WSJ
Южнокореец Ким Ки Хон - рок-звезда в мире образования с заработком около $4 млн. в год. Ки Хон преподает уже более двадцати лет, в основном, в частных академиях, где собраны лучшие репетиторы по всем основным школьным дисциплинам. В отличии от большинства учителей в мире, Ки Хону платят только за те знания, которые востребованы у учеников и спрос на его навыки только растет.
Ки Хон работает около 60 часов в неделю, преподавая английский язык. На сами лекции он тратит всего три часа в неделю. Его занятия записаны на видео, а благодаря интернету, превратись в товар, стоимостью $4 в час. Большую часть времени, он проводит за онлайн консультациями своих учеников, помогая им в составлении учебных планов, написании заданий и разработке пособий.
"Чем больше я работаю, тем больше я получаю," - говорит Ки Хон о своей работе. "Мне это нравится."
Благодаря дополнительному образованию, за последние десятилетия Южная Корея сильно упрочила свои позиции. Например, пятнадцатилетние корейцы вторые в мире по чтению, после Шанхая. Сейчас среднюю школу в Корее заканчивает 93% учеников, тогда как в США только 77%.
Индустрия дополнительного образования или репетиторства, как принято называть ее у нас, в России, бурно развивается по всему миру. Иногда, её называют теневой системой образования. Нигде она не получила таково развития как в Южной Корее, где количество репетиторов превосходит количество учителей занятых в государственной системе образования.
Благодаря развитию этой системы, образование получает самые новые и прогрессивные методы, плюс растет конкуренция среди учителей, что безусловно, благотворно сказывается на уровне преподавания всех без исключения дисциплин. Однако, у медали есть и другая сторона. Дети, вместо одной, ежедневно вынуждены посещать две школы, уровень нагрузки запредельный. Не стоит забывать, что частное образование ориентировано на большой кошелек, поэтому талантливые, но малообеспеченные дети остаются за бортом прогресса.
Большую часть доходов Ки Хону приносят 150 000 детей, которые ежегодно смотрят его видеолекции в интернете. Большинство из них - это старшеклассники, которые готовятся к поступлению в высшие учебные заведения, где необходимо сдавать экзамены по английскому языку. Сейчас Ки Хон - это бренд, на который работают более 30 человек, которые помогают ему с выпуском книг и пособий, а также в повседневной образовательной деятельности.
Для представления масштабов этого бизнеса, стоит сказать, что академия в которой трудится Ки Хон торгуется на корейской бирже. Она, кстати, документально подтвердила доходы Ки Хона. Три из четырех детей в Южной Корее пользуются услугами частных академий. В 2012 году их родители потратили $17 млрд. на услуги репетиторов. За тот же год, американцы потратили 15$ млрд. на компьютерные игры. Индустрия дополнительного образования в Южной Корее настолько прибыльная, что в нее вкладываются банки и хэдж-фонды со всего мира. Это вам не нефть качать.)
Это очень волнительно, когда понимаешь, что Ки Хон - это учитель с доходами как у звезды футбола или директора банка. И, что бы преуспевать в жизни, не нужно становится чиновником или бизнесменом, достаточно быть хорошим учителем, правда, это только в Южной Корее, но пример есть и он на лицо.
Что бы найти звезду калибра Ки Хона, владельцы частных академий просматривают тысячи отзывов от родителей, лекций и методического материала от соискателей. "Их очень тяжело найти и еще тяжелее удержать",- говорит Ли Чан Унн, один из владельцев сети частных академий в Сеуле. "Они знают свою ценность и без колебаний покидают академию, если что то не устраивает".
Самое большое отличие обычной школы от частной академии - это выбор учителя самими учениками, чем выше рейтинг, тем больше учеников может собрать лектор. Ки Хон имеет до 120 человек на каждой лекции, остальные учителя на много меньше. Главным действующим лицом в новой системе корейского образования стал учитель, он здесь царь и бог.
В частных академиях учителя могут не иметь никаких сертификатов подтверждающих их профессиональные навыки, фиксированной зарплаты они то же не имеют. Все зависит только от их востребованности. Большинство из них, работают больше, а зарабатывают меньше своих коллег из государственных школ.
Оценка их деятельности складывается из количества учеников посетивших их занятия, их оценок и отзывов по итогам обучения. Основные вопросы к прошедшим обучение - "любит ли учитель свой предмет?" - ответ на этот вопрос составляет более 60% в итоговой оценке педагога и "какой уровень подготовки имеет?"
"Ученики - это клиенты", - утверждает Чан Унн. Что бы набрать как можно больше учеников, академии рекламируют свои результаты очень агрессивно. Они помещают результаты своих учеников в государственных тестах в интернете и над входом в академию, на больших постерах.
Контроль за ученикам ведется очень строго. Как только ученик приходит в академию, родители получают смс-уведомление, затем, они получает еще одно с результатами пройденного материала, и это каждый день. Три раза в месяц учителя звонят им с детальным отчетом о проделанной работе. Раз в три-четыре месяца звонит директор академии. В Южной Корее считается, что вовлекать родителей в образование своих детей должны педагоги, на них лежит вся ответственность.
Если репетиторы набирают низкие балы в итоговом рейтинге или привлекают небольшое количество учеников, их ставят на испытательный срок, после чего следует увольнение. Каждый год, Чан Унн увольняет до 10% учителей своей академии, для сравнения, в США увольняют только 2% учителей из государственных школ.
Все это благотворно влияет на уровень образования в академиях. Согласно опросу проведенному институтом развития образования Южной Кореи среди 6600 школьников из 116 школ, выяснилось, что преподаватели из частных академии кладут на обе лопатки своих коллег из общеобразовательных школ по уровню обучения, широте знаний и уважения к ученикам.
Но насколько хорошо учат частные репетиторы? Ответит на этот вопрос крайне затруднительно. Мировой опыт показывает, что качество преподавания намного важнее количества. Цены на обучение очень сильно влияют на качество предоставляемых услуг. Если дети из богатых семей могут позволить себе заниматься с лучшими педагогами один на один, то всем остальным приходится довольствоваться большими классами и уже более низким уровнем образовательных услуг. Несмотря на то, что 8 из 10 корейских родителей заявляют о финансовом бремени дополнительного образования, они и дальше будут вкладывать как можно большие суммы в образование своих детей, мотивируя это лучшим усвоением материала и светлым будущим для своих отпрысков.
На протяжении десятков лет правительство Южной Кореи пыталось взять под контроль рынок частного образования. Политики налагали множество запретов на деятельность академий. Дошло до того, что в 80-ые годы они были под полным запретом, в то время в Корее правили военные. Однако, каждый раз, академии воскресали из пепла словно Феникс.
"Единственная возможность - это изменить подход к образованию в стране"- заявляет Ки Хон. Если родители будут доверять уровню подготовки учителей из обычных общеобразовательных школ, то надобность в системе дополнительного образования отпадет сама собой. Для этого нужно ввести систему из частных академий - чем более востребован учитель, тем больше он получает. Тогда все хорошо образованные и подготовленные кадры не будут уходить в частный сектор, а останутся в обычной школе.
Не одна страна не знает точных ответов. Но одно ясно точно, в современной экономике знаний дети должны быстро адаптироваться и иметь критическое мышление. Мир огромен и постоянно меняется, дети должны быть готовы учиться всю свою жизнь, а не только в школе или институте. И не столь важно, кто научит их этому - частный сектор или государство.
Оригинал взят у
Комментарии (1)