За капитализм обычно агитируют на примере одежды или булочек: на некоем условном рынке продавцы красивой одежды и вкусных булочек зарабатывают и расширяются, а продавцы уродливой одежды и невкусных булочек – разоряются. В итоге все красивы и вкусно едят, а разорившиеся виноваты сами. Правда, если выйти на улицу, то сразу видно, что «почему-то» сейчас в моде платья а-ля «мешок с дырками для рук», а сосиски из мяса надо искать по всему городу. А ещё продавцы вкусного, заборов конкурентов, почему-то сразу начинают готовить не так вкусно, но это вроде просто «неправильный» капитализм в противовес правильному, который где-то, конечно, есть.
В любом случае цена капитализма в этой красивой картинке – один какой-то разорившийся булочник, который к тому же сам виноват, невкусно пёк. Или один кутюрье. И обязательно это кто-то другой, не я. Я-то ведь не могу быть лодырем, со мной плохого не случится. Так?
Может, вы работаете на того кутюрье и не сами шили мешки с дырками для милых дам? Хотя нет, мешки же сейчас в моде. Ну не важно. Вы типа не виноваты. А нефиг было наниматься к плохому кутюрье, надо было к хорошему! Ну и вообще, ну сколько там у него может быть работников? Ну уволится человек пять, сразу же новую работу найдут, если и вправду хорошие работники. Да?
А представьте, что неэффективным был признан целый город. С медсестрами и дворниками, воспитателями и шоферами, с директорами и работягами. Не вписались в рынок. Тысячи человек не вписались.
А до кучи представьте, что вокруг – тундра на сотни километров, и наниматься им некуда. Вообще некуда. Медведи одни вокруг.
Думаете, сгущаю краски? Нагнетаю? Придумал какую-то нереальную ситуацию? Ога, ога, а рынок свободной конкуренции – реальная. А посмотрите-ка на Иультин. [Здесь и далее — фото автора, лето 2016 г.]
Прорвались. По льду рек, на тракторных санях добрались в 1938 году до заветной горы и стали добывать руду. ГОК, конечно, до войны построить не успели. В войну самолётами сырую руду вывозили «на материк», как была, без обработки, без обогащения, вместе с пустой породой. Так позарез было нужно олово.
После войны отстроились. Построили ГОК, завезли БелАЗы, провели в гору электричку, чтобы шахтеры не пешком на работу ездили. А рядом построили целый город. С ровными улицами, школой, домом культуры, поликлиникой, теплицами, музыкальной школой, и даже дневным санаторием. Дорогу построили – 200 километров по мерзлоте, а вдоль дороги – дорожные станции с теплыми гаражами и вкусными столовыми, кинули ветку ЛЭП за 200 километров, и порт для вывоза рудного концентрата на материк. ЛЭП питалась от ТЭЦ, а при ТЭЦ, не будь дураки, построили бассейн, который горячей водой после турбин грелся, теплицы опять-таки, чтобы свежие овощи круглый год кушать, под землей целые улицы теплые прокопали, чтобы в полярную зиму по улице на работу не ходить, не морозиться. В городе ателье, ремонтные мастерские. Чтобы телевизор можно было на месте починить. Набойку на обувь подбить. Даже золотой нитью вышивали! Чтоб горняки красивые ходили, когда выходной. Чтобы человек не чувствовал, что его в забой – сослали. Детский садик построили – с кварцевыми лампами, с зимним садом, с большим атриумом со стеклянной крышей, как в ГУМе. Чтобы дети гуляли под искусственным солнышком, когда настоящего не видно.
И вот удивительно – на всё денег хватало! Два поколения в посёлке были «эффективными», а потом «вдруг» стали лодырями.
В сети есть любопытное постановления Правительства РФ от 4 декабря 1995 года о ликвидации Иультина. Там написано, что людей надо выселить и посёлок закрыть, но что деньги для этого должно найти не Правительство РФ, которое постановление подписало, а администрация Чукотки. «Мы решили – вы исполняйте». Администрация Чукотки и нашла деньги. На вертолёт губернатора, который прилетел в посёлок, оглядел местных жителей, и сказал «уезжайте – будет плохо».
Кто поверил – пострадали меньше всего. Хуже пришлось тем, кто думал, что «так не бывает». Сначала посёлок «разморозили» и обесточили. А потом обвалился мост через реку на единственной дороге, которая соединяет Иультин с остальной цивилизацией. Местные с горечью рассказывали мне, что ушлые владельцы паромов просили за перевозку нехитрых пожитков иультинцев на другой берег цену, равную стоимости автомобиля.
Кто-то уехал на материк. Кого-то приютили в Эгвекиноте (тот самый порт для вывоза руды, который существует и до сих пор, правда теперь непонятно зачем). Кто-то просто умер. Дело-то житейское.
[ещё фото]
Дорога на Иультин
Комментарии (0)