Как сказал один мой пожилой знакомый, их учили "методом дрессуры". Наставник показывает пример, а ученик повторяет до тех пор пока это не устроит наставника. Подобная "дрессура" в результате давала работника, который "на автомате" выполнял нужные действия, но уходило на эту "дрессуру" весьма много времени. В результате такой "дрессуры" человек может выполнять, то чему его научили, но чаще всего не способен перенести изученное на новые ситуации и новые виды деятельности. Именно поэтому было много случаев. когда в 90-е годы зрелые люди того поколения, теряя привычную работу, не могли без длительного обучения перестроиться и начать заниматься другими видами деятельности, за которые им готовы были платить. "Дрессура" не позволяет развить гибкость мышления. А если говорить про самообразование, то метод "дрессуры" и вовсе неприменим, так как тут большая часть усваивается самостоятельно с полным осознанием для чего это делается, так как внешнего мотива в виде строго наставника здесь нет.
Но, что делать, если нужно самообразованием добиться автоматических действий в тех или иных ситуациях?
Есть решение и оно называется "поэтапное формирование умственных действий". Звучит не просто, но именно так это называется в психологии. Есть разные теории и гипотезы о том, как формируются умственные действия. Автор самой популярной теории отечественный психолог Петр Яковлевич Гальперин. Большинство материалов на данную тему, которые можно встретить в Интернете, весьма сложны для людей не погруженных в терминологию психологии. Поэтому попробую объяснить простым языком.
Умственные действия это любые действия, выполняемые человеком в уме (например, принятие решения брать зонт выходя из дома или нет). Но, для начала нужно научиться их выполнять, то есть сформировать у себя эти умственные действия.
В теории Петра Яковлевича Гальперина формирование умственных действий представлено в виде 6 этапов:
1) Мотивационный. Чтобы появилась потребность в формировании умственного действия, нужно понимать цель, то есть для чего это будем делать. Цель должна быть не только понятна, но и важна. В примере с зонтом мотивом может быть сохранение своего здоровья и внешнего вида одежды, а также уменьшение дискомфорта от прибывания под дождем.
2) Схема основы действия. На этом этапе разбираемся со свойствами того, что осваиваем. Например, изучаем что такое зонт и как им пользоваться, что такое дождь и какие последствия для здоровья, если промокнем, а также как узнать прогноз погоды и какие могут быть признаки того, что возможен дождь. В случае самообразования на этом этапе нужно для себя определить критерии того, что верно будем выполнять все операции умственного действия. Например, продумать как проверить, что правильно ищем данные о погоде и верно оцениваем признаки скорого начала дождя.
3) Выполнение реальных действий. Нужно попробовать на практике выполнить освоенное на предыдущем этапе. В нашем примере посмотреть прогноз погоды, посмотреть на небо и оценить есть ли признаки начала дождя в ближайшие часы или в течение дня.
4) Формирование действия в громкой речи. Нужно в слух проговаривать, что и как собираемся делать. Например: "Сейчас я зайду на такой-то сайт и посмотрю прогноз погоды, посмотрю в окно на улицу и на небо, если пасмурно или низко летают ласточки, то я возьму зонт, если по прогнозу погоды дождь, то тоже решу брать зонт с собой". Но, недостаточно просто один раз проговорить. Этап можно считать выполненным только тогда, когда достигается быстрое и правильное выполнение каждой операции и всего действия (чтобы было как у парашютиста всё "на автомате": "делай раз, делай два, ..."). В случае самообразования используем критерии проверки правильности операций действия, которые определили на втором этапе.
5) Формирование действия во внешней речи «про себя». Повторение действий предыдущего этапа, только без проговаривания вслух и даже шепотом. Только мысленное повторение последовательности действий в соответствии со схемой изученной на втором этапе, с проверкой правильности по тем же самым критериям.
6) Формирование действия во внутренней речи. Не смотря на название этапа, здесь не требуется подробное проговаривание "про себя" всех действий. На этом этапе действие выполняется с максимально возможной скоростью и последующей проверкой результата. Этап считается выполненным, если несколько раз максимально быстро выполненное действие "на автомате" даёт правильный результат. Например, быстрый просмотр прогноза погоды и секундный взгляд в окно, после чего моментально принимается решение брать зонт или нет, а потом проверяем в более медленном темпе правильно ли приняли решение.
После прохождения данных этапов можем быть уверены, что умственное действие сформировалось и закрепилось надолго.
Вроде бы всё просто, но, подумайте, а всегда ли при изучении чего-либо проходим хотя бы три из шести этапов? Чаще всего мы прибегаем к стихийному подходу, когда что-то почитали, иногда попробовали. И как результат в нужной ситуации мы не можем "на автомате" выполнить необходимые умственные действия. Например, можно сколько угодно смотреть видеоуроки по увеличению продаж и думать, что вам это поможет в реальных продажах действовать более успешно. Это всё равно, что посмотреть уроки по вязанию и решить, что вы умеете вязать. Я вовсе не хочу сказать, что видеоуроки это плохо, но если они построены без вовлечения вас в выполнение заданий, позволяющих пройти этапы 3-6 формирования умственных действий, то эффективность их будет крайне низкая.
А "дрессура" малоэффективна, так как при этом нет понимания цели, чёткого осознания схемы действия, не было проговаривания вслух и "про себя". Поэтому теория Гальперина очень хорошо подходит для самообразования с учетом тех нюансов касательно критериев самостоятельной оценки правильности их формирования, про которые упомянул ранее. Применяя поэтапное формирование умственных действий можно побороть привычку зазубривать и начать применять методы интерливинга и припоминания, а также, например, технику Фейнмана, существенно увеличивая скорость самостоятельного изучения.
Комментарии (0)