Сайт о самых актуальных мировых тенденциях. На нашем сайте полезная информация на тему финансов, здоровья, социальной успешности и личного развития. А также новости, исторические факты и прогнозы футурологов, медицина и образование, гендерные отношения.

Экологические принципы организации территории крупного города

Print Friendly Version of this pagePrint Get a PDF version of this webpagePDF

0938af_5631539853444475bf0c7ca9d26652c6.jpg_256

На территории крупного города (свыше 250 тыс. жителей) могут и должны существовать все виды природных территориальных комплексов, свойственных окружающей физико-географической зоне или встречавшиеся здесь раньше, однако, в отличие от неурбанизнрованной местности, они неизбежно будут занимать гораздо меньшую долю площади, а наиболее редкие и уязвимые из них могут сохраниться лишь на огороженных участках, недоступных для массового посещения. В редконаселенных и малоплодородных районах нечерноземной полосы застройка и пашня располагаются островками, а леса и болота образуют сплошной фон. В высокоурбанизированной местности при стихийном развитии культурного ландшафта бывает наоборот: леса и парки превращаются в жалкие островки.

Между тем, есть все возможности для того, чтобы и в крупном городе природные н искусственные угодья располагались топологически так же, как и в малонаселенных районах: острова застройки расширяются. но не сливаются до конца: разделяющие их леса и парки сужаются, превращаются в сеть «живых изгородей» между поселениями и городскими районами, но не разрываются.

Зеленые насаждения в городе должны составлять по возможности единую сеть, включающую:

1) овражно-долинно-пойменные и прибрежные комплексы лесолутопарков, а также растительность на крутых склонах;

2) зеленые клинья на основе уцелевших лесных массивов и слабее застроенных земель между радиальными улицами и дорогами:

3) парковые коридоры между соседними городскими районами и комплексами зданий:

4) бульварные кольца и пригородные лесопарковые пояса.

Иными словами, закономерное размещение элементов единой зеленой сети диктуется, соответственно, 1) рельефом и орогидросетью: 2) транспортной сетью; 3) нормативными размерами сооружений и микрорайонов и санитарными нормами: 4) моноцентричностью города и пригородной зоны.

Зеленая сеть и ленточные парки нужны для беспрепятственных миграций животных (прежде всего, птиц и насекомых, необходимых полноценному биоценозу), для проветривания местности, для прогулок людей. При движении вдоль включенного в такую сеть зеленого коридора по тропе, изолированной растительностью и рельефом от городского шума и вида зданий, рекреационное пространство человека практически бесконечно (превышает потребности единичной прогулки), хотя и занимает ничтожную площадь. Таким образом, путем сетевого, придорожного функционального зонирования достигается значительная экономия земельных ресурсов. Ответвления зеленой сети, подобно транспортным линиям, должны подходить к каждому жилому комплексу. В таком случае для многих горожан загородные прогулочные маршруты, особенно лыжные, могут начинаться от самого дома. Надо позаботиться и о том, чтобы внутригородские лесопарки не отрывались новой застройкой от загородных лесов. [здесь автор формулирует принципы экосети задолго до западных биогеографов и природоохранников]

Belarus National Ecological Network

Преобладающее направление ветров и потоков речной воды, неоднородность физикогеографических условий, различная транспортная доступность предопределяют функциональную пространственную дифференциацию и асимметрию городской территории. Главными принципами функционального зонирования в городе должны быть:

1) функциональное соответствие между физическими свойствами участка и его намечаемой ролью;

2) позиционный принцип — зависимость функций места от его положения по отношению к центру города и транспортным узлам.

При прочих равных условиях плотность и этажность застройки, плотность населения, значение, ценность и доля лесопарковых угодий и водоемов в черте города, а также, что надо подчеркнуть, все определяющие их нормативы должны быть неодинаковы в зависимости от рельефа местности, от транспортной доступности и от соседства с другими функциональными зонами.

Не все виды городских земель могут между собой граничить. Так. например. естественный высокоствольный древостой, реликтовый остаток загородного леса, не должен соприкасаться с автодорогами, огородами, застройкой и водоемами. Необходимо окаймление всех угодий специальными буферными зелеными насаждениями. Придорожные полосы и вытоптанные участки лесов, примыкающие к автодорогам и водоемам, должны быть превращены в парковые аллеи, лужайки, скверы, зеленые площадки. Новые здания на окраине города должны возводиться не среди леса, а на полянах рядом с ним. чтобы предотвратить деградацию лесов, ходьбу по сырому грунту, а в природных зонах с недостаточной инсоляцией — не усиливать затенение окон, холод и сырость в помещениях.

Для улучшения летнего микроклимата в городских парках надо уменьшить площадь бетонных и асфальтовых поверхностей, заменить асфальт водопроницаемыми и влагоемкими грунтами и устойчивыми травяными коврами: огораживать насаждения так. чтобы они были видны и близки посетителям парков, но недоступны для вытаптывания. Не только за городом, но и в городских парках и скверах надо сохранять многоярусную лесную растительность, включающую кустарники, древесный подлесок и подрост. Поймы и большие овраги должны не засыпаться и не перегораживаться насыпями с трубами, а перекрываться длинными мостами и предмостными эстакадами. Насыпи и траншеи не должны чрезмерно нарушать естественный поверхностный и подземный сток, заболачивать поля и пустыри или способствовать эрозии. В районах, недавно бывших сельской местностью, надо сохранять сады, малые рощи и отдельные группы деревьев. многоярусную растительность на месте дворов и улиц, облесенные овраги, галерейные леса вдоль рек. Главным средством охраны природы в городе должно быть правильное размещение притягательных объектов н дорог.

Для уменьшения нагрузки улиц н дорог автотранспортом и загрязнения воздуха топливными двигателями надо развивать пассажирские грузовые рельсовые дороги; восстановить, продолжить, построить заново, приспособить для пассажиров, превратить в трамвайные линии многие железнодорожные ветки, применять загородные маршруты троллейбуса и скоростной трамвай в агломерациях городов и поселков и в малоэтажных пригородах-спальнях; электропоездами соединить аэропорты с центрами городов. Главным видом транспорта в городах с населением от 100 тыс. до 1 млн. человек должен быть трамвай, а не автобус; в более крупных городах, как известно, метрополитен. Крупнейшим городам необходимы подземные грузовые железные дороги и станции, соединенные с предприятиями при помощи лифтов.

Густая сеть автодорог наносит ущерб природе и здоровью людей не столько шумом и загрязнением среды (это вполне осознанное зло, технические пути борьбы с ним и преимущества электротранспорта хорошо известны), сколько раздроблением природного ландшафта, бесконтрольным рассеиванием людей, формированием антиэкологической структуры расселения. Загородные новостройки должны осуществляться без дальнейшего сгущения дорожной сети. В интересах охраны природы надо не увеличивать число дорог, сходящихся к городу. Лучше расширять существующие магистрали, чем проводить дублеры. Дороги должны собираться в пучки и соединяться на значительных расстояниях от города, чтобы входить в него в немногих местах. Дачные поселки н места отдыха должны ориентироваться всецело на общественный транспорт, компактно располагаться так, чтобы потребность в приобретении личного автомобиля для их посещения никогда не возникала. Этому должно способствовать и развитие грузопассажирского маршрутного общественного транспорта, улучшение условий для провоза ручной клади в автобусах и вагонах. Интенсивность уличного движения, а стало быть и загрязнение среды в городах, в значительной мере зависят от размещения загородных объектов.

t_graf03

Основные урбанистические образования в центре России ( 2012 г.)

Основу планировки и общественного обслуживания в крупных городах должны составлять узловые районы, тяготеющие к станциям метро, остановкам электропоездов или крупным узлам уличного транспорта. С метрополитеном и транспортными узлами должны быть совмещены основные торговые центры. Границы планировочных районов должны быть подчеркнуты и усилены живыми изгородями из парковых коридоров. Густота сети дорог, плотность и высота застройки должна уменьшаться от центра внутригородского узлового района к его периферии; тем более обязательно это в отношении всего города.

Существующая сеть улиц и внутриквартальных проездов в новых районах наших городов и в их пригородах преимущественно прямоугольна, в то время как пути пешеходов сходятся к остановкам общественного транспорта, что ведет к вытаптыванию газонов, загрязнению и запылению тротуаров и улиц. Надо провести ко всем транспортным пунктам пешеходные дороги, недоступные никаким автомашинам; отделить интимное пространство дворов от уличного движения.

20 декабря 1983

Источник. Родоман Б.Б., 2002. Поляризованная биосфера. Сборник статей. Смоленск: Ойкумена. С.115-118.

Первопубликация в: Охрана окружающей среды в городах. — Научн. тр. по охране природы, вып. 9 / Уч. зал. Тартуск. ун-та. вып. 704: 1985. с. 9 — 12; 2) // Городская среда, ч. 2. — Маг-лы научн. конф. — М: ВНИИТАГ. 1989. с. 82 — 86 (обе публикации абсолютно тождественны).

Пространственная структура Московской агломерации

Пространственная структура Московской агломерации ( 2012 г.)

Рекомендуем прочесть!

Let's block ads! (Why?)


Источник: Экологические принципы организации территории крупного города
Автор:
Теги: Городская среда Естествознание комментарии книги плановая экономика Транспорт урбанизация экологический каркас экология города экосеть

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
12 правил здорового питания по версии Всемирной Организации Здравоохранения
12 правил здорового питания по версии Всемирной Организации Здравоохранения
20
Человек познаёт мир 07:30 13 янв 2023
Экологические проблемы и стратегия устойчивого развития агломерации город-курорт Сочи
Экологические проблемы и стратегия устойчивого развития агломерации город-курорт Сочи
0
Сад огород дача и все самое интересное 23:00 07 июн 2016
Принципы ЗОЖ: что следует знать о жирах в рационе?
Принципы ЗОЖ: что следует знать о жирах в рационе?
1
Женский развлекательный и поучительный сайт. 22:52 31 мар 2021
Как живется ниже уровня моря: Самые известные супернизкие города
Как живется ниже уровня моря: Самые известные супернизкие города
9
Человек познаёт мир 15:30 11 окт 2023
Главные принципы счастья по-японски...
Главные принципы счастья по-японски...
9
Интересный мир 16:37 21 сен 2022
Чем родители-французы отличаются от русских: принципы воспитания детей
Чем родители-французы отличаются от русских: принципы воспитания детей
89
Женский каприз 16:15 10 дек 2021
Базовые принципы правильного питания
Базовые принципы правильного питания
3
Интересный мир 10:55 22 авг 2016
Принципы питания при сахарном диабете
Принципы питания при сахарном диабете
0
Женский развлекательный и поучительный сайт. 23:16 28 июн 2023
Жизненные принципы кошек (6 фото)
Жизненные принципы кошек (6 фото)
0
Это надо видеть! 14:05 17 июл 2016
Самые необычные города мира
Самые необычные города мира
5
Человек познаёт мир 07:30 04 фев 2023
Самые впечатляющие заповедные территории мира
Самые впечатляющие заповедные территории мира
0
Интересный мир 01:40 24 янв 2017
Временные города: построить мегаполис за месяц
Временные города: построить мегаполис за месяц
0
Жизнь прекрасна 06:01 14 дек 2016

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства