Дамье Вадим Валерьевич – доктор исторических наук, профессор Высшей школы экономики, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН; автор многочисленных публикаций по вопросам новой и новейшей истории, философии XX века, текущей политике, в том числе книг: «Забытый интернационал», «Анархо-синдикализм в XX веке», «История анархо-синдикализма. Краткий очерк».
Молодежный Университет Современного Социализма
Опубликовано: 2 дек. 2017 г.
План лекции:
I. Условия возникновения социально-философской Франкфуртской школы.
1.Фордистско-тейлористский этап развития капитализма и потребность в его осмыслении и анализе.
2.Тупики детерминистского марксизма и позитивизма. Первые тенденции к обновлению.
3.Формирование философско-социологического центра во Франкфуртском институте социальных исследований.
II. Формулировка основ критической теории общества.
1.Проблема соотношения субъекта и объекта в критической теории; вопрос об отчуждении.
2.Критика детерминизма и позитивизма.
3.Негативная диалектика.
III. Негативная диалектика Т. Адорно, основанная не на «отрицании отрицания», то есть восстановлении тезиса на новом качественном уровне, а на собственно «отрицании» как универсальном принципе рассуждения. Концепция «критической» личности как единственного субъективного выхода из противоречий современного мира отчуждения и овеществленных отношений.
IV. Развитие идей Т. Адорно в трактовке современного общества В. Беньямина.
1. Проблема отчуждения в его теории «технической репродукции» и «репродуктивного» искусства.
2. Потеря личности отчужденным человеком.
3. Подчинение человека эффекту толпы, которую легко «запрограммировать», то есть направить ее энергию в русло, выгодное господствующему классу.
V. Г. Маркузе и проблема свободы человека в ХХ веке.
1. Основы "критической теории" общества. Философия истории.
2. Освобождение человека через творчество во всех его проявлениях;
3. Представление об обществе будущего, обеспечивающем свободу творчества своим членам; его противопоставление обществам, основанным, как на современном рыночном, так и на плановом хозяйстве.
4. Освобождение человека от монотонного, тяжелого труда; свободное время для самовыражения, в том числе через секс.
5. Самоосвобождение человечества как основа программы Г. Маркузе; Великий отказ - единственный путь для такого самоосвобождения.
6. Маркузе и социальная практика.
VI. Преодоление отчуждения в философии Э. Фромма.
1. Своеобразное развитие взглядов З. Фрейда.
2. Субъективная этика, опирающаяся на инстинкт жизни (творчество) и инстинкт смерти (некрофилию, тяготение к насилию и порядку).
3. Идея Э. Фромма о самоосвобождении человека из-под власти вещей, богатства, но, главное, - из-под власти заранее установленного репрессивного порядка.
Комментарии (0)