Владимир Воробьев. Электрослесарь на коксовой батарее. Новокузнецк. 1980.
Основой для создания группы послужил Кино-корреспондентский пункт Кузнецкого металлургического комбината, громко именующийся киностудией «КМК-фильм». В. Соколаев вспоминает: "Много лет киностудия занималась выпуском документальных кинофильмов о людях комбината... Студия, общей площадью около 300 кв. метров, занимала половину крыла большого здания в центре города. Помещение было насыщено отечественной кино- и фотоаппаратурой, осветительными приборами, звуковой аппаратурой, десятками килограммов фотохимии, сотнями квадратных метров фотобумаги, километрами кинопленки. И всем этим богатством могли пользоваться всего несколько человек, в число которых попал и я. Сначала стал электриком, а потом и фотографом".
Группа выдвинула свой творческий манифест, который декларировал особенности и метод репортажной фотографии - отсутствие спецофотобработки, отсутствие спецкадрирования и так далее. Принципы, по которым снимали фотографы ТРИВА, — отказ от ретуши и кадрирования отснятого материала. Но главное — полный отказ от постановочных кадров. Все, что происходит в кадре, происходит на самом деле; человек с камерой никогда не подсказывает героям, как делать это фотогеничнее, и не просит повторить упущенный им момент.
Владимир Соколаев. Цыганочка-пастушка на коне. Окраина села Онгудай. Сибирь. 1980.
Творческая концепция авторов ТРИВА кратко выражалась так:Смысл – "паспортизация" времени и местаЦель – правда ради правдыЗадача – создание фотодокумента событияЖанр – рабочая и социальная фотографияМетод – репортажныйОграничения при съемке – строгое невмешательство в событиеОграничения при печати – стандартная обработка, печать полного кадраАппаратура – Leica M2, M3, M4 с Summicron 1,4/50, Summilux 2/50
Владимир Воробьев. Молодой отец с приятелем у роддома. Новокузнецк, 1980.
В. Соколаев писал об этом: «Очень серьезно прорабатывалась теория фотографии, ее репортажная основа, обоснованность и границы документального подхода к фотографированию. Съемка штатными 50мм. объективами стала определяющей, ибо созданная ими фотография сохраняла привычную для глаза перспективу, а при рассматривании создавала ощущение «окна в событие». Метод погружения в событие стал основным способом съемки.
Владимир Воробьев. Письмо до востребования. Новокузнецк, 1980
Кроме основной задачи - снимать настоящую жизнь во всех ее проявлениях, у группы была и другая цель – посылать работы на зарубежные фотовыставки в обход официальных каналов.
Владимир Воробьев. Люковой со скребком и метлой. Новокузнецк, 1980
В. Соколаев вспоминает: «В 1982 году мы с моими коллегами по фотогруппе „ТРИВА“ набрались храбрости и решили поучаствовать в World Press Photo (самый престижный конкурс фотожурналистики, — прим. Тайга.инфо). А заявки советских фотографов на WPP принимались через „Советское фото“. Отправили через „Советскую почту“. Они дошли до Москвы, их там посмотрели и отправили в Кемеровский обком партии. В Новокузнецке власти были знакомы с нашими фотографиями — они висели на городском стенде, а в обкоме их не знали. Там их разложили на столе и как увидели… Сразу звонок первому секретарю Новокузнецкого горкома партии, он — в машину и в Кемерово. После этого нас начали прессовать, вытеснять».
Владимир Соколаев. Купание в запани на реке Мрас-Су. Кузбасс. 1981
В начале 1982 г. начались проверки группы партийными органами и КГБ, против ТРИВА выступили местные фотографы, реальной была угроза обысков. Большую часть архивов группы пришлось уничтожить. По настоятельной рекомендации Кемеровского обкома КПСС регистрация фотогруппы ТРИВА была аннулирована, а администрация Кузнецкого металлургического комбината заменила весь творческий состав кинофотолаборатории.
Владимир Воробьев. Ощущение материнства. Новокузнецк. 1981
После увольнения Александр Трофимов стал работать самостоятельно. Оба Владимира создали фотолабораторию на другом предприятии и продолжили трудиться вместе. Оставшись без завода, они вышли с "Лейками" на улицы родного города. Вскоре к ним присоединился художник Александр Бобкин.
Владимир Воробьев. Педикюрный кабинет. Новокузнецк. 1981
Полная творческая изоляция, отсутствие выставок и публикаций позволили сконцентрироваться на главном – на фотосъемке. Ежедневно, последовательно и настойчиво на протяжении десяти лет своими бесшумными "Лейками" фотографы ТРИВА создавали местные документы эпохи и философию "решающего и нерешающего мгновения". Первые годы работали в стол, позднее занялись фотографическим самиздатом – склеиванием самодельных фотоальбомов.
Владимир Соколаев. Наблюдение солнечного затмения на машинном дворе. Село Мохово, Кемеровская обл. 1981
Владимир Соколаев. День Донора в рельсобалочном цехе КМК. Новокузнецк. 1981
Владимир Соколаев. Один в ванной. Новокузнецк. 1981
Владимир Соколаев. Елочный базар. Новокузнецк. 1982
Владимир Воробьев. Люди в очереди. Новокузнецк, 1982
Александр Трофимов. На крыше электросталеполавильного цеха в Комсомольске на Амурe. 1982
Владимир Воробьев. Солдат в увольнении. Новокузнецк, 1982
Владимир Соколаев. Культрабтники на сцене. Новокузнецк, 1982.
Владимир Соколаев. Соревнования Горпромторга по производственной гимнастике. Новокузнецк. 1983
Владимир Соколаев. Торжественная регистрация новорожденного. Новокузнецк, 1983
Владимир Воробьев. Обеденный перерыв в механических мастерских. Новокузнецк, 1983
Владимир Воробьев. Рукоделье на продажу. Новокузнецк.1983
Владимир Воробьев. Джоконда на конкурсе буровиков. Новокузнецк, 1983
Владимир Воробьев. Пассажирка последнего вагона. Новокузнецк. 1983
Владимир Воробьев. Владелец автомобиля с ручным управлением. Новокузнецк. 1983
Владимир Соколаев. Женщина с плакатом спешит на первомайскую демонстрацию. Новокузнецк. 1983
Владимир Соколаев. Центральный рынок. Новокузнецк. 1983
Владимир Воробьев. Портрет с бюстом основателя СССР. Новокузнецк, 1983.
Владимир Соколаев. Вывоз строительного мусора. Новокузнецк. 1984
Владимир Воробьев. Праздник Масленицы у шахтеров. Новокузнецк. 1984
Владимир Соколаев. Утренняя очередь в Сандуновские бани. Москва. 1984
Владимир Воробьев. Чиновник в детском саду. Тисуль. 1984.
Владимир Воробьев. Обед в детском доме. Новокузнецк, 1984
Владимир Соколаев. Жаркий день в глиняном карьере. Окраина Новокузнецка
Владимир Воробьев. Женщина с суповым набором. Новокузнецк, 1984.
Владимир Воробьев. Тень и стулья. Новокузнецк, 1984
Владимир Соколаев. Новая шляпка. Новокузнецк. 1985
Владимир Соколаев. Рейсовый автобус на проселочной дороге. Алтайский край. 1985
Владимир Соколаев. Братья. Новокузнецк. 1985
Владимир Соколаев. Новогодний вечер в Новокузнецком музыкальном училище. 1986
Владимир Соколаев. Мытье мавзолея Ленина к празднику. Москва. 1988
Владимир Соколаев. Полуслепой и носильщик двери. Новокузнецк, 1988.
Владимир Соколаев. Старушка в городском автобусе. Новокузнецк.1989.
Владимир Соколаев. Завуч и ученик. Новокузнецк.1989.
Владимир Соколаев
(1952-2016)
Владимир Воробьев
(1941 – 2011)
Александр Трофимов
(1948 -)
Новокузне́цк — первый по площади в Кузбассе и второй по населению, а также старейший город Кемеровской области. Расположен на юге Западной Сибири, на обоих берегах реки Томи, в южной части Кемеровской области. Население — 551 253 человек.
Группа ТРИВА (рубеж 1970–1980-х) - первая в СССР официально зарегистрированная творческая группа фотографов, существовавшая при Кузнецком металлургическом комбинате (Новокузнецк) в конце 70-х – начале 80-х гг. Полное название группы - «Творческое фотографическое объединение профессиональных фотографов «ТРИВА». Название означало имена ее участников – два Владимира и Александр: Владимир Воробьев, Владимир Соколаев и Александр Трофимов...
Комментарии (0)