Новосибирск - город молодой и в этом его проблема. Если в старых городах у людей есть более-менее целостные исторические центры с приятной застройкой, небольшими улицами и набором деталей, то в Новосибирске это скорее отдельные дома в окружении громадных панелек и высоток. Такие города не кажутся обжитыми и это хорошо чувствуется на контрасте - как в Икеи ты понимаешь, что это всё декорации, так и тут кажется, что всех согнали сюда совсем недавно, только дизайнер забыл про масштаб человека.
Не мудрено, что в такой среде большинство горожан предпочитают передвигаться на автомобиле - город автоцентричен. Неконтролируемое автомобилепользование и откровенное провоцирование езды на машине лишь усиливают общий дискомфорт. От происходящего вокруг очень хочется сбежать в какой-нибудь бар, ресторан, домой или другой город.
Благоустройство
Ещё Новосибирск - город богатый. Ведь тратить миллионы рублей на высадку однолетних растений может позволить себе не каждый.
Когда-то давно в городе знали про приствольные решётки:
Красота. Сегодня нам приходится заново учиться тому, что знали наши предки о благоустройстве.
Хотя сложно сказать, что здесь чему-то учатся, поэтому из деревьев вырастают знаки:
Теперь красиво! Особенно сетка рабицы удалась. Зачем покрывать столбы рельефной краской (песок + краска) от объявлений, когда можно изуродовать город и попортить вещи людей?
Дизайн? Не, не слышали:
Фирменные люки - хорошо. А вот дизайн так себе. Я бы такой не забрал к себе домой.
Кто-нибудь, расскажите чиновникам, что провода нужно убирать под землю, а не устраивать город третьего мира:
чаще всего это частные провода
... и что сход с одной стороны тротуара должен продолжаться сходом с другой стороны:
Улицы города захвачены автомобилями:
О каком-либо комфорте и красоте говорить бессмысленно - люди живут на парковке. В такой обстановке можно лишь копить на машину, чтобы парковать её у подъезда на газоне и тротуаре у работы.
Эту улицу в тестовом режиме перекрывают на выходных. Очень важный проект, который наглядно может показать горожанам комфортную и безопасную улицу вместо улицы-парковки.
Естественно некоторые возмущаются, ведь это нарушает автомобильные права (вухаха) и привычный уклад - такое проходили все города. Важно, что люди голосуют ногами и по выходным улица заполнена.
Раньше тут был бульвар:
Частично его даже сохранили:
Здесь даже есть парковщики О_о Если раньше я считал вахтёров самой бесполезной профессией, то теперь могу показывать Новосибирск с муниципальными парковщиками:
А это двор новостройки - тут сделали всё хорошо. Не знал, куда закинуть его, но это лучшее благоустройство города. Жалко, что не смог попасть внутрь и пощупать лично.
Набережная
Городская набережная и знаменитый метромост:
Город стоит на реке, но люди лишены воды. Чтобы добраться до набережной нужно пройти железную дорогу и шоссе. Получается, что люди просто отрезаны двумя рукотворными преградами.
Набережная лишена активностей и доступа. Как итог - пустота:
Но это пытаются исправить! Скоро тут будет плитка и велодорожка. Вера в кирпич - наше всё. Ведь это ясно как день - нужна плитка с лавочками и люди автоматически появятся.
Вообще делать велодорожки в парках и набережных не стоит. Либо делать их очень осторожно. Причина проста - это места для рекреации, а не транзита - приоритетным должен быть комфорт отдыхающих людей. Расслабиться или отпустить ребёнка побегать весьма сложно, когда мимо быстро проезжают велосипедисты. Для прогулочной езды хватит общего пространства. В противном случае не нужно удивляться, почему на велодорожку выбегают дети или прогуливаются люди.
К слову, новосибирские строители в одном месте делают красиво, а в другом - уничтожают. Заодно разносят грязь на всю набережную - после прогулки пришлось мыть ботинки.
Открыточный вид города и место, где Навальный выступал с трибуны. К слову, извинений за ложное обвинение в проплаченных постах Навальный мне так и не принёс.
Этот пролёт - историческая часть жд моста Транссиба через Обь. Если бы не железка, то Новосибирск остался бы небольшим городишком. Памятник хороший, а вот окружающее благоустройство унылое. Типичный псевдоисторизм с закосом на оригинальную скучную идею.
Б - безопасность
Дело заборизации живёт!
Напомню, что забор на улице делает её опаснее - это сигнал для водителя, что можно ехать быстро. Люди ломают заборы или перепрыгивают через них, чтобы дойти коротким путём - это эволюционный режим сохранения энергии и его не исправить. Водители же не ожидают выхода людей и едут быстрее. Вот и получается, что скорость выше, а человек беззащитнее.
Шанс аварии с тяжёлыми последствиями растёт вместе со стрелкой спидометра. В случае вылета машины на тротуар - это трупы. А в случае вылета на улицу с забором - это шрапнель для окружающих. В России уже
Плюс это уродования улиц и миллиарды рублей в трубу.
Б - безопасность. Всем ведь известно, что если превратить знаки в новогоднюю ёлку, то водители лучше увидят людей и не будут нарушать. И не важно, что щиты могут закрывать собой человека.
Тут островок безопасности тоже улучшили: заборчик и рамка - красота. Только пешеходный переход здесь лишь с одной стороны - можно перейти, насладиться комфортом и вернуться обратно.
Ещё одно веянье бесполезной траты денег. Пешеходы Новосибирска, по мнению ГИБДД и чиновников, недостаточно страдают - нужно заставить людей с сумками (тут автовокзал) подниматься на уровень третьего этажа ради переноса пробки на 100 метров дальше.
Забавно, что на выходе из перехода висит реклама доступной среды Новосибирска:
Безграничные возможности кончаются за порогом квартиры, когда по улицам невозможно пройти или перейти на другую сторону.
Ах да, человечество ведь придумало лифты! Жалко, что человечество не придумало лекарство от глупости. Зачем думать о том, что лифты нужно содержать, а на это денег нет?
Напомню, в Новосибирске горожане уже
Метро
Новосибирск - самый восточный город России с метро. Две ветки и 13 станций. Тут не отключают свет или эскалаторы ради экономии, как это делают
До появления инстаграма людям было труднее отмечать посещённые геоточки:
В Москве отказались помечать места остановки вагонов. Печально, хотя это оправдано с учётом нескольких типов вагонов с разным расположением дверей. А вот в Новосибирске смогли:
Ещё один пример безопасности головного мозга (подробнее:
Видимо, бывали случаи :/
А ещё тут какой-то бесконечный туннель пересадки. Зато там поют Нойза и возвращают мой 2007.
Архитектура среды
Типичная для города картина - асфальтовый пустырь. Такая пустота давит:
Город человеческого масштаба? Скорее город для военных парадов. Человек должен чувствовать себя незначительной частью большой системы и ходить на завод.
Основная проблема города - он молодой. Большая часть города застраивалась в советское время в соответствии с представлением об идеальном городе. Жалко, что к нему не прилагался идеальный человек. В итоге Новосибирск обладает совсем небольшим комфортным ареалом с дореволюционными и конструктивистскими домами. За ними - пустые безликие микрорайоны с точечными высотками.
Город чем-то напоминает Франкенштейна - набор разных частей, которые составляют единое целое.
Одна из достопримечательностей города - 100 квартирный дом. Красивый издалека:
... но при приближении всё упирается в страшные детали.
Почему-то многие считают, что у памятников важны лишь стены, а детали можно отправить в утиль. Это категорически неправильно - детали формируют общую картину. Поэтому нельзя менять остекление, цвет стен, выкидывать оригинальные двери или ставить пластиковые труды с батареями.
Раньше архитекторы полностью формировали облик дома изнутри и снаружи. На западе
Тут владелец даже сделал идентичный дизайн, но из металла. Сразу видна подделка :(
То немногое, за что цепляет взгляд, чаще всего уродуется нелепыми пристройками:
Самое страшное здание, по традиции, у Сбербанка:
Хотя конкуренция уродцев в городе высокая!
Ещё в городе совершенно не умеют подсвечивать здания. Такое чувство, что вместо световых дизайнеров зовут электриков ЖЭКа.
В России мало специалистов, которые умеют работать со светом, но обычно в каждом городе есть 1-2 хороших примеров. В Новосибирске сплошной колхоз в этом направлении. Как и в архитектуре в целом.
13 трамвай
Гроза автомобилистов и символ города - маршрут №13.
Говорят, что только с этим номером происходят необычные происшествия. Например, он остановил убегавшего от инспекторов ДПС байкера-нарушителя. Или в апреле 2012 года из-за неисправности водителя выбросило из кабины, а вагон продолжил движение. Неуправляемый трамвай протаранил три автомобиля, без водителя он проехал около четырех километров. Не удивлюсь, если в таком режиме он даже не сорвал график.
Город-мост
Новосибирск очень напоминает мост, по которому люди с востока сваливают на запад. То есть приехал, настрадался, получил какой-то опыт и уехал. В таком сценарии тебя не волнует обстановка вокруг - она временная. Это очень опасная психология и удар для города, изменить это будет очень сложно.
Москве потребовалась полная смена руководства и команды правительства, миллиарды рублей и много лет, чтобы начать возвращать город людям (это процесс на десятилетия). Пока у Новосибирска нет даже понимания, что пора что-то менять, а ведь это будет архитрудной задаче - сложно очеловечить город с эффектом
Комментарии (0)