Я только в обед прилетел из крымского отпуска и решил по свежим впечатлениям от вчерашнего дня написать о примечательном факте в жизни как Севастополя, так и всей культурной жизни России - вчера, в субботу 19-го августа в Херсонесском историко-археологическом заповеднике торжественно открыли здание античной экспозиции с экспонатами, охватывающим века от догреческих и до конца античного мира. В прошлой жизни эта экспозиция была закрыта в 2006 (!!!) году, по причине ветхости перекрытий здания - у него банально начала сыпаться крыша. Я не могу сравнить "до" и "сейчас" по простой причине - это было еще до моего увлечения археологией и я не был в предыдущем варианте экспозиции. Здание закрыли на по сути бессрочный ремонт, при украинских властях и их перманентной конфронтации с Севастополем заниматься этим было некому и не на что. Кажется с тех пор прошла целая эпоха, Крым вернулся в состав России и дело, наконец, тронулось с мертвой точки, хотя все равно ремонт занял несколько лет, и вот, наконец, музейный ряд экспозиций заповедника пришел в свое нормальное состояние с логичным рассказом как об античных временах, так и средневековье. И я стал одним из первых, кто увидел новый музейный зал.
1. Сначала, как водится, долго читали приветствия от начальства. Строго говоря, первыми посетителями были за день до этого Путин и Медведев, приехавшие в Севастополь с инспекцией и на открытие новой школы - тоже, кстати, доделанный украинский долгострой на Казачке. Вместе с ним минобразования, минкультуры и прочее. Но открытие для всех посетителей Херсонеса было именно 19-го с элементами театрализации, реконами и так далее.
2. Гостей встречает грифон со предположительно стенки саркофага, один из символов античного Крыма, до сих изображенный на гербе Керчи.
3. Античная экспозиция четко делится на два зала. Один из них - общая и политическая история Херсонеса, второй, подобный аналогичному византийскому, посвящен повседневной жизни и ремеслам херсонеситов. Выставка начинается направо, с общей истории, с витрины о догреческом населении Кипра, поданном как носители кизил-кобинской культуры + тавры. Достаточно все скромно.
4. Затем витрина о колонизации и ранних веках существования в классическую эпоху. Интересен набор остраконов с обязательным именем собственника посуды и именем его отца.
5. Затем чуть ли не главный памятник античного собрания - текст присяги граждан Херсонеса на плите из белого мрамора, украшенной вверху карнизом и фронтоном. Она была найдена на центральной площади города, около Владимирского собора, верхняя и нижняя части — в 1890 г. и в 1891 г., и еще один небольшой фрагмент — в 1899 г. По мнению большинства исследователей она датируется началом III века до н.э.
6. Рядом - любопытный жертвенник в виде палицы Геракла.
7. Музей понравился своим светом, мой капризный фотоаппарат даже не ругался и не пробывал открыть вспышку. Все подписано на двух языках, есть отдельные стенды, где в миниатюре комментируются крупные памятники помещенные на стендах.
8. Так Херсонес относительно мирно дожил до позднего эллинизма, когда политическая ситуация в северном Причерноморье, а следовательно и в Крыму поменялось, и былое сосуществование со скифами, которых теперь теснили сарматы, прекратилось. Один стенд посвящен так называемой Диофантовой войне, по имени полководца царя Понта Митридата VI Евпатора отстоявшего греческие поселения от скифов и перенесший войну с ними в степной Крым. Для Херсонеса это закончилось утратой независимости и вхождение в состав большой черноморской державы Митридата. Но за это время погибло большинство греческих поселений в Западном Крыму.
9. В углу - немного о монетах Херсонеса и соседних греческих полисов. Как воочию, причем можно туда-сюда двигать лупу по стенду, так и на экране планшетного типа. Я быстро нашел тессеру с букранием, подобную тому, что в прошлом году подняли с одного из квадратов на балке Бермана.
10. А дальше был Рим. Херсонес никогда официально не входил в состав Римской империи, подчиняясь Боспорскому царству, но его зависимость была почти абсолютной, в нем и вдоль ключевых точек на побережье стояли римские гарнизоны, с "курирующими" римскими наместниками в нижней Мёзии (современная Болгария) город переписывался по внутренним вопросам, вроде представленной плиты с тяжбой о... взимании проституционной подати. Римляне собирали налог с публичных домов, часть из них шла на содержание гарнизона, часть - в казну Херсонеса. И городские власти пожаловались наместнику, что римляне решили самовольно увеличить свою долю.
11. Есть отдельный стенд о римском гарнизоне и его влиянии на общественную жизнь. Отдельная интересная находка - украшение гребня гладиатора-"фракийца", одного из "актеров" римских гладиаторских игр, ради которых был перестроен античный театр Херсонеса.
12. Отдельно - реконструкция храма Юпитера Долихена ("Наилучшего") из Балаклавы, где был римский гарнизон и стоянка флота. Это относительно недавние раскопки 90-х: С 1992 по 1999 года археологической экспедицией национального заповедника Херсонес Таврический обнаружены остатки древнейших сооружений, связанных с культами божеств, в том числе в 1996 году было обнаружено святилище Юпитера Долихена. Юпитер Долихен изображался обычно стоящим на быке, иногда с орлом, в воинском доспехе и в островерхом фригийском колпаке. В правой руке он, как правило, держал двойной топор, а в левой – пучок молний. Храм Юпитера Долихена был святыней дислоцировавшегося здесь римского гарнизона, где совершались культовые действия. Сверху на витрине есть реконструкция такого Юпитера, видимо по европейским аналогом из подобных храмов. Помимо Юпитеру римские солдаты могли ставить алтари Немезиде и Митре.
13. Пара надгробных стел римской эпохи.
14. А дальше собственно заканчивается первый зал и начинается второй, с рассказом о повседневной жизни и ремеслах жителей Херсонеса. Это более стандартная экспозиция с делением витрин на отдельные тематические находки, сгруппированные по темам связанными с сельским хозяйством или искусствами. Общий вид зала примерно такой:
15. Уникальных находок тут меньше чем в первом зале, это уже "просто" музей, где выставлены материальные свидетельства древности, наиболее характерные или хорошо сохранившиеся. Собственно, подобных экспонатов в запасниках музея хватило бы, наверное, штук на пять подобных залов.
16. Запомнилась частично сохранившаяся надпись на кусочке амфоры, крайне правом в среднем ряду. В переводе она означает: "...ах, какая я несчастная..."
17. Мозаика с Северной стороны наконец-то обрела внимание.
18. Традиционно тут много отдельных примеров из античной архитектуры.
19. Целый ряд надгробных стел с некрополя
20. Естественно, всякие керамики и тарракоты.
21. И отдельно - остатки VIP-саркофагов, позволить себе которые для умерших близких могли только самые богатые жители города. Тут и сатиры с силенами, и подвиги Геракла, и изображения загробного пира почтенной супружеской четы.
А на самом выходе стоит 3D проектор с изображениями золотых украшений из пристенных погребений, что сейчас находятся в Эрмитаже. Возможно там еще какие-то клады, но уже не присматривался подробно, и так бродил около часа по в общем-то не самой большой экспозиции. Но она достойна и самого заповедника, и послужит отличным началом для ознакомления с началом истории Севастополя.
Комментарии (0)