«Злые люди песен не поют. Почему у русских есть песни?». Это, пожалуй, самая распространённая цитата Фридриха Ницше о русском народе. Но далеко не единственная на эту тему!
От русских бесславно бежали Карл XII, Наполеон, Гитлер. Падение Монгольской империи великого Чингисхана тоже началось с русских. И хотя в этих эпических битвах русские несли большие потери, их жизненная энергия брала верх, каждый раз русские возрождались из пепла и крови.
Эта воля к жизни и была предметом особого восхищения Ницше. «Россия — явление обратное жалкой нервности мелких европейских государств…Сильнее и удивительней всего эта воля проявляется в громадном срединном царстве, где Европа как бы превращается в Азию — России», - писал он.
В чем же выражалась эта воля? Не только в готовности жертвовать собою, совершая воинские подвиги, но тем, что сам Ницше называл русским фатализмом, «тем фатализмом без возмущения, с каким русский солдат, когда ему слишком тяжёл военный поход, ложится наконец в снег».
Это тот непобедимый и возвышенный фатализм, который заставлял Матросова бросаться на немецкий дот, а рядового Зиновьева, сорвавшегося с отвесной скалы во время спецоперации против банды Гелаева в Чечне, лететь вниз безмолвно, чтобы предсмертным криком не выдать боевикам присутствие наших солдат.
Русский — это человек мировых горизонтов. Об освоении космоса и Мировом океане с вами готов поговорить даже крестьянин из забитой деревни. Изба у него будет стоять некрашеная, забор покосившийся, и на этом фоне он будет рассуждать о чем-то масштабном и глобальном.
Пройдя сквозь неисчислимую череду исторических катаклизмов, русские бытовую обустроенность ставят в шкале своих житейских ценностей гораздо ниже важности реализации крупных геополитических проектов и т.п.
Потому и антироссийские санкции, хоть нам жизнь и подпортили, но не заставили капитулировать. Сытость брюха никогда не была на Руси высшей целью бытия. Опять-таки, вспомним Ницше: «Русские имеют преимущество в жизни по сравнению с нами, западными народами».
Ницше в русских импонировало практически полное отсутствие мелкобуржуазной морали, мелочного мещанства и кипучая энергия, поднимавшая этот народ из, казалось бы, непреодолимых водоворотов истории.
По логике вещей, русские уже должны были бы исчезнуть, кануть в Лету. Ведь никто и никогда столько не воевал, сколько русские. Но вместо этого в Лету канули народы, поднявшие на русских меч — касоги, половцы, печенеги, берендеи. О них уже никто не помнит, а русские, их современники, живут до сих пор.
Одно не заметил Ницше главного — великую созидающую роль Православия в истории русского народа. Может, окруженный в мелкобуржуазной Европе такими же примерами мелкобуржуазной церковности, далекой от истинного христианства, Ницше все мерил её мерками? Может, поэтому не смог оценить духовно исполинские фигуры русских православных подвижников?
Православная вера дала силы Евгению Родионову не сломаться перед чеченскими боевиками, не уронить своего достоинства, не снять православный крест, перейти в ислам. Евгения обезглавили, он принял мученическую смерть, оставшись верен Христу.
Ницше признавал за русскими несомненные достоинства. Нам остаётся остаться верными тому описанию, которое о нас оставил немецкий философ. И, вдобавок, бесконечно утверждаться в Православной вере, чтобы быть ещё сильнее, чем думал Ницше.
Илья Макаров
Комментарии (0)