30 октября Россия будет отмечать день массовых репрессий. На проспекте Сахарова откроют самый главный памятник — стену скорби.
Так получилось, что мне стали известны идеи с планёрки редакторов всяких модных сетевых изданий о том, как освещать эту тему.
(Модных — это Медуза, Медиазона, Вандерзина и кто-то ещё с ними, такой же. Если вы читаете все три, то можете гордиться и радоваться, какой вы сноб и хипстер).
Основная проблема тут в том, что за прошедшие годы ГУЛАГом уже всех задрали, и народ от него воротит.
Поэтому всем журналистам на планёрке было ясно, что читателя надо как-то ГУЛАГом развлечь.
Медуза вроде как уже подготовила «10 вопросов о репрессиях» и готовит игру, где надо отвечать на вопросы, а потом тебе дадут ярлык (право-левый уклонист, троцкист, японский шпион и т.п.)
Какое-то ещё издание пошло дальше и разработало игру для детей «Бунт в лагере».
Ребёнку надо будет прямо на сайте сыграть за зека, который подбивает свой барак на восстание.
В конце, видимо, покажут, насколько процентов удалось «раскачать лодку». Ну или все умрут.)
Насчет игры вроде как есть моральные сомнения, так что может быть в итоге её и не выпустят (хотя технически она уже готова).
И я, конечно, очень хотел бы, чтобы её выпустили.
Потому что трешачок, видимо, будет тот ещё. Ну и вой в соцсетях, конечно.
Раньше, как я понимаю, у советских детей была проблема: в войнушку все хотели играть за красных, никто не хотел быть беляком или фашистом.
Теперь эта проблема решена. В России (относительно) мирно уживается несколько версий истории, так что сейчас могли бы быть дворовые войнушки «Вертухаи против зеков». Каждый бы выбирал ту сторону, которую родители считают правильной.
Мне стыдно, но я даже не знаю — современные дети вообще-то играют в войнушки?
Я даже фантазирую, что можно было бы в рамках такого маскарада навести детишек на мысль, что раз зеки лес валили или золото добывали, то и им надо. Представляете, половина двора детворы организует вторую половину, чтобы те клумбы копали или лавки белили?
Тут, думаю, надо все-таки закончить со смешками и обозначить свою позицию. А то в людоеды запишут.
Развлекать людей, чтобы впихнуть в них ещё немного ужасов ГУЛАГа — это само по себе уже такое дно, что нормально его обсуждать я отказываюсь. Вдобавок любому мыслящему человеку должно быть понятно, что статьи на хипстерских сайтах — это вообще не про историю, а про историческую политику, про то, что нам, нынешним, надо каяться и просить прощения, а главное никогда больше не приближаться к коммунистическим и шире — прогрессистским, социалистическим идеям.
Тут важно понимать несколько принципиальных вещей:
Жертва всегда персональна. Нельзя принимать извинения за свою покойную бабушку. Если бабушка умерла — то она умерла.
Покаяние всегда персонально. Нельзя каяться за себя и «за того парня». Тем более нельзя каяться от имени тех людей, которые не раскаялись. Хотя заткнуть им рот — да, можно.
Репрессии изучать необходимо, знать что именно там происходило — необходимо. Чтобы понять эти механизмы, понять, было ли это возможно конкретно в том обществе (войны, насилие, разрушение традиционного уклада, остатки архаики в мозгах), или это можно технически повторить и сейчас (создаешь определенные условия, и исполнители начинают соревноваться за перевыполнение расстрельных планов, а народ молчит или одобряет). Но статьи про «10 вопросов» — это вообще не про изучение. Они, наоборот, дают простой понятный краткий неверный ответ. Принципиально он ничем не отличается от ответа «все беды от вредителей».
Изучение — это когда у тебя нет заранее готовых ответов.
И когда ты копаешь информацию именно потому, что хочешь их найти, а не потому, что сделали смешную увлекательную игру.
А все субъекты исторической политики должны гореть в аду.
Источник:
Комментарии (0)