В рассуждениях о вреде мяса, которые я часто слышу от вегетарианцев есть некоторые вещи, с которыми можно смело согласиться, наряду с аргументами, не имеющим ничего общего с реальностью,
Поскольку у меня был пятилетний опыт полного вегетарианства (ни мяса, ни рыбы, ни яиц) в течение которого я прочитал все фундаментальные восточные трактаты, касающиеся индийской космологии, философии буддизма и даосизма, включая труды по аюрведе, акупунктуре, йоге и другим знания, я могу об этом сказать пару слов.
Естественно, долгое время я практиковал разные оздоровительные психофизические практики от Випассаны и хождения по углям, до ритритов и дыхательный техник.
Не буду подробно вдаваться в те системы, которые мне удалось на себе испытать, скажу, что это были практически все методы известные в эзотерических кругах пятнадцать лет назад.
Свои наблюдения, для удобства, я сведу к тезисам.
Аюрведа и типы пищи.
1. Говоря о пользе или вреде какого-то продукта для здоровья со ссылкой на Аюрведу, мы должны помнить несколько вещей.
Первое –это варны (у нас более распространенное слово «касты») существующие в Индии до сей поры. Это аналог дореволюционных российских сословий, где высшую ступень занимали брамины (жрецы, представители религиозного культа).
Чуть ниже располагались кшатрии (воины, цари). Далее шли вайшьи (купцы и крупные землевладельцы).
Первые три касты назывались «двиджи», что означало дважды рождённые.
Далее следовали шудры (батраки, слуги и бедные крестьяне) и замыкали социальную лестницу «неприкасаемые» -презираемый и бесправный социальный слой. Даже случайная встреча двиджи с неприкасаемым вела к серьезным процедурам очищения.
2. Второе -это гуны, т.е. качества, свойства.
саттва — основа разума, характеризуется тонкостью, легкостью, светом и радостью;
раджас — основа энергии, характеризуется активностью, возбуждением и страданием;
тамас — основа инерции, характеризуется грубостью, апатией, аморфностью и тьмой.
Питание согласно Аюрведе делится на:
Тамасическое – т.е. вызывающее отупление, куда входила речная рыба, корнеплоды (пища крестьян и неприкасаемых) а так же любая несвежая еда.
Раджасическое - способствующие силе и энергии, это были мясо и острые специи (пища воинов)
Саттвические –употребление которых приводило к благости и созерцательности. Такими продуктами считалось все молочные продукты, сладкие фрукты, мёд, каши, орехи и рис (пища жрецов)
Заметим, что массового употребления алкоголя ни тогда, ни сейчас в Индии не было.
Влияние климата и продуктов на человека.
3. Индостан и тогда и сейчас представлял собой климатическое место, которое можно разделить на две условных области: там, где жарко и там, где очень жарко.
Любая тяжелая физическая работа или упражнения в таком климате просто противопоказана.
Поэтому любимым занятием индийцев на протяжение тысячелетий является болтовня с соседями возле раскидистого баньяна или какого другого дерева.
Поэтому индусы падки на различные проповеди и выступления местных гуру, попрошайничество и абсолютное наплевательство на бытовые удобства.
В этом у нас с ними есть определенная схожесть.
4. Вряд ли я кого-то удивлю, если скажу, что в России, и в Советском Союзе основными продуктами 85 процентов населения являлись зерновые, озерная или речная рыба, курица, яйца, овощи, консервы, сало, хлеб.
Мясо в рационе крестьян было крайне редким явлением. В СССР, если мы берем брежневский период, ситуация немного изменилась к лучшему, как альтернатива мясу появились всевозможные колбасы и колбасные изделия, тушенка, пресервы и консервы, то есть пища представляющая из себя чистый яд.
И до сей поры, даже свиной шашлык остается в России деликатесом.
По сути, рацион среднестатистического россиянина не сильно расширился.
Да, в стране стали больше потреблять курицы и рыбы. Совершенно обыденными на столе стали бананы, макароны из твердых сортов пшеницы и некоторые другие продукты.
Весь этот продуктовый набор совершенно четко относит наше население к низшей касте развивая в нем тупость и инертность на уровне физического тела.
5. Суровые климатические условия России, длинная зима и короткое лето несмотря на очевидную разницу с климатом Индостана, все же имеет с ним сходство по степени воздействия на менталитет народа.
В обоих случаях, человек долгое время предоставлен самосозерцанию (лежать на печи и в потолок плевать).
В обоих случаях, нематериальное в человеке довлеет над материальным.
Есть одно «но» физическое состояние северного человека нуждается в крепости и ригидности. Он распахивает трудную почву, валит лес, носит тяжелую одежду. Его рацион крайне нуждается в жирах. Чтобы поддерживать тепло в теле.
Человек Юга гибок и менее крепок. Он почти не носит одежды, и не занимается интенсивным физическим трудом.
Что такое Йога?
6. Теперь мы плавно подходим к йоге. Я уже неоднократно
Для продвинутых рекомендую бессмертный труд переведенный на десяток языков под названием
Если в двух словах, то Йога –это практика остановки колебаний ума. Три основных условия для практикующих Йогу -это наличие наставника, полная неподвижность в течении длительного времени и уединение.
То, что у нас подразумевается под «йогой», есть ни что иное, как система гимнастических упражнений, появившаяся чуть более ста пятидесяти лет назад. За это время эти упражнения обросли мифами, легендами, были дополнены дыхательными и очистительными практиками, сдобрены мистикой и утверждены в своей незыблемости самозваными Гуру.
Сейчас количество школ такой «йоги» насчитывает несколько сотен.
Распространение такой «йоги» в самой Индии, с одной стороны, было связано с нахлынувшим потоком американцев и европейцев жаждавших прозрений и откровений. С другой было обусловлено многомиллионной армией бездельников, пытавшихся на этом заработать.
Сексуальная энергия.
7. Еще несколько моментов, которым следует уделить внимание. Это секс и поведение желудочно-кишечного тракта.
Не будем углубляться в дебри происхождения, накопления и выброса (сублимации) сексуальной энергии, просто представьте следующее.
Человек -это чайник, стоящий на плите.
Накопление энергии (пара) происходит в самом низу (муладхаре), откуда она имеет два выхода. Часть выходит через носик (свадхистану), часть через крышку (сахасрару). Поскольку крышка может сидеть довольно плотно, весь пар уходит через носик, пока чайник не выключили.
В народе есть такие выражения «спустить пар», «вскипеть», «разгорячиться», «накипело».
Если заткнуть носик, и приподнять крышку, весь пар пойдет через верх.
К сожалению, в России у людей крышка плотно закупорена, поэтому основные действия совершаются при помощи инстинктивно-двигательного центра. Работу такого центра определяет связка страх-агрессия, что в условиях социума всегда чревата проблемами, болезнями, запорами и другими проблемами.
Кто бывал в Индии знает, что желудок там работает безукоризненно, раз.
Сексуальная энергия легко сублимируется, два.
Две эти вещи также служат гибкости и ментальной, и физической.
Если вы вспомните одну из самых загруженных улиц Мумбая, где шесть полос сумасшедшего трафика в одну сторону и шесть в другую, то вам будет понятно, о чем я говорю.
Эту трассу могут переходить под прямым углом без светофоров и переходов калеки, верблюды, крестьяне на телегах, ишаки; её пересекают моторикши, велосипедисты, мотобайки, нищие, попрошайки и прочая разношерстная индийская публика.
Ни у кого сей факт не вызывает приступов лютой злобы или неконтролируемой агрессии.
Признаки варн.
8. И наконец последнее. Для каждой варны испокон веков установлены свои правила и психофизические упражнения.
Брамины читают мантры, занимаются изучением Вед, отправлением религиозных обрядов и устанавливают нормы поведения для всех остальных. Он употребляют саттвическую пищу в небольших количествах. Они не думают о хлебе насущном. Сексуальную энергию жрецы сублимируют в духовный рост.
Кшатрии поддерживают власть браминов, распоряжаются жизнями и доходами остальных каст, а также дают им защиту. Они упражняются в воинских искусствах, наращивают мышечный корсет, едят мясо, активно занимаются сексом. Религиозные ритуалы укрепляют власть воинов и царей.
Купцы и землевладельцы беспрекословно подчиняются жрецам и воинам. Они могут употреблять любую пищу, довольно активны в сексе и обладают балансом между физическим и умственным развитием.
Крестьяне существуют в прахе. В прахе рождаются и в прах обращаются. Они тяжело работают, получая за это кусок хлеба. Пища, секс, условия жизни, умственные способности, цели –все это делает четвертую Варну похожей на тягловый скот.
Неприкасаемые выключены из социума. Едят в основном отбросы, корнеплоды или фрукты. Бездельничают, попрошайничают, воруют, насилуют, убивают.
9.Что получается?
Получаются следующее:
1.Гимнастические упражнения, ошибочно называемые в нашей стране «йогой» даже в индийском социуме есть удел бездельников. Ведь им отводится значительная часть времени.
В нашем обществе такая практика, под руководством доморощенных гуру, только усиливает человеческое Эго.
Эго –главный враг Йогина.
2. Вегетарианство –это исторически сложившийся рацион у земледельцев всего мира. Однако он ни носит ни установленного характера, ни религиозного (индусы являются исключением ввиду того, что корова считается священным животным), а продиктован отсутствием выбора.
Когда есть возможность, крестьяне с радостью употребляют мясо.
3. Поскольку Йога –есть упражнение в неподвижности ума при помощи неподвижности тела, а целью её есть достижение Самадхи, то никакие физические упражнения называться йогой не могут.
Или точнее так: называться йогой может все и бодибилдинг, и биатлон, и шахматы.
Как говорил Шри Ауробиндо – вся жизнь есть йога.
4. И мясо и гимнастические упражнения необходимы, если у человека есть в жизни какие-то цели, кроме того, чтобы разорвать цепи Сансары.
5. Человека, практикующего Йогу (остановку ума посредством концентрации и медитации) для верности, следует называть Йогином.
6.Отказ от животной пищи вообще, имеет кратковременную пользу. Но польза эта проистекает ни из-за улучшения физического состояния человека, а из-за ментального контроля над своим телом.
7.Принципы питания европейца раз и навсегда сформулировал Гиппократ. И никто ничего нового после него не открыл:
а. Ваша пища должна быть лекарством, а ваше лекарство должно быть пищей.
б. Всё хорошо, что в меру.
в. Как суконщики чистят сукна, выбивая их от пыли, так и гимнастика очищает организм.
г. Ни насыщение, ни голод и ничто другое не хорошо, если преступить меру природы.
д. Действие диетических средств продолжительны, а действие лекарств — скоропреходящи.
8.Отсюда вывод.
Вред гимнастических упражнений, которые у нас ошибочно называют «йога», заключается в трёх вещах.
-В надуманной религиозно-философской подоплёке.
-В подаче этих упражнений, как некой панацеи от всех проблем.
-В навязывании паттернов поведения и питания.
Польза красного мяса заключается также в трех факторах:
-Оно даёт недостающие витамины и минералы человеческому организму.
-Оно способствует росту мышц, укреплению тела и готовности к самозащите.
-Оно даёт раджасическую энергию, энергию страсти и желание победы.
Комментарии (1)