры уплаченного ими инфляционного налога в 2008 г. (19,7 млрд.дол.) и в 2015 г. (13,6 млрд.дол.). По относительной величине (в процентах к ВВП) максимальный инфляционный налог был уплачен держателями украинской гривны в 2015 г. (16,4% ВВП).
Среди четырех рассматриваемых президентских периодов наиболее тяжелый инфляционный налог относительно размеров национальной экономики (и, следовательно, относительно суммарных доходов всех украинских экономических субъектов) был уплачен во время деятельности П.Порошенко в 2014-2016 гг. (9,5% ВВП).
Для сопоставления приведены также размеры гипотетического инфляционного налога, который украинские граждане и украинские компании уплатили бы в том случае, если в стране с 1999 г. использовался бы евро. По данным таблицы видно, что в этом случае размеры инфляционного налога составляли бы, как правило, около 1% ВВП или даже ниже и были бы в разы меньше фактически уплаченного ими при использовании гривны:
например, в целом за весь 18-летний период – в 5,6 раза;
за три года президентства П.Порошенко (2014-2016 гг.) – в 68 раз;
в одном только 2015 г. – в 993 раза.
В целом за 1999-2016 гг. украинцы фактически заплатили в качестве инфляционного налога 90,7 млрд.дол., или примерно по 2 тысячи долларов на человека. Если в эти годы в Украине действовал бы евро, то размер инфляционного налога составил бы величину, в 5,6 раза меньшую, – 16,2 млрд.дол.
Комментарии (0)