Стоянка древнего человека эпохи верхнего палеолита была открыта в Зарайске сравнительно недавно. Однако интересные исследования и важные находки принесли этому археологическому памятнику широкую известность не только в России, но и за рубежом.
Особенно интересна одна из последних находок, имеющая огромное значение для изучения искусства и духовной культуры древнего человека.
Стоянка расположена в историческом центре города, на высоком берегу реки Осетр (правый приток Оки). Частично ее культурный слой был разрушен в XVI в. во время строительства стен Зарайского кремля и проездной Никольской башни, возведенных по приказу Василия III. Начало исследованиям положили наблюдения главного хранителя городского музея Л. И. Максимовой, обнаружившей у северной стены кремля кремневые орудия. В 1980 г. эти материалы были переданы археологу А. В. Трусову, который в том же году, заложив шурф, выявил на территории Зарайска наличие стоянки палеолитического времени.
В дальнейшем раскопки осуществлялись А. В. Трусовым в 1982—1983,1989 и 1994 гг. С 1995 г. непрерывные и интенсивные исследования стоянки ведутся Зарайской археологической экспедицией под руководством интенсивные исследования стоянки ведутся Зарайской археологической экспедицией под руководством члена-корреспондента Российской академии наук X. А. Амирханова и к.и.н. С. Ю. Льва. К настоящему времени за все годы работ было исследовано 265 м2 (как в центре памятника, так и на его периферии). Но по сравнению с предполагаемой общей площадью стоянки исследованная территория составляет довольно скромную часть.
Зарайская стоянка была долговременным поселением большого коллектива древних людей. Согласно радиоуглеродному анализу, ее возраст составляет 17—22 тыс. лет и приходится на самый суровый период валдайского оледенения. Тогда ледниковый щит находился в 200 км к северо- западу от Зарайска. Обитатели стоянки жили в при- ледниковой зоне, сочетавшей тундровую и степную растительность.
В то же время длительные и холодные зимы были малоснежными, что давало возможность крупным стадам мамонтов, бизонов, северных оленей и лошадей круглый год пастись на просторах приледниковых равнин, доставая корм из-под снега. Поэтому коллективы древних людей возвращались на это место на протяжении нескольких тысячелетий, обеспечивая себя охотой на этих стадных животных.
Приемы изготовления кремневых орудий, планировка жилищ, хозяйственных комплексов и другие особенности стоянки сближают ее с памятниками костёнковско-авдеевской археологической культуры. В Зарайске обнаружены характерные для указанной культуры ожерелья из зубов песца и волка, при украшении изделий из кости использовались сходные орнаменты гравировки в виде сетки, «косого креста».
На стоянках Костёнки (под Воронежем) и Авдеево (под Курском) неоднократно обнаруживались произведения палеолитического искусства — фигурки так называемых «палеолитических Венер» из мергеля (известняка), кости и бивня мамонта, изображения мамонтов и бизонов из мергеля.
До недавнего времени на Зарайской стоянке произведений палеолитического искусства обнаружено не было. В то же время материал, из которого изготовлены некоторые костёнковские статуэтки, — кости и бивни мамонта — встречается на стоянке в изобилии. Кости мамонта служили топливом для костров (в приледниковой зоне не было достаточного количества А дерева). Большие кости и бивни использовались в качестве перекрытий кровли полуземлянок; из них делали орудия труда: крупные мотыги, наконечники и другие изделия.
Таким образом, наличие произведений палеолитического искусства можно было предполагать. Долгожданную находку обнаружили в конце полевого сезона 2001 г. На дне хозяйственной ямы-хранилища, на специально сделанном уступе была найдена статуэтка бизона из бивня мамонта. Очевидно, что она была не брошена и не потеряна, а заботливо положена туда, где ее спустя 22 тысячи лет нашли археологи. Статуэтка лежала на правом боку, головой на запад, под шеей бизона, поперек, лежал обломок кости какого-то мелкого животного (песца или зайца). Фигурку нельзя назвать маленькой. Ее длина — 16,4 см, высота — 10,4 см, максимальная толщина (в средней части живота) — 3 см.
Выразительные стилистические особенности и мастерство исполнения выделяют это произведение искусства из круга известных нам образцов той эпохи, обнаруженных в Восточной и Центральной Европе. Особое значение имеют те необычные условия, в которых статуэтку поместили в землю. Все это позволяет рассматривать находку как ценный источник для изучения истории искусства и духовной культуры первобытного человека.
Особенностью зарайской статуэтки является сочетание натурализма со стилизацией отдельных деталей объекта. Другая важная черта — использование орнаментальных приемов как художественного средства скульптуры. Орнаментация, характерная для других видов изобразительного искусства палеолитической эпохи, была применена мастером при передаче бороды и гривы бизона.
Этот прием подчеркнул индивидуальные черты животного и вместе с тем явился важным изобразительным элементом.
Скульптурных изображений бизона в палеолите Европы известно немного. В Восточной Европе помимо Зарайска имеются лишь две стоянки, на которых найдены такие фигурки: Костёнки 4, откуда происходят четыре мергелевые статуэтки бизона, и Косоуцы на Днестре, с одной фигуркой (вероятно, самки бизона), изготовленной тоже из мергеля. Они резко отличаются от зарайской находки. Костёнковские статуэтки передают общий облик этого массивного животного — горб и характерный наклон головы, — но не более. При этом не выделены даже ноги, не говоря уже о таких мелких деталях, как рога, глаза, хвост. Вся фигурка представляет собой массивный силуэт, как бы вросший в землю.
Зарайская статуэтка выполнена реалистично, с большим мастерством показаны общий облик животного и отдельные части фигуры. Каждая деталь туловища бизона дополняет остальные, и ни одна из них не выделена настолько, чтобы другие части оттеняли именно ее. Анатомические пропорции тела выдержаны правильно, и поза стоящего животного естественна. В условной манере показаны хвост, вымя, копыта не детализированы, челка, грива и борода выделены, но шерсть не передана.
Примечательной особенностью находки является раздельное изображение ног. Более ранние статуэтки изображаются со «сросшимися» ногами, а на первых образцах с разделенными, найденных на юго-западе Германии и датированных эпохой 30 тысяч лет назад, они показаны еще неуверенно. По сравнению с ними зарайская статуэтка является значительно более совершенным художественным произведением.
Зарайский бизон занимает среди произведений палеолитического искусства особое место. Существует несколько классификаций палеолитического искусства, и вне зависимости от того, по какой схеме рассматривать положение этой находки, она на несколько тысячелетий древнее времени, когда получает широкое распространение художественный стиль, к которому она относится. Таким образом, зарайская статуэтка — это резкий прорыв вперед в развитии первобытного искусства. Что было его причиной — выдающийся талант древнего мастера или более высокий уровень художественного творчества жителей стоянки, пока неизвестно.
О назначении скульптуры свидетельствует исследование ее поверхности и условий местонахождения в культурном слое. На левой стороне фигурки в области груди имеются следы многочисленных ударов, нанесенных массивным острым предметом, а правая сторона в той же области окрашена красной охрой — природной краской. Ясно, что и то и другое было сделано не для украшения скульптуры. В этом виде фигурка была уложена в яму, причем не на само дно, а на особый, специально выделенный выступ.
В чем же смысл этих манипуляций? Представляется, что они являются редким по своей убедительности свидетельством использования скульптуры в ритуально-магической церемонии. Это — свидетельство какого-то охотничьего обряда, элементами которого было нанесение повреждений статуэтке и заботливое погребение. На левой стороне груди нанесены «раны», а на правой обозначена «кровь». Бережное захоронение на специально выделенном месте было совершено с целью умилостивить убитое животное. Очевидно, что смысл этого ритуала заключался в облегчении овладения охотничьей добычей. Статуэтка предстает как «заместитель» реального зверя, на которого велась охота. Изначально она предназначалась для одноразового использования в магическом охотничьем обряде.
Зарайская находка — редкий случай, когда на археологическом примере можно хотя бы частично восстановить культ, не только материальную сторону, но и обрядовую сторону жизни древних обитателей стоянки.
Известный по этнографическим наблюдениям охотничий обряд североамериканских индейцев — охотников на бизонов представлял собой сложную систему. Эти действия растянуты по времени. Первоначально они направлены на «приманивание» зверя на доступное расстояние или «принуждение» его появиться на месте охоты. Второй этап обеспечивал поражение животного. И наконец, третий, направленный на выход из успешной охоты, чтобы избежать мести или наказания со стороны родового духа убитого зверя. Как и в случае с действиями, совершенными над зарайской статуэткой, в охотничьем ритуале индейцев сочетаются магическое «убийство» животного с поклонением его духу, стремлением умилостивить его.
Приведем живописное описание приготовления индейцев к охоте на бизонов в форме ритуального танца: «Приблизительно 5 или 15 манданов сразу принимают участие в пляске. У каждого из них на голове шкура, снятая с головы бизона (или изображающая ее маска) с рогами. В руке туземец держит лук или копье, орудие, которым он обычно пользуется в охоте на бизонов... Танец продолжается без перерыва до тех пор, пока не появляются бизоны: иногда танец затягивается на две или три недели, не прекращаясь ни на минуту... Танец изображает охоту, ловят и убивают бизона... Когда один из туземцев устает, он дает об этом знать другим, наклоняясь телом вперед и делая вид, что он падает; тогда другой туземец выпускает в него из лука стрелу с притупленным кончиком. Первый падает как бизон, присутствующие вытаскивают его из круга за пятки, размахивая над ним ножами и жестами, изображая обдирание и свежевание бизона. Затем его отпускают, а место в кругу занимает сейчас же другой, который, наряженный в маску бизона, также вступает в танец... Так продолжается до тех пор, пока не появляются бизоны»1.
Разумеется, мы не можем восстановить практиковавшийся на палеолитической стоянке охотничий обряд. Можно, вероятно, говорить лишь о сходстве его сути и структуры с охотничьими ритуалами у охотников на бизона исторического времени, сохранившими следы первобытных верований. В этом смысле захоронение изображения бизона на Зарайской стоянке можно отнести к заключительному этапу магического действия, связанному со стремлением снискать доброе расположение к охотникам и их родичам со стороны духа-прародителя бизона. По представлениям североамериканских индейцев начала XVII в., дух- прародитель «служит началом и корнем всех других особей» и «одушевляет всех животных этого вида»2.
Примечательно, что действия, направленные на «уничтожение» зарайской статуэтки, предполагались уже в момент начала работы над ней. Тем не менее это не отразилось на стремлении мастера придать совершенство своему произведению. Символический, знаковый смысл и в какой-то мере «утилитарный» характер данного предмета не отразились в его художественной форме. Эстетическая составляющая имела здесь самостоятельную значимость, не связанную с символикой изображения.
Зарайская статуэтка показывает бизона статично. Не видно усилия показать какое бы то ни было движение, характерное для этого могучего зверя. Все помыслы художника были направлены на передачу максимального внешнего сходства с изображаемым объектом. Соответственно, и эмоциональное восприятие ограничивается восхищением мастерством художника и отчасти — большой выразительностью моделировки некоторых деталей. Таким образом, художник избрал своей главной целью такие критерии, как «похожесть» и «красивость». В данном случае эти признаки не могут рассматриваться отдельно.
Учитывая ритуально-магическое назначение статуэтки, этот выбор не может быть случайным. С точки зрения участников обряда успех ритуальных действий будет тем более результативным, чем больше сходства между реальным объектом, на который направлены эти действия, и используемым в обряде его «заместителем». Сходство при этом означало конкретность изображения. Бизон, воспроизводимый зарайской статуэткой, с этой точки зрения является не воплощением художественного образа, а изображением вполне конкретного (но не индивидуального) зверя, с которым в определенный момент связаны жизненные интересы обителей стоянки. Таким образом, это произведение, как и обнаруженные костные останки, тесно связано с охотничьей практикой древних обителей Зарайской стоянки.
Примечания:
1 Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1999. С. 179.
2 Тэйлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989. С. 388.
Опубликовано: Подмосковный летописец: историко-краеведческий альманах. № 1. 2004. С. 26-29.
Хизри Амирханович Амирханов, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии наук, заведующий Отделом археологии каменного века Института археологии РАН
Сергей Юрьевич Лев, кандидат исторических наук, Научный сотрудник Отдела археологии каменного века Института археологии РАН
Комментарии (0)