Программу вечера составили произведения русской и зарубежной классики, включая музыку чешских композиторов, ярких представителей национальной музыкальной школы Праги Бедржиха Сметаны и Антонина Дворжака.
Симфоническая поэма «Влтава» Бедржиха Сметаны из оркестрового цикла «Моя родина», открывшая концерт, в интерпретации Варшавского фестивального оркестра пленила своей свежестью и оригинальностью. Программа поэмы подробно указана самим автором: «Сочинение рисует весь путь Влтавы от самых ее истоков». В музыке изображаются переклички охотничьих рогов, звуки крестьянской польки, ночные хороводы русалок. Нежный лирический пейзаж музыки поэмы Сметаны был тонко прочувствован Михаэлем Цукерником, достигшим в работе с оркестром удивительного баланса, ярких красок и тончайшей нюансировки.
Специальным гостем вечера был известный российский пианист Александр Гиндин. Он виртуозно исполнил Второй концерт для фортепиано с оркестром до минор, соч. 18 Сергея Рахманинова, одну из вершин русского фортепианного концерта. Произведение отличается масштабностью формы, яркой фортепианной фактурой и колоритной оркестровкой: здесь и «колокольность», и вереница чудесных лирических мелодий, и своеобразие гармонического языка. Тонкая интеллектуальная манера игры Александра Гиндина оказалась весьма убедительной. С Варшавским фестивальным оркестром у пианиста сложилось удивительное взаимопонимание, что, несомненно, придало этой интерпретации положительные эмоции и восторг у публики. Михаэль Цукерник проявил себя чутким партнером Александра Гиндина: он мастерски управлял балансом между пианистом и оркестром, что несомненно способствовало еще более глубинному раскрытию внутреннего содержания рахманиновского шедевра.
Александра Гиндина долго не отпускали со сцены, публика явно не желала расставаться с замечательным пианистом. На бис он исполнил знаменитую Серенаду Франца Шуберта в транскрипции Ференца Листа, а затем полную патетики и героических интонаций Прелюдию соль минор, соч. 23 № 5 Сергея Рахманинова.
Под занавес программы концерта прозвучало еще одно произведение, по праву украшающее сокровищницу чешской музыкальной культуры XIX века – Девятая симфония ми минор Антонина Дворжака. За ней закрепилось название «Из Нового Света». В период с 1892 по 1895 годы Дворжак жил в Америке, где был руководителем консерваторииНью-Йорка. Композитора вдохновил американский национальный фольклор. В музыке Девятой симфонии отражены элементы индейских мелодий и негритянских спиричуэлс в сочетании с чешским мелосом. Произведение было впервые исполнено в Нью-Йорке 16 декабря 1893 года и сразу завоевало мировую известность. Варшавский фестивальный оркестр под управлением Михаэля Цукерника исполнил симфонию Дворжака с впечатляющим размахом, демонстрируя яркую виртуозную игру, объемный звук и динамическую палитру оттенков.Каждая новая трактовка сочинения, за которое берется Михаэль Цукерник, отличается продуманной концепцией исполнения, с присущей артисту индивидуальной манерой дирижирования.
Еще один примечательный и необычный по своему формату концерт Михаэля Цукерника состоялся в преддверии Нового 2017 года на стадионе Штадтхалле Цюриха. Это было грандиозное сочетание музыки и видеоряда на примере сценической кантаты Карла Орфа «Кармина Бурана» на тексты из старинного песенного сборника поэтов XII – XIII веков. Это любовные стихи, застольные песни, игровые и пародийные строфы средневековых миннезингеров.
Концерт действительно отличался совершенно иной художественной атмосферой. Когда мы посещаем музыкальное мероприятие, то частомечтаем услышать что-то неожиданное и открыть для себя новое. Люди пытаются пойматьощущения, связанные с восприятием музыки. Эти чувства связаны между собой визуально и кинетически. Но такого ощущения нельзя получить в течение обычного музыкального вечера, каких множество в течение всего филармонического музыкального сезона.
Кантата Карла Орфа «Кармина Бурана» имеет глубокий историко-литературный подтекст и в то же время нисколько не утеряла своей актуальности сегодня. «Свет Возрождения», излучаемый этим произведением, был символичен для самого Орфа, который мечтал о новом Возрождении немецкой культуры. Средневековая миниатюра «Колесо Фортуны» (образа неумолимой судьбы) послужила Орфу основой для композиционного плана произведения. Мелодика «Кармина Бурана» своими истоками неразрывно связана с народной и бытовой музыкой. Сценический замысел сочинения предполагает большую свободу фантазии художника, хореографа и режиссера. Любая версия исполнения «Кармина Бурана» имеет право на свое существование.
Исполнение кантаты Карла Орфа в Цюрихе сопровождалось видеоинсталляциями на специальных экранах, установленных вдоль сцены.
Видеотрек классического концерта можно сопоставить со звуковой дорожкой немого фильма. Он дает возможность получить аудитории обширный спектр эмоций и чувств посредством визуальных образов, предоставляя творческую свободу воображения.
В то же время музыка Карла Орфа была самым главным звеном концерта, ее лишь дополняла новаявизуализация, выполненная немецким дизайнером Якопо Кастеллано.
Видеотрек невозможно описать, это не история, которой нужно придерживаться. Он основан на натуралистических и реалистичных элементах, реадаптированных и синхронизированых в режиме реального времени. Таким образом, он неотделим от музыкальной композиции и используемых инструментов во время концерта. Сцена в свою очередь еще оставалась неким объектомвзаимодействия, а само пространствосинхронизировало элементы визуальной композиции, следуя принципам проектирования.
Наряду с Варшавским хором и Фестивальным оркестром под управлением Михаэля Цукерника в исполнении сценической кантаты Карла Орфа «Кармина Бурана» приняли участие польские вокалисты: Анна Патрис (сопрано), Лукаш Моткович (баритон) и Александр Кунач (тенор).
Виктор Александров
Комментарии (0)