Умение учиться – ключевой навык человека, стремящегося к успеху в XXI веке. Не так важно когда, чему и как вы учитесь – если следовать определенным правилам, делать это можно продуктивнее и быстрее. Вот рекомендации Барбары Оакли, автора книги «Думай как математик», на эту тему.
Что надо делать?
Вспоминать. После каждой прочитанной страницы задумывайтесь и вспоминайте основные идеи. Припоминайте учебный материал по дороге на занятия или в тех аудиториях, где вы изначально его узнали. «Способность вспоминать, т.е. генерировать идеи изнутри сознания, – один из ключевых показателей эффективной учебы».
Проверять себя. Во всем и всегда.
Делить информацию на порции. Это значит понимать суть задачи и заниматься ее решением так, чтобы весь ход решения разом приходил в голову. Повторяйте процесс и убеждайтесь, что знаете без подсказки каждый этап решения. Пусть это станет своеобразной песней, которую вы сможете «проиграть» в голове от начала и до конца, когда нужно будет извлечь необходимую информацию.
Правильно повторять. «Каждый день повторяйте немного больше, чем накануне, – так же, как тренируются спортсмены».
Делать перерывы. «Невозможность решить задачу или усвоить понятие с первого раза – обычное дело в математике и естественных науках, поэтому недолгие ежедневные занятия гораздо лучше, чем долгое однократное занятие».
Объяснять материал и пользоваться простыми аналогиями. Когда не можете что-то понять, подумайте о том, как объяснили бы это десятилетнему ребенку. Вероятно, это можно сделать с помощью простых и понятных аналогий. Запишите свое объяснение – так вы лучше закодируете изучаемую информацию.
Сосредотачиваться. Исключите все возможные отвлечения, поставьте таймер на 25 минут и занимайтесь только обучением. После этого сделайте небольшой перерыв. «Выбирайте время и место так, чтобы вы могли заниматься (а не смотреть на компьютер или телефон) без помех и в условиях, располагающих к занятиям».
Сначала съедать лягушек. Самое сложное делайте в начале дня.
Помнить о мечте. «Окиньте мысленным взором свою нынешнюю жизнь и сравните ее с той, которой вы мечтаете жить в результате получения избранной профессии». Постоянно напоминайте себе зачем делаете то, что делаете.
Что делать не надо?
Пассивно перечитывать. Если вы будете просто скользить взглядом по тексту, думая о чем-то своем, материал не усвоите. Читать таким образом даже при повторении – пустая трата времени.
Делать слишком много выделений в тексте. Выделять самое важное – правильно. Но если выделений слишком много – вы лишь путаете свой мозг. Если же это необходимость, убеждайтесь, что не просто подчеркиваете текст, а и повторяете и запоминаете его.
Сверяться с ответами раньше, чем найдено решение.
Готовиться в последний момент. «Станете ли вы откладывать тренировки на последнюю минуту, если готовитесь к соревнованиям по бегу? Мозг как мышца: он способен выдерживать лишь ограниченную нагрузку в течение одного занятия по одному предмету».
Раз за разом решать однотипные задачи. «Сидеть и упражняться в решении лишь одного типа задач – не значит готовиться к экзамену: это примерно то же самое, что готовиться к важному баскетбольному матчу и тренировать только удары мяча об пол».
Превращать совместные занятия с друзьями в посиделки. Отделяйте одно от другого, если собрались учиться – учитесь.
Игнорировать теорию. «Станете ли вы нырять в пруд раньше, чем научитесь плавать? Учебник – пособие по плаванию: он показывает пути к решению задач. Если взяться за задачи, не читая учебника, вы просто потеряете время».
Не обращаться за помощью. Задача преподавателя – помогать понять материал. Да и в том, чтобы попросить помощи у тех, кто учится вместе с вами, нет ничего зазорного.
Мало спать. «Во сне мозг обрабатывает методы решения задач и повторяет все то, что вы заложили в память перед сном. От постоянной усталости в мозгу накапливаются токсины, разрушающие нейронные связи, позволяющие соображать быстро и продуктивно. Если вы не выспались перед экзаменом, никакая подготовка вас не спасет».
Комментарии (1)