К портрету "Нового Петербурга" (т.е. районов, формирующихся в основном в XXI веке) я обращался уже несколько раз. Вот, например,
В каждодневной суете мы не имеем возможности увидеть все эти изменения, но неделю назад меня пригласили на архитектурно-строительную экскурсию по очень нестандартному маршруту - вокруг нескольких островов дельты Невы. Причём с рассказом Л.Я. Лурье - одного из самых известных петербургских краеведов. И хотя я, как назло, в тот момент ушиб ногу и прихрамывал - однако понимал, что второй такой возможности целостно обозреть Новый Петербург с воды может и не случиться. Так что к условленному времени поковылял на катер, отправлявшийся с Фонтанки на Большую Невку и дальше. И не зря: водный поход оправдал все мои ожидания. Вернулся домой с богатой фотодобычей в виде 600+ снимков; впервые в жизни прошёл водой по Крестовке и Малой Невке и увидел наконец стрелку Елагина острова вблизи с воды. По Большой Невке я катался на аквабусе в поздне-матвиенковские времена - но и там по водному фасаду этих районов произошли разнообразные изменения.
Ниже - мой рассказ о том, как сейчас выглядят некоторые фрагменты Нового Петербурга с воды. Важная ремарка: пост посвящен не красотам и мостам, а объектам на берегах невских проток. Есть там объекты интересные, есть объекты спорные; в общем - всякого понастроили. Но Питер с таких точек не видят ни туристы (экскурсионные катера там крайне редкие гости), ни даже жители других районов - всё это в стороне от проторенных дорог.
Малая Невка. Новый Лазаревский мост с катера
2. Стартовали мы на Фонтанке, прошли мимо Летнего Сада, затем Прачечным мостом вышли на акваторию, пересекли Неву и, собственно, в начале Большой Невки и начался наш осмысленный обзорный поход. Поэтому первое фото - "Авроры" и красивейшего Училищного Дома им. Петра Великого (1912 г.). Сейчас тут базируется Нахимовское училище - непрерывно с 1944 года.
Схема нашего маршрута выглядела вот так.
Как видите, были охвачены многие нестандартные точки. Последовательно по этой схеме и буду показывать виды.
3. Напротив "Авроры" у Сампсониевского моста - участок современной и достаточно высотной застройки. Фасадом к Неве - советская часть, гостиница "Ленинград" (сейчас "Санкт-Петербург", 1970). К ней примыкает полукруглый БЦ "Петровский форт" (2001). За ними, у моста - изрядно наделавший шуму при Матвиенко ЖК "Аврора" высотой 71 м (2005). Он сильно изменил скайлайн в этой части и многие признают его градостроительной ошибкой. Застройщику после судов пришлось немного усложнить проект и поставить шпиль, чтобы дом лучше смотрелся на фоне его соседей.
4. С другой стороны Б. Невки - тоже спорный и неоднозначный объект, БЦ "Линкор". Конец 2000-х. По нему я встречал крайне полярные мнения: одним он нравится ("стильно, строго, похоже на огрублённый силуэт корабля"), другим - наоборот ("развели тут бахрейн с дубаем, нам такое ни к чему").
5. По правому берегу Б. Невки - силуэты Выборгской стороны. За Гренадерским мостом тоже многое меняется: большая часть мелких заводов испустила дух, а их здания переделаны в лофты. На фото - справа построен современный БЦ "Гренадерский", по периметру бывш. завода "Л.М. Эрикссон", или в советское время "Красная Заря". Левее идут уже сохранённые или немного стилизованные старые здания прядильно-ниточного комбината "Красная нить", затем завода "Компрессор".
6. Напротив - объект 2014 года, штаб-квартира "Лукойл-Северо-Западнефтепродукт". Как видите, она нарочита выстроена не в современном стиле - с колоннами и портиком. Нечто вроде приближения к классицизму, но с примесью туркостроя. Тем не менее, смотрится аккуратно и симметрично.
7. Подходим к знаковому рубежу - Кантемировскому мосту и телебашне. За мостом Большая Невка начнёт делиться на рукава. Впереди слева виден "Лукойл".
8. Прямо на расширении Невки по правому берегу создаётся новая доминанта, которая смотрит и на Каменный остров и на Малую Невку - ЖК "Riverside" (2014-16). Это не один дом, а целый квартал - 3 центральных здания и 5 лучей-домов за ним. Как пишет у себя застройщик
9. Интересная деталь: рядом с "Риверсайдом" в Невку впадает Чёрная Речка, мост называется Головинский. По нему ежедневно ездят десятки тысяч машин, но почти никто не замечает ни моста, ни тем более не знает его названия :)
10. За телебашней и почти напротив "Риверсайда" - тоже весьма неоднозначный по облику БЦ "Авеню". Как и "Линкор", он вызывает полярные мнения.
11. Прямо перед Ушаковским мостом - Военно-Морская академия им. адмирала Кузнецова. Раньше она смотрела фасадом на воду, а теперь "перечеркнута" подходящими к Ушаковской развязке эстакадами. Но это было сделано уже давно - где-то середина 90-х.
12. Идём дальше. От Большой Невки уже ответвились и Малая и Средняя Невки, и теперь мы идём по суженной части протоки. Слева по борту - ЦПКиО, или просто Елагин остров.
13. Справа по борту - скрытый за густой зеленью дацан, потом башня "Приморская высотка" (2006, 99 м) и прямо у набережной - аккуратный куличик церкви Благовещенья Пресвятой Богородицы (1809). Дальше там уже метро "Старая Деревня", ну а на горизонте высится газоскрёб, о котором я тут писал много раз.
14. За 3-м Елагиным мостом - сперва база речного ОМОНа с хищными катерами, а потом и ЖК "Stockholm" (на этапе стр-ва, застройщик тоже Setl City). Комплекс элитный, с эксклюзивными видами на Елагин остров и Невку и ниспадающей к воде этажностью. Что тут было раньше, затрудняюсь сказать. А правее, присмотритесь - остатки старой набережной. Но тоже не могу припомнить, чтобы она была общедоступна.
15. "Stockholm" строится копусами-"подковами" - чтобы максимальное количество квартир смотрело на воду. Этим же продиктована и ниспадающая этажность.
16. Вид назад, на узкий фарватер Большой Невки. Здесь виден и Елагин остров (справа), и напротив него стоящий "Стокгольм", и вдали высотка близ Старой Деревни, и 3-й Елагин мост.
17. Наконец, самый волнующий момент похода - я оказался прямо напротив стрелки Елагина острова, со львами! Видел её с Крестовского, гулял тут десятки раз, но с воды вижу это впервые. Красиво!
18. Впереди - громада Газоскрёба, частично проглоченная облаками, мост ЗСД и какой-то непонятный полузатопленный объект.
19. Разворачиваемся тут. Вид на новый стадион закрывает комплекс "Явара-Нева". Погуглил потом - пишут, что "дзюдоистский клуб, учрежденный Аркадием Ротенбергом". Неужели весь комплекс отдан под дзюдо? Это тоже совсем новый объект.
20. После разворота пошли назад по Средней Невке. Слева по борту оказался Елагин остров, а справа - Крестовский. Малоэтажная элитка в глубине - ЖК "Дом у моря" (2009).
21. Проходим мимо района государственных особняков для судей Конституционного суда. Каждому судье во время исполнения его обязанностей положен вот такой особняк.
22. И снова волнующий момент - впервые в жизни прохожу Крестовку! Это узенькая перемычка между Крестовским и Каменным островами.
23. Здесь - "спортивная" часть Крестовского острова и ряд гребных клубов.
24. Какое-то неказистое здание советского времени, на территории клуба.
25. Теперь выходим из Крестовки на широкую гладь Малой Невки. Она, хоть и Малая, но в островном районе заметно шире Большой. Вот такой парадокс. Слева - Ленинградский дворец молодежи, ЛДМ (1975). Тут начинали и концертировали в начале карьеры многие культовые ленинградские рокеры. Правее - ЖК "Ориенталь" (2010).
26. Вид по Малой Невке в сторону Большой Невки. Вдали виден доминантой тот самый "Riverside", см. фото 8.
27. Но мы стользим по течению, по направлению к заливу. По правому борту, на Крестовском - 5-этажный дом, похожий на паруса. Это ЖК Stella Maris ("Морская Звезда", 2007), тоже от Setl City. Левее него - ЖК Brilliant House на месте бывшего советского общежития.
28. Рядом с "Морской Звездой" - особняк А. И. Путилова (1912).
29. По левому борту - Петроградская сторона и мост через Карповку. В глубине - ЖК "Омега-Хаус" (2007).
30. Впереди - Большой Крестовский мост.
31. ЖК "Привилегия" (2017). Не понравилась, кстати говоря - какой-то совсем провинциальный стиль для элитной островной застройки. Могли бы и получше придумать.
32. По курсу следования - новый Лазаревский мост с очень запоминающимся силуэтом (2009). Я хорошо помню ещё старый, трамвайный мост. А сейчас на его месте - автомобильный, который пробил на Крестовский ещё одну дорогу.
33. Он же, только вид назад. Только что под ним прошли.
34. Вот этот объект в самом конце элитной застройки Крестовского я опознал нечётко. Возможно, это ЖК "Фаворит" (2008). Дальше к западу уже простирается парковая зона.
35. Подходим к самой дальней точке нашего водного похода - Большому Петровскому мосту (2010), соединяющему Крестовский и Петровский острова. Я ещё застал тихий деревянный мост советского времени и любил тут кататься на велике в "нулевые", но после стройки нового стадиона он стал автомобильным и оживлённым. Ещё он знаменит тем, что на этом месте под лёд в декабре 1916-го спустили тело Григория Распутина. Но тогда мост был совсем другим.
36. Здесь разворот, и мы поворачиваемся "лицом" к Петровскому острову. Зеленая зона по центру и справа - это территория бывш. пивзавода "Новая Бавария". В феврале 2013 года я тут ходил и
37. Снова проходим Лазаревский мост. Интересная конструкция, запоминающаяся - хотя тоже вызывает споры.
38. Идём обратно, по левому борту - Каменный остров. Можно отметить относительную скромность государственных резиденций советских "партократов". Вот эта - К-2.
39. Рядом с Пашей
40. Идём обратно к месту старта. Скользим по Большой Невке мимо парусника "Забава" по направлению к "Авроре".
* * *
Как видите, изменений XXI века на водном фасаде Петербурга очень много. И всё это возникло буквально на моих глазах.
Спасибо за фундаментальный осмотр фасада Островов и всех Невок организаторам экскурсии - компаниям Setl City и "Петербургская недвижимость".
Комментарии (0)