Сайт о самых актуальных мировых тенденциях. На нашем сайте полезная информация на тему финансов, здоровья, социальной успешности и личного развития. А также новости, исторические факты и прогнозы футурологов, медицина и образование, гендерные отношения.

Чтобы мы простили, что-то должно умереть



Десять лет я пишу о стыде, смелости, уязвимости и чувстве вины, обходя стороной прощение. Почему?

Найти связь прощения с основными темами моей работы оказалось совсем не просто. Я собрала много данных, но никак не получалось поймать зависимости, описать их взаимосвязь.

Ближе всего к теме прощения я подошла в работе над книгой The Gifts Of Imperfection (в русском переводе называется: «Дары несовершенства. Как полюбить себя таким, какой ты есть»). Мне казалось, что я поймала идею за хвост, но прямо перед отправкой материала в издательство три глубинных интервью опровергли мою гипотезу.


Как вы знаете, для количественных методов исследования совершенно нормально получить исключения (в статистике они называются «выбросами»). Если большинство результатов подтверждают гипотезу, количественная теория считается верной, несмотря на исключения.

В качественных же методах исследования, таких как глубинное интервью, такого не может быть. Каждая история важна, любая гипотеза исследователя должна отвечать абсолютно всем данным. Если что-то выпадает, ваша гипотеза неверна. Это отвратительное чувство! Выяснить, что все выводы летят в мусорную корзину. Но добросовестное отношение к работе меня никогда не подводило. Всё, что я выяснила о прощении, было отложено за неимением другой гипотезы до лучших времен.

Однажды я услышала проповедь о прощении. Джо рассказывал о том, как к нему пришла пара на грани развода. Жена выяснила, что муж ей изменял. Оба супруга были в отчаянии при мысли о неминуемом разрыве. Женщина не могла простить предательства. Мужчина, по словам Джо, не мог простить себя.

Джо сказал: «Чтобы разрешить себе простить, вам нужно смириться с тем, что нечто умерло. Чтобы прощение состоялось, что-то должно умереть. И вам придётся горевать по этому поводу. Это полный цикл».

Я тут же закрыла лицо руками: наконец-то все кусочки сошлись для меня в единую картину. Я почувствовала, как сложный замок, к которому подобрали ключ, пришел в движение. Прощение дается так трудно, потому что путь к нему лежит через смерть и горе. Я старалась увидеть прощение через щедрость и любовь — ничего не получалось. Нужно было смотреть через горе.



Учитывая пропасть страха, в которой мы обнаруживаем себя, переживая потерю — ни один поступок не может быть более щедрым и любящим, чем согласие пережить горе ради прощения. Быть прощенным, значит быть любимым.

И смерть, необходимая для того, чтобы открыть путь прощению, может принимать очень разную форму:

Возможно, нужно попрощаться с ожиданиями и мечтами.

Может, придется отказаться от власти, которую нам давало ощущение правоты.

Или оставить надежды, не отказываясь от поддержки и одобрения окружающих.


Джо сказал: «Что бы это ни было, оно отжило своё. Недостаточно просто не думать о нём. Что-то должно умереть, а мы должны отгоревать уход. Цена прощения высока. Иногда она невозможно высока».

Несколько лет я возвращалась к своим данным, чтобы увидеть идею прощения с новой точки зрения: через завершение и процесс горевания над ушедшим. Я переработала вопросы, провела новые интервью и копалась в книгах.

Меня не удивляет, что эмпирические исследования подтверждают влияние прощения на эмоциональное, умственное и физическое состояние. Подтверждение этому факту нашлось и в чудесной книге Десмонда Туту «The Book of Forgiving: The Fourfold Path for Healing Ourselves and Our World» (книга прощения: четырехкратный путь исцеления себя и нашего мира), написанной им вместе с дочерью, Мфо Туту.

Туту — удивительный человек. Он получил Нобелевскую премию мира за участие в борьбе с апартеидом. А его книга произвела на меня такое впечатление, что мне трудно описать его словами, могу только советовать прочесть её. Книга не только подтверждает слова Джо о том, как работает прощение, но и говорит о знакомых темах: уязвимости, стыде, смелости… и силе, которой обладает история.

В своей книге автор делится практическим подходом к прощению. Он предлагает рассказать историю, назвать болезненную точку, выдать прощение — после чего решить, продлевать ли отношения или завершить их.

Туту пишет: «Прощение — совсем не альтруизм. Скорее это достойная форма эгоизма. В процессе прощения есть место и ненависти, и гневу. Эмоции говорят о том, что мы — живые люди. Даже более того: глубина нашей способности любить, как правило, сравнима с нашей способностью испытывать гнев. Не стоит ненавидеть себя за ярость, которую мы чувствуем к людям, совершающим ужасные поступки.

Говоря о прощении, я верю в то, что на другую сторону мы выходим лучшими версиями себя. Эта версия лучше того человека, которого поглотили ненависть и злоба. Остаться в том состоянии — значит принести себя в жертву, стать зависимым от противника. Но если вы найдете в себе силы простить — вы больше не зависите от него. Вы идете вперед, вы поможете противнику также стать лучшей версией себя».

Прощение — не забвение, не побег от ответственности, не попустительство. Это процесс возвращения наших жизней самим себе. Это наше возвращение к жизни. Архиепископ Туту и преподобная Туту подтверждают, что погружение в историю ведет к ясности, мудрости и уважению себя. Мы частенько ищем простые ответы на непростые вопросы, сомневаемся в своих силах, поддаемся страху и слишком рано сдаемся. Вместо этого можно погрузиться в историю.

Я ещё не встречала человека, которому было бы легко прощать. В том числе — прощать себя.

В семьях и близких отношениях мы любим друг друга — и регулярно делаем друг другу больно. Вопрос в том, что должно умереть, чтобы дать отношениям шанс?

Автор: Брене Браун, отрывок из книги “Rising Strong”, перевод Елена Трускова

отсюда




Источник: Чтобы мы простили, что-то должно умереть
Автор:
Теги: психология book gifts альтруизм Власть Вопрос

Комментарии (14)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Марина Щербакова
Есть человек, которого мне нужно бы простить. Но она уверена, что все близкие должны крутиться вокруг нее, и живет соответственно. Если не так - ты предатель, как, собственно, она и обозвала и меня, и мужа. Простить очередную порцию ее эгоизма - а смысл? Завтра будет то же самое. Я выбрала другое: просто перестала общаться, несмотря на то, что она сестра моего мужа. Но ей нужно сохранять видимость хороших отношений (провинциальная привычка), поздравляла меня с праздниками - "от всей души", как она говорила. До тех пор, пока однажды у меня не снесло крышу от этого лицемерия. Высказала все, что наболело, и она, наконец, оставила меня в покое. Зато я стала плохой для свекра со свекровью. А чего удивляться-то: ведь именно они воспитали ее такой...
Казакова Оксана
Марина, я Вас очень хорошо понимаю. Среди моих близких есть человек, которого не могу искренне простить до конца, хотя его уже больше года как нет. Моё отношение колеблется между любовью и ненавистью. Агрессию по отношению к себе я могу достаточно легко простить и отпустить, но в данном случае проблема в том, что немотивированная агрессия была направлена на моих детей. В этом моя слабость: наиболее болезненно я всегда воспринимала нападки на своих близких. Даже понимая, что скорее всего агрессивное и вздорное поведение было обусловлено болезнью, не могу справиться с собой, - и обида усугубляется ещё и чувством вины...
Марина Щербакова
Оксаночка, Вам уже надо отпустить эту ситуацию, ведь носителя зла уже нет. К тому же его поведение было обусловлено болезнью. Я имела дело с психически нестабильными людьми: поверьте, они живут в своей вселенной, где вокруг одни враги - и дети не исключение... Страшно и грустно. Представьте себе (как я представила) дли-и-и-и-нную дорогу, а Вы путник. На дороге встречаются прекрасные цветы, а бывают грязные лужи. Но топтаться у грязи нет смысла: надо ведь идти дальше. И мы идем, обходя лужи стороной, радуясь красоте. Как только я это представляю, сразу становится легче
Казакова Оксана
Марина, это не было психическим заболеванием, человек прекрасно осознавал несправедливость и неадекватность своего поведения, но не хотел нести за него ответственность. А причина та же, что и у вашей родственницы - установка, что "весь мир должен вращаться вокруг меня". В этом-то всё и дело - если бы речь шла о поведении неосознанном поведении, я бы уже давно отпустила ситуацию. Мне прекрасно известны все психологические механизмы, касающиеся обиды, но я всё это осознаю только разумом, а эмоционально освободиться не получается. Если бы человек был жив, можно было бы поговорить по душам, может, поплакать вместе и жить дальше без обид (раньше, во всяком случае, это получалось). А теперь вот человека нет, а осадок остался... Может, со временем...
Марина Щербакова
Как я Вас понимаю! Поплакать и жить дальше без обид - это здОрово! Вот только в моем случае неприменимо: к сожалению, этот совместный плач не предполагает, что в дальнейшем что-то изменится. Ну то есть так: мой свекор, отвечая на слова мужа о том, что его дочь тупо не платила мне (я одно время работала у нее; ушла, когда поняла, что зарплаты не увижу НИКОГДА), зато платила своему постельному дружку-мастеру, знаете что ответил? Сидите крепче! Так вы же, сказал этот отец СВОЕМУ РОДНОМУ СЫНУ, С ГОЛОДУХИ НЕ ОПУХЛИ! То есть, любя одного ребенка (дочь), позволяя ей все (так и говорится: что бы она ни сделала - будет права), они готовы отвернуться от второго ребенка (сына). Я себя в расчет уже не беру: невестка всегда будет чужой в семье мужа, ее сроду рассматривали как ломовую лошадь, во что, собственно, меня и пытались превратить на даче. Так и было свекровью сказано: здесь две ломовые лошади - ты и я. Я тогда прямо опешила. Спрашиваю: а как же дочь? Так она, отвечает, не умеет с землей работать... Но это другая история - но родному сыну такое сказать?! Именно поэтому я и отошла: если девочку (а ей уже 40 лет! И все девочка) уверяют, что она ВСЕГДА права, значит, она и дальше так же будет поступать: подставлять, а потом смсочки писать с праздником ОТ ВСЕЙ ДУШИ. Мужу сказала: хочешь общаться - общайся с сестрой, но меня уволь. Ну не могу я улыбаться, зная, что меня (и его) и дальше собираются иметь по полной программе! Лучше отойти в сторону, подальше от греха, чтобы не ругаться. Со свекровью изредка перезваниваемся: она, видимо, старается все-таки не потерять со мной связь, как и я. Свекор сказал, что ему неприятно со мной общаться, поэтому в их дом я больше не войду. А эта девочка-припевочка, поссорив своими жалобами всю семью, в 40 лет вышла замуж, родила ребенка, повесила его на маму - и ей хорошо! Завидую таким непрошибаемым! И с виду - святая, только что крылья не режутся...
Казакова Оксана
Марина, их семья - их правила, ничего тут не поделаешь. В чужой монастырь, как говориться... Хуже всего, думаю, в этой ситуации приходится Вашему мужу - ему приходится разрываться между своей семьёй и родительской. Но, боюсь, наша с Вами беседа в общем чате не вполне этична (всё-таки личные и семейные проблемы лучше обсуждать приватно).
Марина Щербакова
Дописывая, я об этом тоже подумала. Но, видимо, прорвало. Вроде отошла уже, но, прочитав тему и комменты, не выдержала. Да, ему тяжело. Но я сама подтолкнула его к налаживанию отношений с родителями, сейчас У НИХ все нормально - и слава богу! Родители - святое, других не будет. А я переживу как-нибудь, не наступая себе на горло
Казакова Оксана
И это правильно, Марина, Вы молодец! Даже осознавая недостатки и особенности наших близких, мы вынуждены с ними мириться. Худой мир лучше доброй ссоры, по моему необъективному мнению)) Игры в "войнушку" взрослых людей не приводят ни к чему хорошему, - в проигрыше остаются все. Ну, а от тех людей, с которыми общаться неприятно, лучше действительно держаться подальше и свести общение к возможному минимуму (к обоюдному, надеюсь, удовлетворению)). В данной ситуации главное, думаю, не задевать по возможности чувства Вашего мужа и рассчитывать на его понимание.
Марина Щербакова
Вот и я так решила. Но к обоюдному удовлетворению - это Вы хватили... Там мой отход не поняли. Ну да бог с ними, свои мозги не вложишь! Спасибо Вам за понимание: иногда чужие вроде люди по духу оказываются ближе, чем вроде бы родные. Удачи Вам и душевного спокойствия, с наступающим праздником, пусть мечты сбудутся - хотя частично!
Казакова Оксана
Спасибо Вам за добрые пожелания, Марина! И Вам терпения, мудрости и душевной стойкости. Пусть наступающий год будет отмечен радостями - большими и маленькими, теплом и взаимопониманием. А мечты пусть обязательно сбываются!)))
Ирина Авилова
Но ведь они же воспитали и вашего мужа :)
Марина Журакова
Каждый из нас ежедневно сдает свой экзамен. Правила и требования ко всем - одинаковы. Кто-то справляется, кто-то только начинает что-то понимать, кто-то проваливается, виня других. Не оглядывайтесь на других, работайте над собой! Прежде чем прощать, научиться бы не осуждать.
галина Садовничая
Этот пользователь заблокирован. Возможно он тролль
И сколько ещё такого по жизни будет..ПУТИ...ПУТИ....ПУТИ, а мы путники...
Гретта Саркисова
Золовушка - змеиная головушка? Отношение родителей к дочери и невестке одинаковым не может быть по определению. Сравнивать - значит копить обиды.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства