В ней он очень откровенно рассказал о том, как технологии ведут нас в новый тоталитаризм, и жестко раскритиковал российскую систему поддержки стартапов.
Для тех, кто не может себе позволить потратить полтора часа на просмотр
Логос наносит ответный удар
- Главная сложность — не технологическая. Это неспособность нашего языка правильно описать будущее, настоящее и прошлое. Ведь если нет правильного слова, нам нечем думать. Мы начали брать слова из ИТ, но у гиков они тоже кончились. Реальность стремительно возникает, а слов для ее описания нет. Следующим донором с точки зрения языка описания действительности станет биология.
- Когда действительности еще нет, а описывать ее надо, роль смыслов захватывают мемы. Они овладевают массами и делают что хотят. Мы видим это в экономике, когда банки рушатся из-за информационных атак, и в политике, когда под напором мемов рушатся мировые элиты.
- Мир идей ждет уберизации. Те, кто придумают платформу, порождающую мемы, этот рынок и заберут. Для России это особенно актуально, потому что смыслы и мемы — это то, что мы хорошо умеем делать (слово «телепортация» в заголовках мировых СМИ, мем #RussiansDidIt).
- Мы очень плохо понимаем последствия своих действий. Простой ответ о том, что мы насоздадим, рынок это скушает, а люди куда-нибудь денутся, хорош для венчурного инвестора, которому главное заработать деньги и сбежать из страны. Но он плох для тех, кто собирается остаться в России и растить тут своих детей.
- Мы переходим от технологического оптимизма к реваншу гуманитариев. В 20-е годы мы увидим, как логос наносит ответный удар. Как страсть человека, если он готов жертвовать собой, преодолевает любое превосходство технологий. Крупнейшие мировые державы не могут справиться с несколькими десятками тысяч людей из Исламского государства, каждый из которых готов пожертвовать жизнью и транслировать это в Periscope.
Возвращение в XX век и новый тоталитаризм
- XXI век начинается с возвращения в прошлый век. Кажется, человечество не доиграло в XX век. Сдулись гипотезы о том, корпорации будут сомасштабны государствам. После победы Трампа Илон Маск пошел работать к нему советником. Кричали, обещали объявить независимость в Калифорнии, а потом быстренько прибежали в Белый дом на коленках. Мы думали, что те, кто владеют технологиями, станут новой элитой. Да нифига. Технологии снова всего лишь подложка имперской геополитики. Если правительства хотят знать все обо всех — они это знают (а также друг о друге). И это первый тренд возвращения XX века.
- Второй тренд еще более страшный. Фашизм не появился просто так, до него была евгеника, которая была вполне себе элитным движением. Британское и американское евгенические общества писали книги и инвестировали в технологии. Сегодня ведущие страны Азии делают евгенику своей официальной политикой. Правительство Сингапура рекомендует гражданам супругов, Китай внедряет систему социальных рейтингов.
- Когда мы принимаем законы о телемедицине, об универсальной идентификации на базе нейроданных, мы готовы к последствиям? Стоит ли удивляться тому, что Россия сегодня ищет вдохновение не в далеком будущем, а в Столыпине, Сикорском и Сталине?
- Технологическая стратегия России хитрее других стран. Не потому, что мы хитрее, а потому, что мы беднее. Россия делает ставку на то, что переход будет совершен другими, они в него больше проинвестируют, а мы за счет концентрации на новых продуктах и новых рынках сумеем на этом заработать. Сами мы уже не справимся, поэтому делаем ставку на новое поколение, которое выйдет на эти рынки в 2020-х годах.
- Движение трансгуманистов евангелизировало сверхчеловека, но ни разу честно о нем не говорило. Китай показывает, что развитие генетики и геймификации создает новый неизбежный тоталитаризм. Мне лично жить в мире победившей НТИ не хочется. Главный вызов для нас — найти способ остаться людьми в этом технологическом переходе.
- Остаться людьми — это борьба не за наше будущее, а за наше прошлое. Там смыслов больше, и мы черпаем их оттуда. Мы начали гражданскую войну за наше собственное прошлое. Бьемся за интерпретацию собственных мифов — например, о 28 панфиловцах. Мы будем искать самые невероятные сочетания в нашем прошлом. Последние 15 лет как государство мы очень успешно решали эту задачу — объединение нашего имперского советского и имперского российского прошлого.
- Мы научились тягать лучшие практики, но они оказываются токсичны. А если бы время тратилось не на копирование, а на эксперимент, результат был бы лучше или хуже?
- У текстов Троцкого и лекции Питера Диамандиса в Singularity University примерно одинаковый посыл. Речь идет о создании новых средств производства и о том, как они меняют производственные отношения. Троцкий хотел быстро и радикально взрывать мир новыми средствами производства. А это в чистом виде disruptive technologies, идеология сингулярности — радикальный марксизм 21 века. Подумаешь, Uber лишил работы 100 тысяч таксистов. Зато мне, потребителю, удобно.
- Идеологии неизбежно сливаются с технологиями, технологии — с религиями. Адская смесь всего этого и технологической сингулярности порождает технологическую эсхатологию (ожидание конца света). И мы видим, как эта тема, которая еще год назад была табуирована, вырвалась на поверхность. И если пять лет назад о ней говорили только священники РПЦ и отдельные маргиналы, то сегодня то же самое говорит Хокинг, который до этого технологическую сингулярность проповедовал. Мы наблюдаем жесточайший идеологический разворот.
- Мы будем искать решения не в борьбе лириков и физиков, а в поисках лиричных физиков, в создании поколения фундаментальных инженеров, которые смогут опираться на фундаментальные свойства природы и переводить их в быструю цифру, а быструю цифру — в быстрый прототип и продажи. Именно здесь наше конкурентное преимущество. Мы хотим ввести понятие русских фундаментальных технологий (Russian Fundamentals) — как того, что объединяет нашу науку, нашу идеологию и в каком-то смысле нашу религию.
- В прошлом году мы считали, что нам нужно всем рассказывать, как важна НТИ. Даже объявили открытый конкурс на позицию евангелиста НТИ. Три раза проводили, я так и не смог никого на эту позицию найти. Вопрос — как сделать так, чтобы поверили? Мой ответ сейчас — да никак, не надо, не нужен нам евангелист. Нужно вовлекать, а не проповедовать.
- Вы хотите, чтобы робот Пушкин читал на ночь сказки вашему ребенку? Если посмотреть в глаза будущему, очень часто окажется, что вы смотрите в глаза чудовищу. Вам по-прежнему нравится Uber? А беспилотный Uber еще круче. Вы точно хотите жить в мире победившей НТИ?
Ракета против воронки
- Страшное зло нам принесла некритически заимствованная из Долины идея инновационной воронки. Жутко бесчеловечная штука — 100 человек на входе, 3 человека на выходе. А институты развития что-нибудь предложили оставшимся 97 людям? Я понимаю, почему эта бесчеловечная машина работает в Долине — они цепляют таланты со всего мира. Им все равно: 97 человек разорились, уехали, Китай новых нарожает.
- А у нас достаточно талантов, чтобы 97 человек из 100 выкинуть на свалку? Разве эта воронка, которая уничтожает идеи и возит труп стартапа по всем этажам инновационного лифта, пристойна для 2017 года? Почему так мало технологических компаний доживают до первой поставки? Разве это стоит тех денег, которые мы получаем?
- Наша задача на 2017 год — сделать другую модель акселератора, модель ракеты, где эти 97 человек становятся не отбросами, а топливом. Они будут возвращаться, переучиваться и делать следующий запуск. Мы приглашаем всех работать над моделью российской ракеты, которая умеет выводить спутники на околоземную орбиту, но при этом не относится к людям как к расходному материалу.
- Для этого нам нужно предолеть барьер между технологическими инноваторами (на понтах, с айфонами и связями в Долине), и теми, кто после работы идет не смузи пить, а в ближайший храм. Думаю, наше будущее — в модели, которую мы на форсайт-пароходе по пути на Валаам назвали «суровым северным русским православным стартапом». С ключевыми характеристиками: на вере и нейротехнологиях, через GnP (что переводится как говно и палки) к звездам, на тяге к Родине, то есть на правильно понимаемой идее патриотизма.
Старые институты мертвы, нужны новые
- Существующие институты развития — мертвые социальные структуры. Нам нужно собрать новые с нуля, на базовых принципах: либо ты что-то делаешь лучше всех в мире, либо учишься у лучших. И с независимой оценкой результата, когда оценивают не друзья, коллеги и члены совета директоров, а капитализация на открытом рынке.
- Сегодня лучшей практикой такого рода являются скорее движения бегунов, чем действующие социальные институты. Когда бежишь на длинные дистанции, нужно сосредотачиваться на технике бега, а не на скорости и не на пройденном расстоянии. В итоге скорость будет выше, а дистанция больше. Этому нам предстоит научиться.
- Действующие институты нам не нужны, в том числе Агенство стратегических инициатив. Было бы стратегически правильно его закрыть. Но нам нужно много маленьких АСИ — как сеть людей, а не инвестиции в бетон. Нам нужны институты, создающие площадки для общения лидеров, а не новых феодальных начальников, которые распоряжаются бюджетами.
- Половина наших проектов сегодня — оцифровка худших практик в новых формах. Что может быть ужаснее, чем назвать стратегическим проектом оцифровку очередей в поликлиники? Мы серьезно думаем, что нам нужно заниматься не улучшением качества здравоохранения, а быстрой записью в поликлинику?
- Политическая логика требует от нас новых проектов, о которых надо отчитываться в СМИ. Но, если честно, нам нужно остановиться и подумать, чтобы научиться создавать новые институты, а потом уже вешать на них проекты. Много лет мы инвестировали в отверточную сборку, когда надо было инвестировать в станкостроение. Может, нашим институтам тоже пришла пора это осознать?
- Сколько у нас сегодня в стране настоящих университетов? Я не знаю ни одного. Когда мы научимся создавать университеты так, чтобы они были соразмерны задачам времени, можно будет поговорить о будущем образования.
Комментарии (0)