Владимир Каганский, географ
В 2013 году меня заинтересовали работы о динамике мегагородов географов из университета Лафборо (Великобритания). Тема регионального развития, которой я в то время сильно интересовался, требовала новых средств для рефлексии процессов, происходящих в регионах России.
В связи с этим мне показалась чрезвычайно интересной равногосударственная (Equinational) карта, на которой все страны имеют одинаковый размер.
В ноябре я нарисовал и разослал друзьям и партнерам свой прототип карты России, похожий на схему московского метро Ильи Бирмана.
На прототипе карты были размещены 50 крупнейших городов Российской Федерации (даже не все столицы) в расчете на дальнейшую доработку. Читатели фейсбука нашли несколько ошибок - в частности, справедливо заметили, что Улан-Удэ находится не между Красноярском и Иркутском, а между Иркутском и Читой.
Первая принципиальная особенность карты заключалась в том, что расположение верха и низа на карте было выбрано так, чтобы можно было продолжать транспортную систему страны не влево (так неудобно), а вниз. Потом оказалось, что именно такое расположение используется на мировых картах в проекции Ричарда Фуллера (1895-1983), котоый представлял Землю, как единый массив суши. Патент на проекцию димаксион Фулер получил в 1946 году. Принятое на обычных картах верхнее расположение севера и нижнее расположение юга он расценил как «культурный предрассудок», а возможности, которые открывает эта карта, на мой взгляд, недооценены до сих пор.
Карта в проекции Фуллера, демонстрирующая, где расположены сверхскоростные железнодорожные магистрали 180-250 км/ч и выше.
После того, как я сделал первый вариант карты, меня заинтересовали best practice в дизайне современных представлений о территориях. Наиболее близкий вариант к моей карте сделал в 2010 г. Cameron Booth, соединив дороги России с дорогами Европы на своей карте International E-Road Network.
Тогда же дизайнер из испанской Валенсии Michael Tompsett предложил свою интерпретацию карты мира, основанную на стиле Нью-Йоркского метро, в отличие от карты Cameron Booth, который основывался на схеме метро Лондона.
Когда я создавал свой прототип, мне еще не были известны работы Tom Hedberg и Jennifer Hedberg, Nat Case, Cameron Booth, Rebecca C. Brown, Chris Yates, Mark Ovenden и Alan Foale.
Вторая принципиальная особенность карты - показать современный нам страну - не как страну регионов, а как страну крупных городов и столиц. Величина кругов городов на карте зависит от численности населения, ареал вокруг городов дает представление о численности республик, краев и областей. В центре Москвы нарисован кружочек, равный 1 млн жителей.
В феврале 2015 г. по видеолекции Алеши Новичкова я попробовал в программе Indiemapper показать население областей России (зеленые круги) и их столиц (черные круги внутри зеленых).
Еще одна версия, сделанная в той же программе, представляла собой "бусы" из кругов, выражающих численность населения областей.
В ноябре 2016 на Reddit MAPPORN участник Ramesses_Deux опубликовал карту населения России, разделенного на три равные части (до этого публиковали карты Германии, Голландии, Италии, США и др.) - каждая часть 47,2 млн чел.
Карта аварий машин с левым и правым рулем на территории России Александра Кукушкина дает представление о том, как четко визуально могут быть разделены Запад и Восток России, но при этом такая карта совершенно не дает представления о реальном размере городов.
Простая визуализация всех домов, которые есть на территории России в openstreetmaps.
Третья принципиальная особенность карты - показать Россию, как сеть городов, связанных между собой. Осмыслить территориальную структуру Россию - такая задача стояла перед всеми поколениями экономик-географов.
Опорный каркас расселения России, Г.Лаппо, журнал "География", 2002
Перспективные сдвиги в территориальной структуре России, Г.Лаппо, журнал "География", 2002
Такая же задача стояла перед разработчиками схемы железнодорожной сети СНГ.
Схема железнодорожной сети СНГ
В июне 2014 г. я писал, как в апреле того же года художник, дизайнер и исследователь из Нью-Йорка, выпускник University of Art and Design (Linz) Mahir M. Yavuz нарисовал сеть из 957 райцентров в 81 субъектах Турции. В своем твиттере Махир указал, что вдохновился работами Elijah Meeks - специалиста по Digital Humanities из Stanford University.
Mahir Yavuz, 2014
Одной из важных задач было выделить автомобильную, железнодорожную и воздушную связность между городами, например, как в работе Мартина Гранжана "Сеть воздушного транспорта".
Air Traffic Network, 2016
Четвертая принципиальная особенность карты - представить сеть российских городов, как неравномерно распределенные непропорциональные очаги проживания на огромной территории со слабой связностью и жесткой диффернциацией регионов по ВРП на душу населения.
Инфографика о регионах, журнал "Инфографика"
Подробнее
Комментарии (0)