Во многом заслуга таких темпов развития и многочисленных достижений — это современные информационные технологии. Термины с префиксом IT постоянно мелькают то тут, то там, и мощными темпами начинают захватывать всё, в том числе и рынок труда. На каких специалистов будут охотиться хедхантеры через 10-20 лет и какие профессии будущего появляются уже сейчас?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы изучили доклад о работе будущего с Международного Экономического Форума и «Атлас новых профессий» Сколково, основанный на инвестиционных планах и стратегиях крупнейших российских компаний. В 2014 году авторы привлекли более 2500 экспертов из РОСАТОМа, Ростелекома, IBM, Intel, Газпрома, РЖД, Аэрофлота, Роскосмоса, «РОСНАНО» и других корпораций. Мы переосмыслили эти прогнозы и исследования и добавили в них актуальную на сегодняшний день информацию. Это важно, потому что за год после выхода «Атласа» некоторые профессии из него стали уже не будущим, а вполне востребованным настоящим. Например, дизайнеры интерфейсов, эксперты Big Data и экопроповедники есть и в Воронеже. В нашу же оптику попали перспективные профессии на стыке информационных технологий и других секторов, которые только начали зарождаться. Читайте далее, кем мы будем работать через 10 лет и где начать осваивать эти специальности уже сейчас.
КИБЕРДЕТЕКТИВ
Профессия на стыке криминалистики, права, IT, юриспруденции и психологии. Уже сейчас в сети происходят преступления — от взломов личных аккаунтов и хакерских DDoS-атак на отдельные организации до целых кибервойн между государствами. Если есть преступления, есть специалисты и даже целые подразделения киберзащиты и кибердетективные агентства, которые занимаются безопасностью и расследованиями в этом сегменте. Потребность в людях такого профиля будет уверенно расти дальше: личные данные, переписки, доступ к контактам и финансам, криптовалюта, секретная и другая важная информация преимущественно будут храниться в цифровом пространстве, а значит, будут уязвимы для хакеров. Нельзя забывать и про технологии «умного дома» и другие «умные» устройства, которые подвергаются атакам бот-нетов. Человечество осваивает новое пространство и хочет чувствовать себя там безопасно, а значит, чтобы быстро реагировать на вторжения, предупреждать их и находить инициаторов, нужны профессионалы.
ГДЕ УЧИТЬСЯ:
Курс «Основы кибербезопасности»; курс «Криптография» из Стенфорда; курсы «Кибер-безопасность и десять сфер ее применения» и «Кибер-безопасность и интернет вещей»; раздел «Компьютерная безопасность и сети» на Coursera и лекции о кибер-защите на TED.
МЕНЕДЖЕР ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ
Профессия на стыке IT, педагогики и психологии. Индивидуальный подход, о котором все мечтают, станет доступнее. Вместе с появлением новых образовательных площадок (Arzamas, TED, «Теории и практики»), дистанционных обучающих программ (Coursera), и научно-популярных новых медиа и журналов (N+1, Apparat, Edutainme, The Verge) в мире появится профессия разработчика образовательных траекторий. Это человек, который будет составлять стратегию получения новых знаний и образования в выбранной области, учитывая психические, физические и другие особенности человека, его темперамент, интересы и способности. Разработчик образовательных траекторий будет прокладывать маршруты обучения, используя большие данные и глобальную сеть — в какой вуз лучше поступить, на какие специальные курсы ходить, где пройти стажировку, какие лекции слушать в онлайн-школах и на вебинарах, какие книги и медиа читать, куда отправиться в путешествие, за кем следить в соцсетях и так далее. Такая траектория поможет максимально реализовать умственный потенциал человека.
ГДЕ УЧИТЬСЯ:
Курс «Будущее образования» от Лондонского университета, Khan Academy и канал на русском языке на YouTube; курсы Массачусетского технологического института в свободном доступе; курсы Udacity, посвященные IT и профессиям будущего; лекции Кена Робинсона на TED; инноваторы образования об онлайн-обучении и детском образовании; лекция о магии преподавания пионера образования Кристофера Эмдина и видео TED по хэштегам education, teaching.
СЕТЕВОЙ ВРАЧ
Сетевой врач будет работать на стыке медицины и IT, и, в первую очередь, заниматься профилактикой заболеваний и диагностикой в онлайн-среде. Медицинские онлайн-сервисы mHealth уже начали появляться, но пока что они не вызывают доверия. В дальнейшем ситуация изменится: «умные» носимые гаджеты и мобильные приложения смогут собирать и отправлять актуальную информацию о здоровье человека в глобальные облачные медицинские системы онлайн, где их будут анализировать и следить за динамикой именно сетевые врачи. Такие медики смогут не только проводить диагностику состояния людей с жалобами, но и следить за здоровьем пациентов, которые не замечают симптомов и не обращаются за помощью. Это поможет предотвратить массу болезней, которые развиваются у людей из-за несвоевременной диагностики, узнать больше об их развитии и даже распознать новые заболевания, о которых мы не знаем.
ГДЕ УЧИТЬСЯ:
Нина Тендон о персонализации в медицине, о революции Big Data в здравоохранении, курсы «Дизайн и интерпретация клинических исследований» и «Системное мышление в здравоохранении» университета Джона Хопкинса, курс о инновациях в медицине и фармакологии Миннесотского университета и другие программы в разделе «Медицина»на Coursera.
ДИДЖИТАЛ АРХЕОЛОГ
Диджитал археологу придется работать с раскопками, но не в земле, а в цифровом поле. В первую очередь, это будет касаться работы с устаревающими форматами данных и носителями. Такая профессия уже есть и активно развивается. Например, в проекте Lunar Orbiter Image Recovery Project в NASA с помощью археологии данных спасли важную информацию со старинной компьютерной ленты. В будущем же, возможно, понадобится спасать изображения из вашего устаревшего смартфона. Кроме того, диджитал археолог будет работать в цифровых пластах, где мы оставляем свои следы — социальные сети, блоги, форумы, различные сайты. Уже сейчас многие работодатели рассматривают социальные сети в качестве паспорта человека, оценивая всё — от фотографии профиля до репостов из пабликов, а иногда даже проводятся проверки личности. Работа диджитал археолога будет заключаться в поиске, сборе и систематизации различного рода информации в цифровом пространстве — это может быть как работа с физическими лицами, которые хотят привести в порядок свою историю, так и с крупными корпорациями, тщательно проверяющими своих сотрудников.
ГДЕ УЧИТЬСЯ:
Курс «Архитектура компьютера» из Принстона, институт Цифровой археологии, цифровая археология в Мичиганском университете, сайт и блог о диджитал археологии.
АРХИТЕКТОР ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ И ВИРТУАЛЬНЫХ МИРОВ
Архитектор дополненной реальности и виртуальных миров — это специальность на стыке этики и эстетики, физики, IT, права, архитектуры, дизайна и еще многих областей. Виртуальная реальность становится качественнее и доступнее, как и разные VR-устройства. Уже разработаны лицевые электроды, которые позволяют жевать и чувствовать вкус в виртуальной реальности. В дальнейшем хедхантеры будут охотиться на специалистов, которые смогут создавать альтернативные миры со своей философией, законами природы, правилами поведения, внешней оболочкой и даже органолептическими особенностями. Архитекторы VR будут разрабатывать концептуальные решения для создания как виртуального мира с нуля, так и работать с настоящим миром, наслаивая на него пласты дополненной реальности. И это будут уже не только приложения в духе Pokemon Go, а, например, образовательные и просветительские проекты. Кстати, Apple внедряют дополненную реальность в камеру iPhone.
ГДЕ УЧИТЬСЯ:
Лекции о VR на TED, курс разработчика виртуальной реальности на Udacity, VR-технологии от корпорации Google, обзорная статья о приспособлениях VR в архитектуреот CEO ARCH Virtual, гайд для новичков от AECMagazine, раздел о VR на ARCH Daily, клуб виртуальной реальности virtuality.club, статья на vc.ru о том, где и зачем учиться разработке приложений для VR.
IT-ЕВАНГЕЛИСТ
Специальность на стыке IT, психологии и риторики. Нет, IT не станет новой религией, но уже давно появляются проповедники передовых технологий. В дальнейшем их количество значительно увеличится, и они будут работать с консервативно настроенными людьми — рассказывать им о пользе и удобстве современных достижений, а также учить использовать новые продукты и программы. Как консультанты у банкоматов в Сбербанке, только в более крупном масштабе, если коротко. Уже сейчас в мире существует понятие о «цифровом неравенстве», когда одни люди имеют доступ к IT-продуктам и активно ими пользуются, а другие нет. И это сильно влияет на их жизнь уже сейчас, и в том числе материальное состояние. В обязанности IT-евангелистов будет входить работа по преодолению этого барьера между людьми. Кроме того, важной составляющей профессии станет работа с благотворительностью: крупные холдинги и компании будут выделять средства на ликвидацию цифрового разрыва, чтобы все могли иметь доступ к современным средствам коммуникации и информации в целом. А значит, специальность IT-евангелиста будет востребована.
ГДЕ УЧИТЬСЯ:
Курс трансмедийного сторителлинга из государственного университета Австралии, обзорная статья о евангелизме в IT, курс бизнес аналитики на Udacity, курс «Успешные переговоры: базовые стратегии и навыки» Мичиганского университета, ораторское искусство из Вашингтонского университета, курс по эффективным коммуникациям Колорадского университета и другие курсы из раздела «Личностное развитие» на Coursera.
ДМИТРИЙ ПРОВОТОРОВ
Менеджер продуктов и исполнительный директор Мануфактура IT Production & Graphic Design
«Некоторые из этих профессий есть в том или ином виде уже сейчас. Например, IT-евангелист — они существуют больше десятка лет, вспомните Гая Кавасаки у Apple. А теперь давайте посмотрим на виртуальную реальность — в будущем она будет иметь бесконечное количество уровней вложенности. И сервис Clean представит новую услугу — обслуживание тел, подключенных к VR. HomeKit от Apple первым предложит возможность интегрироваться в виртуальную реальность с целью обеспечения безопасности тела. А экзоскелеты найдут массовое применение не только для совершения подвигов в спортивных или военных целях, но и для обеспечения физической нагрузки на тело, подключенное к виртуальной реальности. На основе этой идеей можно представить множество профессий: от тех, кто моет меня, пока я в VR, до фитнес-разработчиков, создающих программы тренировок для экзоскелетов. Не все же должно быть романтично, кто-то и полы должен мыть.
В далёком будущем вовсе не будет вузов и образовательных учреждений, не будет преподавателей в привычном их понимании. Человек — бутылочное горлышко системы образования. Учитель может вдохновить, но может и отбить желание учиться, повесить ярлык гуманитария или технаря, создавая рамки в умах молодых гениев. Учитель есть в центральной части Европы, но его нет в Зимбабве или ЮАР. Преподавать в будущем будут машины. Человек рожден с желанием познавать мир, и ему только нужно дать инструмент. Избранные педагоги будут обучать машины, чтобы те обучали миллионы по всему миру. Близкая к этому идея — преподаватель для нейронных сетей. Сейчас сети развиваются быстро, но их нужно кому-то обучать. Сеть не научиться рисовать, петь, распознавать лица, играть в покер, если ей не помогут люди, если они не передадут знания.
Индустриализация закончена, ресурсы теряют свою значимость, теперь время креатива. Время людей, умеющих придумывать то, чего еще не было.
Близкая к этому идея — преподаватель для нейронных сетей. Сейчас сети развиваются быстро, но их нужно кому-то обучать. Сеть не научиться рисовать, петь, распознавать лица, играть в покер, если ей не помогут люди, если они не передадут знания.
IT — это новая реальность. Она меняется катастрофически быстро, это экспоненциальный рост и мы не берёмся смотреть вперед на десять лет. Даже за 5 лет произойдут пугающие своей скоростью изменения. И всё, что мы можем сказать сегодня о профессиях будущего основывается на нашем прошлом опыте, на том, что мы знаем. Но очень многого мы не знаем — не знаем, что будет открыто в науке, как изменятся технологии и к чему эти изменения приведут в обществе. И, пожалуй, самой интересной будет работа именно в этих «серых» областях карты. Индустриализация закончена, ресурсы теряют свою значимость, теперь время креатива. Время людей, умеющих придумывать то, чего еще не было, исследователей и первооткрывателей. Безусловно, трудоголиков и тех, кто умеет вдохновлять, — без этого не достичь результата. И сегодня те, кто работают в IT — вошли в эту воду неизвестного будущего и создают прецеденты, которые меняют мир».
Ксения Камынина
Комментарии (0)