Федор Синельников
Шумерские колонии
Сегодня у нас пойдет речь о первых цивилизациях, собственно цивилизациях, которые существовали на территории Сирии, то есть образованиях, у которых существовала государственность, письменность, развитая городская жизнь, и об истоках географических и культурных этих образований, откуда они, собственно, в Сирии появились.
Здесь можно говорить сразу о двух тенденциях, которые в принципе всегда актуальны при рассказе о той или иной цивилизации. Это автохтонная тенденция, которая объясняет возникновение местных центров сугубо местными особенностями, местными традициями, местными усилиями, и идея привнесения, концепция привнесения цивилизации, привнесения культуры извне, когда более развитый ареал транслирует свои ценности, свои коды местным внешним культурам.
В каком-то смысле мы можем говорить, что сирийская древняя цивилизация, эта сирийская субцивилизация, если угодно, была во многом, с одной стороны, автохтонного, местного происхождения, с другой стороны, огромную роль в ее формировании сыграли шумеры.
Шумерская культура существовала в Южной Месопотамии. Она развивалась с рубежа V-IV тысячелетия до н.э. Собственно, период носит наименование урукского, Джемдет-Наср, и более позднее образование, собственно, совпадающее с Джемдет-Наср отчасти — это цивилизация Киша, тоже шумерского центра, расположенного чуть севернее Урука. И вот именно из Южной Месопотамии уже в IV тысячелетии началась весьма любопытная трансляция собственных идентичностей дальше на север.
Она имела два аспекта, две составляющих. Во-первых, это было физическое, в прямом смысле слова, переселение части шумерского населения вверх по Евфрату, и, во-вторых, это было привнесение шумерами своей культуры, которая воспринималась местным населением. О характере языковом местного населения я еще скажу. Пока что хочу остановиться на том, что уже в IV тысячелетии стали на среднем течении Евфрата возникать протогородские и городские центры, которые во многом можно рассматривать как своего рода культурные колонии, а иногда и физические колонии шумеров.
Прежде всего хочется сказать о таком центре, как Джебель Аруда и Хабуба Кабира, Южная Хабуба Кабира, которые находились на территории современной Сирии по Евфрату. И это, пожалуй, самые западные центры, в которых прослеживалась шумерская культура в IV тысячелетии до н.э. Эти центры не были долговременными. Относительно быстро они пришли в упадок. Уже в 3200 году примерно до н.э. они прекращают свое существование, но одновременно с ними или чуть позже возникали шумерские колонии по реке Хабур. Это приток Евфрата, который также впадает в Евфрат с севера, двигаясь с северных предгорий.
И как раз у истоков Хабура существовало несколько интересных культурных центров. Один из них называется Тель Байдар. Тель Байдар — это современное название. Он находится в провинции Хасаке, в Сирии, в мухафазе Хасаке, на территории Сирийской Республики. Предположительно он назывался в свое время Набада, но это весьма условное, предположительное название. Окончательно сказать, уверенно, что это его аутентичное имя, невозможно.
И еще один очень важный центр — Тель-Брак, в той же провинции Хасаке. Он носил название Нагар или Навар чуть позже и тоже находился в верховьях Хабура. Вот эти два центра весьма интересны тем, что здесь происходила встреча древней шумерской культуры с местными народностями, местным нешумерским уже языком и формировалась интересная оригинальная культура с сильнейшим шумерским влиянием во всех сферах. Это были еще бесписьменные центры, поскольку у самих шумеров письменность в полном смысле слова появляется только в самом конце IV тысячелетия до н.э., уже на рубеже урукского и кишского периодов. И вот эти вот центры севера Сирии — это были еще культуры, которые не имели своей письменности.
От шумеров к семитам
Хотелось бы несколько слов сказать об этническом или, точнее, лингвистическом характере населения этих областей. Шумерский язык является изолятом. У него не обнаруживается на сегодняшний день каких-либо явных связей с языками других семей и групп. И в этот период на севере, северо-западе он взаимодействовал с языками, которые более-менее могут быть нами идентифицированы в генетическом плане.
Во-первых, это семитские языки, и семитские языки существуют до настоящего времени и имеют богатейшую письменную традицию, и, во-вторых, это хурритские языки. Хурритские языки представляют собой ответвление некоей общей, видимо, группы хуррито-урартской. Их генетические связи спорны. Есть гипотеза, которую предложил в свое время Старостин, о родстве хуррито-урартских языков с вайнахскими, но на сегодняшний день эта гипотеза вызывает у ряда лингвистов возражения.
Вот три основных языковых сообщества, которые тогда действовали в Месопотамии, Месопотамии Северной и на территории Сирии. Сирия в этом смысле весьма любопытна, потому что здесь, можно говорить, возникла своего рода чересполосица буквально хурритских и семитских поселений, и происходил весьма интенсивный культурный обмен. И все же можно говорить о доминирующей тенденции к ассимиляции хурритов семитами. Этот процесс занял несколько тысячелетий, и постепенно хурриты на этой территории полностью исчезли, местное население полностью перешло на языки семитской группы.
Я здесь хотел бы обратить внимание наших слушателей на очень любопытный момент истории древних и современных семитов. Вот эта область, современная Сирия и дальше вплоть до границ Египта, палестинско-иорданский регион, — это во многом смысле уникальная территория, на которой местная культурная, лингвистическая и письменная традиция не прерывается с примерно 2500 года до н.э. То есть мы можем сказать, что это, пожалуй, единственный регион на планете, в котором сохраняется такая устойчивость лингвокультурная. Если мы посмотрим на древний Китай или Индию, государства древней Америки или тем более современную Европу, мы увидим, что все народы, которые на сегодняшний день имеют здесь свою государственность и письменную традицию, все появились здесь относительно поздно.
Древние семиты, которые тоже были, по всей видимости, мигрантами с какой-то своей прародины, где она — это тема отдельная и весьма сложная, но как бы то ни было мы можем говорить, что примерно с середины III тысячелетия до н.э. на территории Леванта, то есть от границы Турции до границы современного Египта, существует устойчивая семитоязычная общность, которая сохраняет свою лингвистическую идентичность, которая имеет письменную и политическую традицию с очень древних времен.
Есть такая забавная присказка, что Дамаск является самой древней столицей на земле, действующей столицей действующего государства. Естественно, у Дамаска были свои периоды, когда он столицей не являлся, но действительно мы можем говорить, что в этом смысле Дамаск весьма любопытным местом является. Это действительно один из самых древних центральных городов семитов. Но Дамаск был, конечно же, далеко не первым семитским центром.
Город Эбла
И здесь нужно сказать несколько слов о таком значительном семитском центре, располагавшемся в Северной Сирии, который носит название Эбла. Эбла — это весьма любопытный город. Древнее население его в лингвистическом плане установить очень сложно. Город там возник, по всей видимости, или протогородское образование в 2900 примерно году до н.э., то есть в самом начале III тысячелетия до н.э. И у Эблы есть свои циклы развития, своя, если можно так сказать, система периодизации.
Самый древний период Эблы — это дописьменный период, примерно с 2900 по 2400 год, плюс-минус 100 лет, то есть это период, когда у местного населения еще не было письменности. Когда письменность появляется, она появляется опять же, конечно же, под влиянием шумерской клинописи, и, по всей видимости, Эбла представляет собой уникальный в этом смысле центр, поскольку именно здесь, по-видимому, впервые была осуществлена адаптация чужой системы письма для собственного языка, то есть система письма, которую создали шумеры, шумерская клинопись для местного семитского языка.
Аналогичные действия в Эламе или в Аккаде могут быть по времени примерно соотнесены с этими культурными преобразованиями в Эбле, но все же, по всей видимости, Эбла чуть-чуть опережает и Аккад, и Элам в этом смысле. Тем более надо сказать, у Элама была своя система письменности. Эламиты пользовались собственным линейным письмом, а до этого еще существовало протоэламское письмо, носители которого гипотетически могут тоже быть отождествлены с эламитами, но это уже отдельная тема.
Итак, вот в этом смысле Эбла представляет собой уникальный центр, но еще и она удивительна тем, что там сохранился огромный местный архив. Архив — опять же в зависимости от того, как считать дошедшие до нас памятники, можно говорить примерно о 20 000 фрагментов глиняных табличек, которые содержат письменную информацию, и примерно из этих 20 000 фрагментов примерно 1800 представляют собой целостные тексты. Это самый ранний образец семитского письма на сегодняшний день, и этот архив позволяет представить себе историю этого региона с середины по крайней мере III тысячелетия до н.э. и вплоть до более поздних периодов, хотя нужно сказать, что основная часть архива Эблы охватывает достаточно небольшой промежуток времени, примерно с 2400, как я уже сказал, плюс-минус 100 лет, до 2200 года, когда Эбла была разрушена другим семитским центром, Аккадом.
Современные события в Сирии трагически сказываются на возможности продолжения изучения памятников древней культуры. Дело в том, что Эбла находится недалеко от города Халеб, того самого Алеппо, вокруг которого сейчас происходят трагические боевые действия, в 50 километрах от него на юго-запад, к Идлибу (тоже на слуху сейчас это имя), собственно в этой мухафазе, в Идлибе, недалеко от этого города.
Помимо того, что в Эбле возникает вот эта вот система заимствования шумерской письменности для собственного языка, Эбла, по всей видимости, является и на сегодняшний день первым центром, в котором были созданы словари: словари, позволявшие делать переводы с языка на язык, то есть с языка, на котором говорило местное семитское население, на шумерский язык. Язык населения Эблы является предметом споров в научной среде. То есть доминирующая все-таки на сегодняшний день точка зрения, что это был восточносемитский, а не западносемитский язык.
Семитские языки делятся на восточно- и западносемитские. Соответственно, восточносемитскими являются языки древних аккадцев, а западными семитскими языками были языки Ханаана, древних евреев и древнего Угарита. Язык Эблы в этом смысле весьма интересен, и он содержит в себе в том числе элементы и западносемитских языков. И есть даже гипотеза, что, возможно, язык местного населения, именно разговорный, повседневный язык местного населения был западносемитским, а язык письменных памятников, собственно эблоитский язык, представляет собой своего рода феномен лингва франка того периода, который впоследствии, например, играл арамейский язык в этом же регионе. То есть это язык, который позволял семитскому населению региона беспроблемно общаться на вот этом вот языке, который понимали и в Аккаде, и в Эбле, и в Северной Месопотамии, и в центрах, которые расположены между Эблой и Аккадом.
Город Мари
Собственно, об одном из таких центров, которые расположены между Эблой и Аккадом, стоит тоже сказать отдельно. Это город Мари. На сегодняшний день его развалины находятся на территории современной Сирии, прямо на границе между Сирией и Ираком, на Евфрате.
Он находится рядом с городом Абу-Камаль, который называли последней столицей, последним центром так называемого «Исламского государства» (Запрещено в России – Прим. ред.). И, собственно, там как раз сейчас проходят завершающие военные действия между противниками его и этим самым государством. И вот как раз в этом месте находятся развалины древнего города Мари.
Древний город Мари возник, по всей видимости, опять же под сильнейшим культурным влиянием шумеров, которые двигались с юга на север и основывали здесь свои колонии. И Мари, возможно, был пунктом, в котором сходились не только семиты и шумеры, но и представители того самого еще одного народа или группы народностей, хурритов, которые населяли в древности весьма обширный регион Месопотамии и Сирии. Как я уже сказал, это была не только Сирия, но и территория, которую сейчас принято именовать Иракским Курдистаном. Но даже более того, хурритские поселения, видимо, продвигались даже еще далее на юг и захватывали берега Евфрата. И как раз вот это расстояние от сирийско-иракской границы и вплоть до современного Багдада, возможно, заселяли в том числе и хурритские племена вперемешку с семитами, интенсивно мигрировавшими на эту территорию, по всей видимости, из Аравийской пустыни, и шумерами, двигавшимися с юга, незначительными в количественном отношении, но весьма значительными в отношении культурном.
Мари пережил за время своего существования несколько трагических разрушений, и поскольку он находился на важных караванных торговых путях между Шумером и Сирией, то, естественно, контроль над этим центром был чрезвычайно важен. Поэтому его история — это история постоянных конфликтов с Нагаром, с Эблой, с Аккадом, в которых этот центр в конце концов погиб. Письменные источники, которые сохранились, которые были найдены, это архив этого города. Он охватывает тоже, как и в случае с Эблой, весьма незначительный в основном период, примерно с XIX века до н.э. до XVII века до н.э.
И это опять же семитский язык доминирует здесь и официально, и в повседневной жизни, и используется для его фиксации шумерская клинопись. Но что самое интересное, Мари — это, по всей видимости, на сегодняшний день первый пункт хронологически, в котором обнаружены собственно хурритские тексты, то есть это примерно XIX, может быть, XVIII век до н.э., и хурриты, которые не были ведущей социально-политической группой в Мари, при этом уже могли создавать здесь свою собственную письменную традицию, собственную письменную культуру. Хурриты пользовались, как и местное семитское население, шумерской письменностью, то есть клинопись была такой универсальной системой передачи информации во всем этом регионе, и хурриты заимствовали шумерскую клинопись и активно ей пользовались. Поскольку хурриты занимали огромную территорию в Передней Азии, то эта клинопись распространялась дальше на север, и они фиксировали свои оригинальные литературные произведения, которые частично дошли до нас.
Аккад и Саргон Аккадский
С историей и культурой Сирии, как вы уже понимаете, теснейшим образом была связана история и культура территорий и государств, которые располагались на территории современного Ирака. Здесь речь идет не только о шумерах, но и о, пожалуй, самом известном семитоязычном государстве древности, об Аккаде, или, как его еще называют, Аккаде и одном из самых известных правителей этого государства и вообще в принципе древнего семитского мира Саргоне Аккадском.
Саргон, или, как его имя иногда реконструируют как Шаррумкен, Шаррукин, был, по всей видимости, незнатного происхождения. И существует даже знаменитая легенда о Саргоне, которого вылавливают в реке младенцем, сходная с легендой о Моисее. И вот этот Саргон смог стать правителем небольшого сначала центра, города Аккад, который располагался в центре современной Месопотамии, по всей видимости, там, где Тигр и Евфрат в Месопотамской низменности максимально близко подходят друг к другу в среднем течении, то есть это примерно область Багдада современного. Где находился древний Аккад, неизвестно до конца. Этот город пока еще не найден. И я думаю, что если он когда-нибудь будет найден, это обеспечит историков совершенно невероятным объемом информации.
Саргон возвысился в конце XXIV века до н.э., и его правление было сравнительно долгим. Оно охватило еще и первую половину XXIII века до н.э., то есть, по всей видимости, он правил около 50 лет, как некоторые современные наши диктаторы. И в этот период он развернул широчайшую экспансию во всех направлениях. В некоторых случаях эта экспансия не может быть четко задокументирована. Но в других случаях, там, где он вел наступления, например, на Мари или на Эблу, это находит свое подтверждение в письменных и археологических источниках. И именно Саргону принадлежит заслуга подчинения Мари, а его наследнику Нарам-Сину, или Нарам-Суэну — захват и уничтожение Эблы.
И, собственно, вот с этого времени, это происходит примерно в середине XXIII века до н.э., падение Эблы, прекращается наращивание вот этого богатого местного архива, и начинается период в каком-то смысле упадка этого центра. Мари сумело сохраниться, хотя оно было подчинено Саргоном, но возвышение династии Саргона было непродолжительным, и уже примерно в XXII веке до н.э., может быть, ближе к его концу Мари восстанавливает свою самостоятельность. Рубеж III и II тысячелетий до н.э. представляется весьма интересным во многих смыслах, потому что возникают новые государства, рушатся старые образования. Как говорится в одной из древних летописей, их владычество переходит от народа к народу. И, собственно, здесь нужно сказать о формировании во II тысячелетии до н.э. новых центров силы.
Новые центры силы II тыс. до н.э.
Прежде всего это хетты в Малой Азии, Митанни в Северной Месопотамии и Египет, которые начинают экспансию в северном направлении. То есть мы можем сказать, что Сирия являлась скорее объектом, нежели субъектом международных отношений того времени, то есть Сирия была регионом, на который пытались распространить свое владычество соседние государства. Сама же она не претендовала в тот период на роль самодостаточного гегемона, который пытается распространить свой контроль на сопредельные области. И с чем это связано, вопрос весьма сложный, но понятно, что интерес к Сирии как к месту, где сходятся торговые и экономические линии, идущие с севера на юг, из Малой Азии в Египет и с востока на запад, то есть из Месопотамии к побережью Средиземного моря, делали Сирию камнем преткновения, яблоком раздора, регионом, за который шла ожесточенная борьба. И уже в 2000 году до н.э. Эбла была в очередной раз захвачена и разрушена, по всей видимости, хурритскими завоевателями, которые двигались с севера, но которые здесь не создали своего собственного государства. И центры, которые находились в Месопотамии, вырастали уже в этот период.
Одним из таких центров стал Вавилон, в котором правила династия, ярчайшим представителем ее был Хаммурапи. И именно Хаммурапи был правителем, который уничтожил государство Мари в XVIII веке до н.э. Дальше власть Вавилонского государства в тот период не распространялась, но в XVIII, в XVII веках на территории Северной Месопотамии складывается новое государственное образование, весьма любопытное.
Это Митанни. Это было государство Ханигальбат, как его называли семиты. Это было государство хурритское преимущественно по языку, но династы его носили индоевропейские имена. Это весьма необычное явление, уникальное даже, можно сказать, присутствие индоевропейцев. Более того, даже можно говорить о близости их культуры к индоариям, а не к иранцам. И вот эта династия существовала в Северной Месопотамии, была хурритской, как я уже сказал, по языку, но сохраняла вот этот интересный субстрат индоевропейский и родственный индоариям.
Возможно, они были каким-то образом связаны с народами другой группы, то есть современными дардами или современными нуристанцами по языку. Возможно, их культура имела отношение непосредственно к индоариям. Это сказать сейчас очень сложно, потому что никаких памятников связных вот на этом митаннийском индоевропейском языке до нас не дошло. До нас дошли некоторые термины, до нас дошли личные имена, упоминания некоторых богов индоарийских, но связных текстов до нас не дошло. Поэтому, собственно, вот этот феномен митаннийской арийской культуры является большой загадкой в истории, которая, возможно, еще ждет своего исследователя, археолога, который сможет найти, возможно, когда-нибудь архивы с местным арийским языком.
И территория Сирии становится объектом борьбы нескольких государств примерно с XVIII века. Это прежде всего Митанни, которое двигается с северо-востока, Египет, который пытается распространить свою власть с юга, и хеттское государство, которое двигается с северо-запада. Здесь Сирия оказывается местом столкновения трех государств, трех сил, пытающихся ее подчинить. В этот период здесь возникло несколько небольших образований (Ямхад на севере, Катна на юге современной Сирии), и эти государства как раз и становились объектами давления со стороны агрессивных соседей.
Древние хетты
Несколько слов нужно здесь сказать о древних хеттах. Это народ индоевропейского происхождения, индоевропейский по языку. Хетты очень рано восприняли месопотамскую культуру. Во-первых, это была аккадская письменность. Уже в самом начале II тысячелетия до н.э. на территории Малой Азии возникают колонии семитских ассирийских купцов, которые оставили после себя письменные памятники, так называемые каппадокийские таблички. Это именно памятники аккадского языка.
И вторым элементом, который активно усваивали хетты, была культура хурритов, которые в свою очередь тоже активно воспринимали месопотамскую культурную традицию. И литература хурритов, пантеон хурритов оказал на хеттов очень большое влияние. И по мере того, как хетты продвигались на территорию хурритов, то есть на территорию Северной Сирии и Северной Месопотамии, они вступали в этот культурный обмен с хурритами и очень много у них заимствовали.
И здесь в принципе мы можем говорить о некоей целостности цивилизационной всех этих образований: и шумеров, которые уже исчезли примерно к 2100-2000 году до н.э., семитов, хурритов, хеттов. Это народы, которые объединяет мощный художественный пласт, истоки которого находятся в шумерском искусстве, и, конечно же, клинопись, которая заимствовалась всеми этими народами. И таким образом, мы можем говорить, что шумеры были своего рода эпицентром цивилизации, которая распространилась далеко на север и северо-запад от собственно Южной Месопотамии.
Возникновение алфавитной письменности
С территорией древней Сирии связан еще один интересный феномен, от которого проистекает во многом культура всего последующего человечества. Речь идет об алфавитной письменности. Где и когда появился первый алфавит, сказать очень сложно. Существует гипотеза о том, что древние алфавитные системы возникают под влиянием именно Египта, а не клинописи, египетской иероглифики.
И есть образцы синайского письма, которые датируются достаточно ранним временем. Это примерно XIX-XVIII до н.э. Синайское письмо не расшифровано, то есть, по всей видимости, это именно семитское письмо, но расшифровать его пока не удалось. И кроме семитского письма, обнаружены тексты на территории современного Египта, в пустыне к востоку от Нила, с еще более древними памятниками, которые тоже пока не расшифрованы и которые, по всей видимости, являются самыми ранними образцами протоалфавитного письма.
Классическое консонантное алфавитное письмо — это ханаанское и финикийское. Но еще нужно сказать несколько слов о письменности Угарита. Она тоже возникает примерно в XVIII веке до н.э., по всей видимости, хотя есть более умеренные датировки, которые относят ее к XVI-XV векам. Угаритское письмо интересно тем, что оно по внешнему виду представляло собой клинопись, но только по внешнему виду. Структурно это был именно консонантный алфавит, то есть совершенно иная система письма. В качестве некоторого отдаленного аналога можно вспомнить персидскую клинопись, потому что персидское письмо было слоговым, но при этом использовало клинописные знаки, то есть принцип письменности был совершенно иной, хотя внешне это очень все напоминало шумерскую клинопись.
Угаритская письменность не получила развития по нескольким причинам. Отчасти потому, что Угарит был единственный прибрежный центр Леванта, который не вынес удара народов моря. В 1200 примерно году или в 1180, в этом промежутке он был разрушен этими самыми народами моря. Причем сохранилось письмо местного правителя, которое он адресует одному из своих, по всей видимости, сюзеренов, с просьбой о помощи, в котором он говорит, что всего пять кораблей вот этих вот нападавших приближаются к его городу. То есть, по всей видимости, эти налеты были не такими массовыми, но отличались настойчивостью и постоянством, и, по всей видимости, именно это и погубило ряд территорий Северной Сирии.
Ашшур, Дамаск и Вавилон
Собственно, вторжение народов моря связывается с так называемым коллапсом бронзового века, с катастрофой бронзового века, которая происходит в этот период, когда разрушаются многие старые центры, падает хеттское государство, прекращает свое существование Угарит и происходит возвышение новых государств. Вот одним из таких государств является Ассирия, древний Ашшур. В свое время Ашшур был центром, заселенным хурритами. Он пережил период господства Мари, судя по всему, но потом происходит постепенная семитизация населения. Народ усваивает аккадский язык и создает свое собственное государство.
Одной из первых жертв экспансии Ашшура становится как раз Митанни, которое было уничтожено, видимо, в XIV веке до н.э. или в середине XIII века. Возможна такая датировка. И с этого периода начинается эпоха ассирийских вторжений, ассирийской гегемонии, и Ассирии удается в течение многих веков поддерживать весьма зловещий Пакс Ассирика на территории от низовьев Тигра и Евфрата вплоть до египетских границ. История Ассирии достаточно хорошо известна. Мы не будем подробно о ней останавливаться. Мы скажем лишь, что одной из жертв ассирийской экспансии на территории современной Сирии стало Дамасское государство, Дамасское царство.
Дамасское царство — это государство западных семитов, арамейское по языку, и время его возникновения является предметом дискуссий. Дело в том, что о существовании Дамасского царства сообщают нам тексты Библии, однако других источников, в которых бы возникновение его можно было бы датировать, например, X веком до н.э., таких источников нет. И Дамаск в других источниках появляется гораздо позже. И в конце VIII века до н.э. Дамаск был захвачен ассирийцами и подчинен их власти. Собственно, примерно в этот же период, в 722 году до н.э., Ассирия уничтожает северное еврейское государство, Израильское царство, со столицей в Самарии.
Господство ассирийцев над регионом заканчивается вместе с возвышением Нового Вавилона и Мидии, и Северная Сирия в 605 году до н.э. переходит под контроль уже Нововавилонского царства.
Набу-кудурри-усур, Навуходоносор II, разгромил египтян в 605 году до н.э. при Кархемише. Это тоже интересный центр, который находится на Евфрате, на границе современной Турции и Сирии. Египтяне пытались, пользуясь ослаблением Ассирии, распространить свою власть далеко на север, вплоть до Малой Азии, в очередной раз, но эта попытка потерпела поражение благодаря усилиям нового гегемона из Междуречья, Нововавилонского царства. И 605 год — это такой рубеж, когда территория Леванта переходит под контроль Вавилона. И следующий рубеж уже — это 539 год, когда новое государство, новый могущественный завоеватель с Востока, персидское государство Ахеменидов, захватив Вавилон, подчиняет эти провинции.
Поползновения Египта
Египет был весьма заинтересован в распространении своей власти на территорию Леванта, и египетские фараоны совершали вторжения на эту территорию примерно с XVIII века до н.э., возможно, еще и раньше, и это рождало и ответные действия. Например, гиксоское вторжение в Египет, которое было по характеру своему, по всей видимости, преимущественно семитским. И гиксосам удалось захватить Нижний Египет и основать здесь свою династию. XVIII династия Египта в XVI веке до н.э. изгоняет гиксосов, и с этого времени начинается расцвет военной экспансии Египта в северном направлении, но, впрочем, не только в северном. В Нубию египетские фараоны XVIII династии тоже совершали множество походов.
Но успехи этой династии в завоевании Сирии были, в общем, беспрецедентны, потому что войска Тутмоса III дошли до территории современной Турции, до среднего течения Евфрата. И когда египтяне увидели Евфрат, они поразились тому, что большая река течет с севера на юг, потому что для египтян это было крайне непривычно, поскольку Нил течет с юга на север. И Евфрат так и назывался у египтян «перевернутая вода», «перевернутая река».
Но египетское господство в этом регионе было неустойчивым. Египтяне не пытались насадить здесь свою административную структуру. Они придерживались принципа сохранения местных династов и взимания дани либо совершения регулярных набегов. Кроме этой проблемы, существовала еще одна. Конкурентом Египта на этой территории была митаннийская держава и хеттская держава. И хетты, которые смогли одержать победу над Митанни, и, воспользовавшись ослаблением Египта при Эхнатоне, который проводил реформу религиозную в XIV веке, они стали активно продвигаться дальше на юг.
И вот это продвижение хеттов в зону, которую Египет всегда считал своей сферой влияния, привело к столкновению, и это произошло уже при XIX династии, знаменитая битва при Кадеше, о которой сохранились свидетельства как со стороны хеттов, так и со стороны египтян.
И в записях Рамзеса II, который командовал египетской армией говорится о великой победе его над противником, но по результатам этого конфликта очевидно, что хетты смогли удержать территорию Северной Сирии под своим контролем, и господство египтян проходило где-то как раз по южным областям современной Сирии, то есть вся Северная Сирия осталась в зоне влияния хеттов. Вот эта вот битва при Кадеше, одно из самых документированных сражений древности, тоже происходит на территории современной Сирийской Республики.
Федор Синельников
Комментарии (0)