И хотя нас вряд ли кто-то учил правильно вести спор, чтобы в итоге суметь прийти к взаимовыгодному соглашению, есть ряд ключевых факторов, которые могут в значительной степени помочь нам.
Во-первых, следует понимать, что главный враг конструктивного и уважительного диалога — это наши негативные эмоции.
Разногласия с супругом или партнером, недоразумения с коллегами или с руководством часто приводят к появлению у нас чувства неловкости и дискомфорта. Мы испытываем разочарование, обиду и даже гнев.
Контролировать все эти негативные эмоции возможно только научившись восстанавливать свое душевное спокойствие, поверьте, это принесет большую эффективность вашей аргументации и позволит выйти победителем из любой дискуссии.
5 ключевых советов, которым полезно следовать.
1. Не спешите атаковать: спор — это еще и умение слушать
Спор не выигрывается нападками и атаками. Он выигрывается правильными аргументами и харизмой того, кто чувствует уверенность в себе, только так он может повлиять на другого человека и направить его действия на достижение соглашения.
- Важно понять, что крики, обвинения и другие нападки абсолютно бесполезны в любой дискуссии. Они только заводят разговор в тупик.
- Таким образом, риск дойти до точки невозврата сильно повышается. А это ни к чему не приведет. Но ведь у вас другая цель?
- И несмотря на то что разногласия затрагивают вас, что называется, «за живое» и могут причинять боль, очень важно научиться не воспринимать их как личную обиду.
- Всегда старайтесь сохранить «холодную» голову, горячее сердце и твердый, ровный голос.
Никогда не концентрируйтесь на человеке, с которым вы вступили в спор. Если вас захлестывают негативные эмоции, вы перестаете слушать, а если вы не слышите своего собеседника, то не можете предложить ему логические и обоснованные аргументы.
2. В любой дискуссии вместо «почему» используйте «как»
Сначала вам может показаться это глупостью, но когда вы спорите с кем-то, есть определенные слова, способные заставить вашего оппонента глубже понять смысл сказанных вами слов.
Приведем пример. Представьте, что вы спорите о чем-то со своим партнером по жизни и говорите ему:
- «Почему, когда ты принимаешь решение, ты не считаешься с моим мнением?» или
- «Почему ты сделал это, ничего мне не сказав?»
Чаще всего на подобные вопросы собеседник ответит что-то очень банальное и ожидаемое, что-то предсказуемое.
А теперь подумайте, как бы изменилась ситуация, если бы вы по-другому задали вопрос:
- «Как, ты думаешь, я себя чувствую, когда ты действуешь без оглядки на мое мнение?»
3. Не думайте о том, как оказаться «правым». Думайте о том, как достичь взаимовыгодного соглашения
Помните, что цель вашей дискуссии — не в том, чтобы установить, кто прав, а кто нет, и не в том, чтобы заставить собеседника поверить вам, а в следующем:
- Оппонент должен понять и осознать вашу точку зрения.
- Не усугубить, а улучшить ситуацию.
- Выйти более сильными из сложившихся обстоятельств, достигнув взаимовыгодного соглашения.
4. Следите за своим тоном, будьте настойчивы и избегайте употребления штампов и слов-паразитов
Фразы вроде «ты меня не понимаешь», «ты не знаешь, что я хочу сказать тебе» или даже просто предложения, которые мы начинаем с частицы «не», уже предполагают наличие некоей непреодолимой стены между собеседниками. Это будет препятствовать конструктивному диалогу.
Кроме того, это придает негативную эмоциональную окраску всей дискуссии.
- Говорите уверенно, твердо, но при этом оставайтесь чутким к своему собеседнику.
- Вместо того, чтобы начинать свои фразы с отрицательных частиц, лучше сделать это следующим образом: «я знаю, что ты хочешь сказать мне и я тебя понимаю».
- Следите за тем, чтобы тон вашего голоса был расслабленным, не теряйте контроля над собой и не выходите из себя, демонстрируйте свое дружелюбие и открытость.
- И несмотря на то, что пренебрегать эмоциональным аспектом нельзя, не стоит забывать и про логику.
- Чаще всего один из оппонентов рано или поздно приводит аргументацию, которая нелогична, и вот тогда важно заметить это и указать на допущенный промах.
5. Взывайте своего оппонента к эмпатии
Одной из наиболее распространенных проблем, с которыми сталкиваются люди во время ведения дискуссий, это неумение приводить правильные аргументы.
- Они чувствуют себя переполненными идеями и эмоциями. Мысли движутся в их голове совершенно хаотично и как-либо структурировать такой «поток сознания» получается далеко не всегда. А спорить нужно с умом, настойчиво и, главное, спокойно.
- Нужно научиться правильно организовывать свои мысли, и высказывать их последовательно, четко и, желательно, сжато, чтобы собеседник понял все, что вы хотите донести до него.
Еще одним хорошим предложением станет использование фраз, которые «пробуждают» в оппоненте эмпатию.
Вот простые примеры:
- "Ты понимаешь меня, ты знаешь, что я имею в виду".
- "Ты — умный человек и, конечно, понимаешь, что я хочу сказать".
В заключение хочется отметить, что научиться разумно вести споры потребует определенного времени и, безусловно, навыков под общим названием «эмоциональный интеллект».
Дискутируйте спокойно и уважительно по отношению к своему оппоненту, приводите четкую и последовательную аргументацию, это поможет вам выйти победителем и достигнуть соглашения, удовлетворяющего обе стороны.
Комментарии (1)