Дидро был одной из самых влиятельных фигур во Франции XVIII века. Наравне с Вольтером, Жан-Жаком Руссо, Шарлем-Луи де Монтескьё и другими великими мыслителями, он стал одним из идеологов эпохи Просвещения. Совместными усилиями они составили 35-томную «Энциклопедию, или Толковый словарь наук, искусств, ремесел». Считается, что именно этот монументальный труд, содержащий в себе все знания, накопленные человечеством к тому времени, подготовил культурную почву для Великой французской революции.
В своих сочинениях Дидро, как истинный философ-просветитель, пропагандировал рационализм и свободомыслие. Наиболее известными его произведениями являются романы «Монахиня», «Жак-фаталист и его Хозяин», «Нескромные сокровища» и «Племянник Рамо».
Человек перестает мыслить, когда перестает читать.
Человек не делает ничего, если цели нет и не делает ничего великого, если цель ничтожна.
Высшей степенью мудрости человечества является умение приспосабливаться к любым обстоятельствам.
Человек не будет свободен до тех пор, пока последний король не будет повешен на кишках последнего священника.
Религия мешает людям видеть, потому что она под страхом вечных наказаний запрещает им смотреть.
Везде, где признают бога, существует культ, а где есть культ, там нарушен естественный порядок нравственного долга, и нравственность падает.
Отнимите у христианина страх перед адом, и вы отнимете у него веру.
Бог христиан — это отец, который чрезвычайно дорожит своими яблоками и очень мало — своими детьми.
Философы говорят много дурного о духовных лицах, духовные лица говорят много дурного о философах; но философы никогда не убивали духовных лиц, а духовенство убило немало философов.
Излагать истину некоторым людям — это все равно, что направить луч света в совиное гнездо. Свет только попортит совам глаза, и они поднимут крик. Если бы люди были невежественны только потому, что ничему не учились, то их, пожалуй, еще можно было просветить; но нет, в их ослеплении есть система... Можно образумить человека, который заблуждается невольно; но с какой стороны атаковать того, кто стоит на страже против здравого смысла?
Комментарии (0)