Количество иностранных туристов на улицах российских городов постоянно растет. Снижение курса рубля к основным мировым валютам сделало Россию привлекательным направлением для туристов из многих стран. Мы захотели проверить, как изменился туристический поток из-за рубежа за последнее время.
Мы считаем, что данная работа будет интересна не только широкой аудитории, но и компаниям, работающим в туристической сфере. Надеемся, эти данные помогут им улучшить свою работу с иностранными гостями.
При подготовке исследования нами было проанализировано свыше 40 тысяч отзывов иностранных туристов о 767 отелях, в 50 самых популярных среди туристов российских городах (по данным booking.com) с января 2015 по ноябрь 2016 года. В исследовании учитывались отзывы туристов из стран дальнего зарубежья (без стран СНГ).
ОБЩАЯ ДИНАМИКА И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПО СТРАНАМ
За год общее количество отзывов от иностранцев выросло на 24%. Пик традиционно приходится на август. При этом отметим, что рост от августа 2015 года к 2016 составил 20%.
Рассмотрим распределение туристов по странам.
Лидеры по количеству отзывов — Германия, Финляндия, Китай, Италия, Франция, Великобритания, Турция, Швейцария, Соединенные Штаты Америки и Южная Корея.
Из европейских стран следует отметить Финляндию — количество туристов из этой страны за год выросло на 38%. Нельзя не отметить динамику турпотока из Южной Кореи — рост за год составил 55%. Заметно выросло число посещений нашей страны туристами из Израиля (рост на 46%) и Ирана (рост на 51%). +
Среди стран-лидеров по отрицательной динамике — Турция (снижение на 410%), Саудовская Аравия (снижение на 21%) и Египет (падение на 59%).
Отдельно рассмотрим туристов, отметивших свою поездку как деловую.
Страны с наибольшей долей деловых в общем числе поездок: Литва (75% всех поездок отмечены как деловые), Польша (66%), Кипр (65%), Чехия и Латвия (по 59%). +
При этом лидерами по абсолютным показателям (числу деловых поездок) стали Германия (1510 поездок), Италия (1264), Турция (969) и Китай (891).
Более детально рассмотрим поведение иностранных туристов (связь категории отеля и его оценки).
ОСНОВНЫЕ ТУРИСТИЧЕСКИЕ ПОТОКИ
Отдельно рассмотрим основные туристические потоки среди бизнесменов.
Следует заметить, что большинство деловых поездок приходится на Москву и Санкт-Петербург — количество бизнес-туристов в остальных городах России заметно меньше. Исключение составляют Выборг (тесная кооперация с Финляндией) и Калининград (тесные связи с Польшей).
У иностранных туристов максимальным интересом пользуются традиционные туристические направления: Москва (свыше 15 тысяч отзывов) и Санкт-Петербург (свыше 12 тысяч отзывов). При этом значительный интерес у иностранных туристов вызывают Владивосток, Выборг и Калининград. Эти направления занимают в рейтинге городов по количеству отзывов 3—5 места, соответственно.
Кроме абсолютных значений интересны и данные о динамике посещений иностранцами городов России. Среди лидеров по росту числа посещений следует отметить Петропавловск-Камчатский (рост на 147%), Валдай (рост на 100%), Суздаль (рост на 86%) и Ростов Великий (рост на 72%).
Среди городов, лидеров среди бизнес-туристов, отдельно стоит выделить Краснодар и Ростов-на-Дону — больше половины поездок в эти города отмечены как деловые.
В целом туристы положительно оценивают качество гостиничной инфраструктуры в Российских городах. Тем не менее, отдельные туристические направления все еще испытывают недостаток качественных гостиниц. +
ОТДЕЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Более детально рассмотрим паттерн поведения туристов из разных частей света.
ЕВРОПА
Лидерами по числу туристов, посетивших Россию, среди европейских стран стали Германия, Финляндия и Италия. Причем, если финны в основном посещают близкие им Санкт-Петербург и Выборг, то география посещений Российских городов немецкими и итальянскими туристами более обширна.
Туристы из Финляндии все активнее выбирают нашу страну для отдыха.
Абсолютным лидером у туристов из Финляндии стал Выборг — на этот город пришлось больше половины всех отзывов. При этом рост поездок в Выборг продолжается.
У туристов из Германии традиционным интересом пользуются Москва и Санкт-Петербург. При этом отмечается уверенный рост числа поездок туристов из этой страны в Калининград. +
АЗИЯ
Туристы из Азии все активнее выбирают нашу страну для отдыха. Лидером в этом направлении традиционно является Китай (53% от всех туристов из Азии), на втором и третьем местах — Южная Корея и Япония. При этом туристы из Южной Кореи и Японии более склонны отдыхать в городах Дальнего Востока (лидер — Владивосток), а туристы из Китая в основном выбирают для посещения города в европейской части России.
ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО
Отдельно рассмотрим посещения иностранными туристами городов, входящих в Золотое Кольцо России.
Особенно полюбилось данное направление китайцам.
Интерес к традиционному туристическому направлению России стабильно растет. Самыми популярными городами у иностранных туристов стали Суздаль, Владимир и Ярославль. Мы также отмечаем положительную динамику средней оценки отелей в этих городах.
ВМЕСТО ВЫВОДА
В целом, Россия, как интересное туристическое направление, воспринимается все большим числом иностранных туристов, в том числе и в связи с изменением курса национальной валюты. Количество посещений российских городов жителями других стран растет. В этой связи перед работниками индустрии гостеприимства встают новые вызовы: многим туристическим направлениям еще не хватает развитой инфраструктуры, автоматизации своих процессов, особое внимание стоит уделить повышению уровня владения иностранными языками и совершенствованию качества сервиса.
Надеемся, наше исследование поможет владельцам и сотрудникам российских отелей оказывать более качественный сервис иностранным гостям. Например, позволит понять, что для увеличения потока туристов, персоналу большинства гостиниц стоит выучить китайский язык :)
P.S.:
Исследование основано на выборке в 44 297 отзывов от индивидуальных туристов, забронировавших номера в 767 отелях в 51 российском городе на сайте booking.com. При проведении исследования данные о групповых поездках и любых других видах бронированиях не учитывались.
21.02.2017
Комментарии (0)