Было такое время, когда я работал преподавателем в частных учебных центрах. Преподавать мне всегда нравилось и нравится. Казалось бы работа не пыльная, кому-то даже может показаться, что это самое то для халявщиков. На самом деле всё не так, совсем не так. Из истории ниже вы узнаете до чего может довести такая работа.
Вёл я сложные курсы по информационным технологиям, в основном продолжительностью 5 дней. Курсы насыщенные информацией и множеством практических работ. При этом занятия начинались в 10 утра, а заканчивались в 5 вечера. С перерывом на обед, конечно. Обед оплачивался работодателем, но нужно было обедать со студентами, которые задавали кучу вопросов во время еды. Порой так грузили вопросами и своими мнениями, что либо не успевал поесть, либо аппетит пропадал.
Как-то раз даже поставил рекорд по чтению курсов, прочитал подряд без перерывов 12 курсов по 5 дней. К концу того периода почти кидался на людей. Почему? Представьте себе, вы приезжаете на работу к 9:00 утра, чтобы всё проверить и подготовить к началу курса. Потом до 13:00 с небольшими кофе-брейками интенсив с кучей теории и лабораторных работ. Далее с 13:00 до 14:00 обед со студентами, с ответами на множество вопросов. Затем снова интенсив до 17:00, бывало и дольше, если отставали по программе. После окончания учебного дня, начиналось время подготовки. В это время нужно было готовиться к проведению новых курсов и сдаче экзаменов для получения сертификата, который был допуском к проведению новых курсов. В это же время нужно было переделывать и пернестраивать лабораторный стенд с оборудованием для своей тренировки и занятий следующего дня.
В вечерние же часы проверял почту и отвечал на письма. В лучшем случае освобождался в 19:00, чаще в 20:00 — 21:00, бывало и до ночи задерживался. Прибавьте к этому время на дорогу до работы, а это редко бывало меньше 1 часа в одну сторону и поймёте, что оставалось время только поспать. И вот наступали выходные дни. В эти дни полностью перенастраивал класс к следующему курсу: заливал образы операционных систем с необходимым ПО на все компьютеры, полностью переделывал стенды с оборудованием, так как менялась схема коммутации, настроек и пр. Устанавливал нужное ПО на маршрутизаторы и коммутаторы, порой «срубая» пароли, которые любили делать не по учебнику некоторые особо одаренные студенты. И опять же готовился к новым курсам, экзаменам и отвечал на письма, на которые не успел ответить в течение рабочей недели. Мог бы этого не делать, за это никто не доплачивал, но курс был бы автоматически сорван.
В дальнейшем мы подготовили администратора, который часть рутины взял на себя, но и то за ним много приходилось доделывать и переделывать, так как всех тонкостей он смог бы узнать, если бы изучил все курсы, что не реально. Когда начинал работать, обычная практика была: одну неделю проводишь курс, а одну готовишься к новым. Но коммерческой компании нужно увеличивать прибыль. Поэтому недели подготовки были всё реже. И вот как-то, чтобы высвободить время под подготовку и последующий отпуск у меня в расписании появилось 12 курсов подряд, при этом не одного курса начального уровня. Все курсы были продвинутыми и технически сложными.
К 8 неделе я понял, что стал крайне агрессивным. Меня бесило, когда люди не спеша делали свою работу, то есть заходишь в какую-нибудь организацию, а тебе говорят мол подождите полчасика, а потом не спеша перебирая бумажки, начинают что-то набирать в компьютере одним пальцем. Или в магазине, в который заскочил на 5 минут, технологический перерыв 15 минут в отделе, а остальным продавцам влом встать на кассу за коллегу. Еле сдерживал эмоции, хотя и не всегда получалось и доходило до скандалов. После 12 недель курсов, решил развеяться и пойти погулять по своему родному городку, забрели с женой на стадион. А там футбол и сидят мужички и смотрят футбол. Вроде бы что тут такого, но на меня это сработало как красная тряпка на быка. Я наверное слишком громко возмущенно сказал жене: «Пока одни люди пашут круглыми сутками на работе, какие-то лоботрясы мячик пинают, а другие смотрят на это и не хрена не делают».
В общем, если бы меня жена оттуда поспешно не вывела, то наверное меня бы там побили или я побил ) Как-то потом один преподаватель московский мне рассказывал как он две недели подряд проводил базовый курс и чуть «кони не кинул». Про то что я провёл 12 подряд продвинутых курсов он мне не поверил. Как вы понимаете отпуск у преподавателя был, чтобы поболеть, точнее полечиться. Пока курсы идут, болеть нельзя, люди заранее бронируют курсы, гостиницы, билеты на самолёт, а заменить преподавателя не кем, когда ведешь уникальные курсы. Организм всё это понимал и начинал посылать сигналы ровно тогда, когда начинался отпуск.
К чему я всю эту душещипательную историю написал? С одной стороны к тому, что работать нужно не много, а умно, но вот в случае преподавателя частного учебного центра самым умным оказалось уйти с такой работы. Там либо ты преподаватель, либо не преподаватель, никаких категорий и дополнительных регалий. Хоть 1 год проводишь курсы, хоть 20 лет. Сегодня услышал про то, что в российских школах появятся две новые должности — старшего и ведущего учителя. В обязанности старшего учителя будут входить координация работы других учителей, методическое сопровождение и разработка "индивидуальных образовательных траекторий". Эту должность можно будет занять только спустя пять лет работы в школе и после получения первой или высшей квалификационной категории.
Ведущий учитель, по словам министра образования Васильевой, должен будет стать "наставником молодых педагогов" и помогать им войти в профессию. Для этой должности потребуется десять лет стажа и высшая квалификационная категория.
Если за это будут доплачивать, то это будет реально работать. У нас в учебном центре это не заработало вот почему. Руководство решило, что нужен «старший преподаватель — методист» и назначила на эту должность молодого зелёного преподавателя, который и года не отработал. Они считали, что остальным преподавателям не до составления расписания и методического обеспечения курсов. Получилось, что какой-то салага получил должность и зарплату больше, чем все опытные преподаватели. После такого шага, большинство преподавателей уволились в течение полугода, так как все поняли, что карьера невозможна и все давно достигли потолка. Ну и кроме того, за подготовку молодых преподавателей не доплачивали. Поэтому их готовить никто не хотел, так как и без этого нагрузки было предостаточно. Учитывая требования к должностям старшего и ведущего учителей, уверен, что такая система будет работать успешно.
Комментарии (0)