Уставшие ноги вымачивал в речушке Большая Караганка, которая совсем и не большая. Купаться в ней запрещено поблизости к Аркаиму, но это далеко не всех останавливает. Ещё в неё туристы кидают монетки, по той же причине, как и в любом другом туристическом месте. Вечером ребята из села Александровское собирают эти монеты со дна реки при помощи самодельного устройства — длинной палки с привязанной к ней загнутой ложкой. Как говорится: «Не можешь остановить безумие, то заработай на нём».
Чуть выше речушки расположены добротные отапливаемые деревянные дома. Когда их не занимают археологи вполне реально их арендовать. Вот только они раза в два дороже, чем вагончики.Рядышком с домами есть скульптуры из белоснежного мрамора. Это работы пензенского скульптура Бориса Вениаминовича Качеровского. Первую скульптуру под названием «Аркаимский Восход» он поставил в 1999 году. Скульптура изначально была поставлена на гранитной плите на горе Шаманке, теперь эту плиту некоторые принимают за дольмен J. Скульптура изображает лошадь и женщину. Возможно именно в Аркаиме впервые в мире приручали лошадей. Когда скульптура стояла на горе Шаманке к ней началось поклонение и по утрам Борису приходилось оттирать следы помады с белого мрамора. Последней каплей был отломленный нос лошади. После чего скульптура была обработана и перенесена на нынешнее место. Постамент под скульптуру был сделан генералом Владимиром Губа, таким образом, чтобы нельзя было залезть на постамент для фотографирования. Лошадь таким образом превратилась в Звёздного (Космического) Дракона, у которого на груди священная восьмиконечная звезда и название скульптуры тоже изменилось, теперь она называется «Аркаимская Легенда».
Вторая скульптура называется «Пробуждение России». С одной стороны, женское лицо символизирующее Россию, а с другой стороны, лик Иисуса Христа во плоти. Смысл заложенный скульптором следующий. Христос полюбил Россию и берёт её в жены, состоится обряд бракосочетания, и, как в таких случаях водится, присутствуют свидетели со стороны жениха и невесты. Они (мужская и женская фигурки) и изображены по бокам скульптуры. Местные экскурсоводы зачастую говорят, что это скульптура, посвящена мужскому и женскому началу и называется «Инь и Ян». Но к задумке скульптора это не имеет отношения.
Отобедав, мы ещё сходили на гору Любви, у которой официальное название Воронья (ещё есть названия Смотровая сопка и Грачиная сопка). Думаю, по фотографии понятно почему. В отдельные годы численность птиц достигала тысячи пар, колония считалась одной из крупнейших на Южном Урале, но сейчас, в связи с прекращением обработки окрестных полей, численность сократилась до ста пар. Берёзки там очень кстати, так как среди тех гор, которые посещали у этой горы самый крутой уклон и стволы деревьев только в помощь при подъёме. Так как многие берёзки искривлены, то данный березовый лесок получил название «Пьяный лес». Гора Воронья также, как и Шаманка является частью древнего вулкана. У подножья горы найдены археологические памятники: стоянка каменного века Огородная и неукрепленное поселение бронзового века Ближний хутор. В западной части горы Вороньей находится небольшой каменный курган, вероятно, эпохи ранних кочевников – I тысячелетия до н.э. Название «гора Любви» появилось в середине 90-х годов прошлого века (1996 г.). Оно связано с новыми легендами посетителей Аркаима, будто на этой горе возвышался мраморный храм Любви, а жители древнего города здесь проводили обряды бракосочетания. Смотровой сопкой иногда называют данную гору, так как с неё открывается отличный вид на окрестности Аркаима.
Также сходили в музей под открытым небом. Это музей древних захоронений разных эпох и культур.
Курган Тимир
К этому моменту на улице было больше +30 и палящее дневное солнце не щадило. С собой в дорогу не захватил головного убора для защиты от солнца. За это поплатился сильными солнечными ожогами, которые потом пару недель лечил медовыми компрессами. Так что, если поедете в степь, то кроме тёплых вещей обязательно берите кепку и солнцезащитный крем.
Первым экспонатом был Курган Темир. Археологический памятник – курган Темир – находился в Чесменском районе Челябинской области, был исследован в 1982 г. археологами Г.Б. Здановичем и М.К. Хабдуллиной.
С 1997 по 2006 г. при финансовой поддержке Фонда Сороса проходили работы по воссозданию внешнего облика и внутреннего убранства древнего сооружения на территории заповедника «Аркаим». Автором проекта реконструкции и руководителем работ стал археолог А.Д. Таиров.
Курган являлся древней коллективной усыпальницей элиты кочевников, условно называемых сарматами. Традиция захоронения кочевых «царей» требовала масштабных работ по выкапыванию ямы-котлована, возведению над ней деревянного перекрытия, укладки сверху грунта в виде двух- или трехступенчатой пирамиды. В усыпальницу ведет длинный проход, необходимый для проникновения в погребальную камеру и подзахоронения родственников умершего.
Внутри музея создана экспозиция из копий и реконструкций предметов, сопровождавших кочевую знать в потусторонний мир, найденных при раскопках кургана Темир и аналогичных ему памятников.
Курган Темир – уникальная реконструкция грунтового археологического сооружения, единственная полномасштабная реконструкция кургана ираноязычных кочевников в мире, одна из самых больших реконструкций археологических памятников в России. Посетители музея могут познакомиться с ярким и самобытным исчезнувшим миром кочевников-сарматов – хозяев степей.
Зайдя внутрь кургана оказываешься как будто в холодильнике с температурой воздуха около +3 градусов. Вот такая размытая фотка получилась внутри кургана. Фотоаппарат никак не мог сфокусироваться, хотя освящение было вполне достаточным.
Внутри кургана Тимир
Далее прошлись вдоль других захоронений. Из пояснений экскурсовода получалась типичная каноническая картина — самые древние захоронения были самые простые, а чем новее тем более искусные. Напомню, что это рядом с Аркаимом, который гораздо древнее и продвинутей всех этих более «свежих» артефактов.
Потом мы посетили ветряную мельницу.
Это памятник промышленной архитектуры регионального значения. Последняя ветряная мельница, сохранившаяся на территории Челябинской области, из сотен мельниц, действовавших в начале XX в. в степном Зауралье. Перенесена на территорию заповедника «Аркаим» в 1998 году из поселка Варшавка Карталинского района Челябинской области. Сооружена была около 1928 г. жителями поселка – братьями Бразгулевскими и функционировала до конца 1960-х гг. Представляет собой типичную мельницу – «шатровку» или «голландку» европейской конструкции, распространившуюся по всей территории России в XIX в. Название этого типа ветряных мельниц связано с особенностями конструкции: каркас, образованный восемью вертикально стоящими деревянными столбами, обшитыми тесом, сужается к верху «шатром». Корпус мельницы неподвижен, вращается только верхняя часть – восьмигранный сруб из нескольких венцов с горизонтальным валом и мельничными крыльями.Лопасти разворачивали на ветер при помощи толстой, длинной жерди с откосами, прикрепленной к верхней части мельницы. Горизонтальный вал соединен с вертикальным валом деревянными шестернями. Трущиеся части механизмов и вращающаяся часть мельницы выполнены из березы, стойкой к механическому износу. Все остальные деревянные конструкции сосновые. Для вертикального вала в лесу искали сосну с витой структурой волокон. Вращение передавалось с вертикального вала через систему шестерен на жернова из абразивного камня, и производился помол. В нижней части мельницы находился «мельничный амбар» из «дикого» камня, куда заезжали телеги с зерном. К моменту переноса мельницы амбар не сохранился.
На реке Большая Караганка, когда-то находилась водяная мельница, принадлежавшая казаку поселка Амурский Савельеву. Сохранились грунтовый вал (плотина) и водосбросный канал мельницы. Несохранившиеся конструкции мельницы предполагали наличие мельничного колеса, приводимого в движение перетекающей (падающей) водой из образованного плотиной пруда. Вал водяного колеса через систему шестерен приводил в движение расположенные в мельничном сарае жернова. Водосбросный канал сооружался для предотвращения прорыва плотины и разрушения механизмов мельницы во время паводков. Казак Савельев в конце XIX– начале ХХ в. был самым зажиточным жителем поселка Амурский (что расположен в 8 км к югу). Разбогател на торговле скотом. Ему же принадлежал самый большой и красивый дом в поселке, сохранившийся до настоящего времени.Рядом с ветряной мельницей располагается Дом и усадьба Оренбургского казака. Музейный комплекс состоит из жилого дома 1900 года постройки, прилегающего и реконструированного двора. Дом был перенесен на территорию заповедника «Аркаим» в 2001-2003 гг. В доме воссоздан интерьер начала XX века с подлинной мебелью и домашней утварью того времени. До перевоза дом находился в селе Варламово Чебаркульского района Челябинской области – бывшая станица Верхнеувельская (Варламова) III военного отдела Оренбургского казачьего войска. Дом принадлежал семье казаков Долгополовых, которая была раскулачена и выслана из поселка в 1929-30 гг., после чего в доме размещалась школа, другие общественные учреждения, а затем он снова был жилым до 2001 г. Дом неоднократно перестраивался. При переносе в заповедник «Аркаим» была восстановлена планировка начала XX века, в соответствии с которой дом имеет четыре большие комнаты: «теплые сени», «изба», «горница», «горенка». Рядом с домом был реконструирован двор, типичный для данного населенного пункта – «сибирский покоеобразный», в котором жилой дом и хозяйственные постройки расположены по периметру усадьбы, плотно примыкают друг к другу, образуя в плане букву «П» (покой). В комплекс двора, кроме жилого дома, вошли «стайки», навес, завозня (каретный сарай), амбар. Дом мне очень понравился, как то всё в нём продумано и гармонично и не такой тесный как крестьянские однокомнатные дома тех времен.
Ещё мы побывали в строящемся на тот момент экспонате — стойбище степенного кочевника. На данный момент стойбище состоит из четырех юрт – монгольских и казахских. Причем здесь можно не только познакомиться с бытом кочевников, но и остановиться в одной из юрт. Но на момент поездки была достроена только одна юрта.
После посещения музейных комплексов ещё вдоволь побродил по окрестностям Аркаима.
Можно ещё очень много писать про Аркаим. Например, в отдельном деревянном здании не далеко от столовой, в котором можно приобрести дрова, находится музей древних производств. В данном музее можно попробовать плавить метал и делать керамические изделия.
Кроме того, что не упомянул, есть ещё очень много нового, что появилось в Аркаиме за прошедшие 12 лет. Так что, если вы не были ещё в Аркаиме, то там стоит побывать.Обратно ехал, всматриваясь в «марсианские» степные пейзажи уже знакомые мне по поездке в Магнитогорск годом ранее. В Екатеринбург вернулся к 5 утра понедельник. Торопиться на работу мне не нужно было, так как начинался двухнедельный отпуск. По ощущениям было как будто я уже отдохнул пару недель. Так что подобная поездка может быть отличным способом переключиться с работы на отдых.
Комментарии (0)