Тюренков Михаил
В день, когда вся Россия с ужасом и скорбью следит за кемеровской трагедией, унёсшей десятки детских жизней, о христианском отношении к этой беде "Царьград" побеседовал с нашим постоянным автором, известным православным пастырем и проповедником, клириком храма Святителя Василия Великого в Зайцеве, протоиереем Андреем Ткачёвым.
"Царьград": Сегодня миллионы людей в нашей стране и за её пределами задаются вопросами: как могла произойти столь масштабная трагедия, в которой погибло огромное количество детей? Почему Господь допускает или, как говорят люди верующие, попускает подобные страшные события?
Протоиерей Андрей Ткачёв: Со времени убийства Авеля Каином смерти как таковой удивляться не приходится. Безусловно, она пугает людей, напрягает наши нравственные чувства. Но если мы поразмыслим над этим вопросом глубже, то поймём, что относительно самой смерти мы находимся в иллюзии. Она совершается постоянно, однако только такие массовые трагедии будоражат общественное сознание. Обратите внимание на статистику автокатастроф со смертельным исходом, статистику смертей на стройках или ту же криминальную сводку. Всё это показывает нам "царство смерти" в обнажённом виде. И это не говоря уже о хосписах, больницах, реанимациях, болезнях, операциях и так далее.
"Ц.": Но всё это не так ужасает, как столь массовая и страшная смерть детей. Как по-христиански осмыслить это?
А.Т.: Конечно, тут нужно содрогнуться и вспомнить, что человек не просто смертен, а смертен внезапно, и именно это здесь — самое страшное. Добавляет страха и то, что в место катастрофы превратилось место отдыха и веселья. Подобные вещи случаются, когда тонет круизный лайнер, где люди собрались повеселиться, потанцевать, посмотреть с моря или реки на закаты или восходы, а приходится внезапно идти на дно вместе с кораблём. Или когда аттракционы превращаются из места детского смеха в место крика, крови и седых волос родителей.
И здесь может быть только один вывод: молитву нельзя оставлять нигде, даже там, куда вы пришли веселиться. Нет таких мест на Земле, особенно в техногенном мире, где можно было бы расслабиться так, чтобы не чувствовать себя в опасности, какой бы то ни было. И я сейчас говорю даже не о терроризме, а только о той цивилизации, которая нас окружает. Количество опасностей для человека умножилось ровно в той же пропорции, в которой увеличилось количество комфорта. Электричество прекрасно освещает наши дома, но оно же бьёт нас током, замыкается в проводке. И все эти современные пластики горят хуже, опаснее дерева. И всё остальное, что нас окружает: и атомная энергия, и машинное производство, и многое другое предназначено для комфорта, но бьёт нас, как раб, вышедший из-под контроля. И всё это требует переосмысления слабости человека и опасности цивилизации, которая создана для одних целей, но побочно приносит с собой другое. Это всё, в общем-то, — проблема всего современного мира.
"Ц.": А как это объяснить тем же родителям, которые в одночасье лишились детей? Какие слова найти для них?
А.Т.: В период острой боли человеку, находящемуся в шоке и потерявшему близких, ничего объяснять не надо. Надо дать времени совершить свою лечебную работу. Объяснять можно только тем, кто философски задаётся этим вопросом, не потеряв никого. Тому, кто обеспокоен общей картиной мира: пониманием Бога и места страдания в нашем мире. А родным и близким погибших сейчас объяснять ничего не нужно. С ними нужно молчать. Более того, лишний разговор может только увеличить их травму. Поэтому здесь нужна чуткость, которой не было, скажем, у друзей ветхозаветного праведника Иова Многострадального. Он страдал, а они ему об этом говорили, и это только добавляло ему боли.
Поэтому, кто имеет веру, пусть молится. А кто не имеет веры, пусть думает. И то, и другое Бог создал для человека, чтобы он не имел оправдания. "Во дни несчастья размышляй", — так говорит Екклесиаст. Беда приближает Бога к человеку и человека к Богу. Потому что в период комфорта и в зоне комфорта люди про Бога забывают.
"Ц.": И всё-таки чем Церковь сегодня может помочь родным и близким погибших?
А.Т.: Церковь не должна дублировать государство, которое будет помогать материально, призывать, мобилизовать работу психологов и других служб. Церковь может сделать то, что она должна делать всегда: взывать к Богу Живому о спасении душ погибших в огне и дыме, об укреплении порванных надвое сердец скорбящих сродников, о не повторении подобных кошмаров. То есть наше главное дело — разговаривать с Богом, со слезами разговаривать с Богом о том, что происходит.
"Ц.": Один из грехов, которые принято называть "смертными", — это алчность. И именно об этом сейчас говорится особенно много, ведь очевидно, что многие из трагедий, подобных кемеровской, имеют корни в этом грехе, в этой страсти.
А.Т.: Безусловно. Мы живём в мире, в котором нажива является смыслом жизни для большинства людей. Причём как тех, кто занимается бизнесом, так и тех, кто бизнесом не занимается. Максимальная прибыль становится оправданием любой деятельности "по умолчанию". Поэтому переворачиваются суда, которые ради числа купленных билетов перевозчики перегружают всё большим и большим числом техники и людей.
Поэтому создаются пожароопасные ситуации там, где на технику безопасности смотрят лишь в самую последнюю очередь, поэтому горят ночные клубы и торговые центры. Думать о человеке наша эпоха нас не учит, мы должны учиться этому сами. А общий мировой тренд, в который мы погружены и в котором плывём по течению, — зарабатывай деньги, пока есть возможность, а со всем остальным как-нибудь разберёмся.
"Ц.": Какой вывод мы должны из этого сделать? О чём в первую очередь должны задуматься, узнавая о случившемся в Кемерове?
А.Т.: Опять-таки, не дублируя функции государства, мы должны ждать от него серьёзного контроля и проверки на предмет безопасности всех мест массового скопления людей. Это касается и пожароопасности, и многого другого (что особенно важно в преддверии того же футбольного чемпионата мира). Мы же православные христиане и, я повторюсь, должны понимать, что молитву оставлять нельзя нигде, особенно в местах большого скопления людей.
Беспечность нам противопоказана везде, ведь и там, куда человек приехал просто отдохнуть, поваляться на пляже, он находится в такой же зоне риска, как, например, на техническом производстве. Поэтому берегите своих близких, детей, сами себя, будьте внимательны. И не думайте, что современный мир превратился в рай благодаря техническому прогрессу. Напротив, он стал ещё более опасным, более лживым, более двусмысленным. Маска с этого мира срывается раз за разом, во всех частях света, и мы здесь — не исключение.
Тюренков Михаил
Комментарии (0)