Горизонты цифрократии
Общая цель государственного регулирования – поддержание стабильности и минимизация рисков системы, что подразумевает установление долгосрочных отношений между секторами экономики и всеми интересантами. Однако появление в горизонте ближайших 10–20 лет новой реальности – «цифрократии», связанной не только с цифровизацией экономики и технологиями искусственного интеллекта, но и с киберугрозами и инцидентами, – требует особого и активного внимания государства.
Перефразируя Джорджио Дель Веккио («Каждая революция творит новое право»), можно сказать, что новая технологическая революция уже творит новую экономику, когда существующие институты и инструменты становятся неадекватными. В то же время дискуссия о том, как перезапустить рост старой экономики, – не прекращается. Если в отношении характера денежной политики, уровня инфляции или учетной ставки оппоненты движутся по классическим канонам, то в вопросах, например, управления рисками традиционные идеи уже не работают.
Беспрецедентное усиление рыночной власти транснациональных корпораций, контролирующих доступ к программному обеспечению, сетям и аутсорсингу, уже привело к росту общественной зависимости от их функционирования и к реальной проблеме сохранения суверенитета государства. Нельзя не учитывать, что инновации новой цифровой эпохи могут быть разрушительны для традиционных обществ, а информационные технологии будут распространены так широко, что люди будут постоянно подключены к локальной или глобальной сети. Речь уже идет не только о развитии компьютерных систем, но и о чем-то более важном – о новой парадигме человечества или новой системе координат.
У данной проблемы несколько уровней. Первый – глобальный: это вопросы наднационального (межгосударственного) контроля киберпространства и обеспечения регулируемой сингулярности (социальные нейросети и гибриды человеко-машинного интеллекта). Безусловно, технологии будут развиваться, но их использование должно контролироваться, особенно использование для общепланетарной информационной сети и синхронизации развития человеческой популяции глобальных цифровых инфраструктур, а также генные технологии и синтетическая биология.
Второй – региональный (континентальный) уровень – контроль сетей и инфраструктур нового поколения: WEB 4.0 (Connects Intelligence). Для гармонизации цивилизационного пространства и новой формы информационной симметрии планеты необходимо создание нескольких типов цифровых автоматизированных инфраструктур и с безусловным правом свободного выбора.
Третий уровень – национальный (локальный): это электронный госсектор (E-governance) и цифровизация экономики, управление пространственным развитием и контроль производства программного обеспечения, «кибергигиена» Интернета вещей и нейроуправление бытовым пространством.
Новейшая конкурентоспособность
Какие действия, на наш взгляд, наиболее актуальны? Первый уровень – это прежде всего инициатива со стороны России о созыве киберсаммита ООН и подготовке проекта резолюции по контролю киберпространства. К сожалению, все глобальные инициативы пока ограничиваются только дискуссиями о контроле интернет-трафика, проблеме кибер-инцидентов в банковской сфере и недопущении атак против критической инфраструктуры.
По второму уровню помимо достижения цели «быть № 1 в мире» и инвестиционной привлекательности не менее важны безопасность и удобство пользователей сетей и инфраструктур, а также создание условий выше ожиданий. Например, организация международных центров цифрового превосходства, объединяющих на сетевых принципах группы ученых и предпринимателей из разных стран и обеспечивающих ключевые, наиболее рисковые стадии инновационного развития (с режимом наибольшего благоприятствования и упрощенного хозяйствования).
На третьем уровне первичны разработки национальной «дорожной карты» и базиса законодательных инициатив о цифровизации экономики России. Кроме того, важны конкурсы по отбору проектов и перспективных разработок – для создания отдельного сектора государственных и частных программ содействия «цифровикам» со значительным потенциалом роста.
Фактически это компоненты новейшей конкурентоспособности: изменение доктрины сообщений для геополитической повестки; реновация системы управления государством на базе цифровых инфраструктур и информационно-сетевых организаций; коррекция законодательной базы для эволюционного управляемого перехода к новым формам общественного договора в рамках цифрократии.
Для создания условий доминирования национального интеллектуального капитала, привлечения высокотехнологичных компаний и удержания суперквалифицированных работников на территории страны, на наш взгляд, необходимо: актуализировать требования к субъектам экономики с новыми стандартами отчетности; создать программы по управляемой цифровой трансформации рынка труда и блок-сценарии безработицы; переформатировать систему образования, включая национальную концепцию управления талантами. Отсюда – рост налоговых отчислений и экономики в целом и, безусловно, уровня и качества жизни населения.
Для цифровизации экономики и формирования новой социальной модели корректного потребления, привязанной к долгосрочным этическим стандартам, первичны сетевизация секторов и проектирование инфраструктур для управления коллективным потенциалом людей как продуцентов идей – создание «экосистемы символов». Кроме того, для сохранения суверенитета идеосферы РФ важно остановить размывание уклада мышления и обработки информации, связанного с русским языком. Без национальных цифровых систем управления, разработки русифицированных каскадных рейтинговых репутационных сетей, анализа «цифровых следов» и «машинного обучения», управления «экономикой рейтингов» говорить о новейшей конкурентоспособности вообще не придется.
Соответственно для реализации актуального современности международного сотрудничества России «распаковывается» новая экономическая формация: новые стандарты – новые векторы развития.
* * *
Известна цитата из Пауля Вацлавика: «Реальность – продукт человеческого общения». В данном случае готовность к изменениям и новой реальности – это обеспечение международной безопасности, формирование новой среды жизнедеятельности и удовлетворение рыночного спроса.
Комментарии (0)