в продолжение темы
«К сожалению, в России подобное мне ещё не приходилось видеть, поэтому приходится брать в качестве примера США — страну, в которой картографирование городских кварталов в зависимости от достатка их жителей производится давно. Причины этого картографирования — разные. Тут и необходимость изучения преступности, планирования политических компаний, маркетинг, когда вам надо выяснить, будут ли в достаточно количестве покупатели на ваш товар и т.д. Опять же, в стране, где довольно остро стоит расовая проблема (до сих пор), требуется понимать, в каких городах точки соприкосновения разных этнорасовых групп могут в будущем привести к бунтам и погромам, а это уже необходимо для планирования подавления этих бунтов и планирования военно-полицейских операций по “наведению порядка”.
Итак, почему это важно — понятно. Осталось только найти данные. В этом нам
Итак, в 9 из 10 городов США произошло резкое падение доли так называемого “среднего класса”, а сама
В крупных городах, где разрыв в доходах наиболее сильный, это разделение традиционно оформляется в концентрации разных экономических слоёв городского общества в разных кварталах. Компания Esri провело
Нью-Йорк
Содержание
Исследование, которое провело Esri показывает то, что было и так известно: богатые концентрируются вокруг Центрального парка, на центральном и нижнем Манхэттане, в то время как наиболее бедные — в верхнем Манхэттане и Нижнем Ист-Сайде. Тенденция последних десятилетий — бегство из города, так же продолжается — богатые уезжают из города в пригороды или перебираются в другие районы.
Неравенство между районами видно по медиане дохода на домохозяйство: рядом с Центральным Парком — около $200 тысяч, буквально поблизости, в Восточном Гарлеме — $16 тысяч. Правда, не всё так плохо, как утешает жителей господин Картрайт — те кто живет неподалеку от богатых, как выясняется, живут чаще всего экономически лучше и качественнее. Преступность ниже и цены не так сильно дерут, в отличие от наиболее бедных, криминализованных районов, которым не повезло оказаться поблизости от “лучших людей города”.
Вашингтон
Сан-Франциско
Город солнце, травы и ярких красок считается одним из самых малопригодных для жизни, где уже который год бушует настоящая эпидемия бездомности. Технический бум и массовый наплыв богатой публики привел к тому, что домов, которые бы были по карману “среднему классу”,
Карта показывает сильную чересполосицу, где богатые живут по соседству с бедными, а криминальные районы перемежаются относительно спокойными. В части районах, где когда-то проживали выходцы из рабочего класса, сейчас вселились богатые. В отличие от столицы политической и экономической, для богатых в Сан-Франциско медиана, пока что,
Источник
Неравномерное озеленение городов способствует территориальному закреплению социального расслоения
«Создание зелёных зон в виде парков, садов и экологических коридоров в городах в среднесрочной и долгосрочной перспективе способствует вытеснению из озеленяемых районов наиболее уязвимых социальных групп. Это один из результатов исследования, проведённого учёными из Института экологической науки и технологии (катал. L’Institut de Ciència i Tecnologia Ambientals, ICTA; исп. El Instituto de Ciencia y Tecnología Ambientales, ICTA) Автономного университета Барселоны (катал. Universitat Autònoma de Barcelona, исп. Universidad Autónoma de Barcelona) под руководством географа и социолога Изабель Ангуеловски (Isabelle Anguelovski).
Исследование показало, что создание таких объектов социальной инфраструктуры не приносит пользу всем в равной степени. Происходит так называемая «зелёная джентрификация», когда жители из числа представителей низшего класса и низов среднего класса вытесняются новыми жителями с более высокой покупательной способностью, которые прибывают в эти районы, привлечённые близостью новых парков и садов. В результате стоимость аренды и цены на жильё существенно увеличиваются, так что жители с низким доходом вынуждены переселяться в менее благоустроенные кварталы с более низким качеством жизни.
«Основная гипотеза состоит в том, что, по мере роста озеленения, города становятся всё более неравномерными и несправедливыми»,
— говорит Изабель Ангуеловски, координатор исследования, направленного на углублённое изучение этой проблемы и оценку социальных последствий экологических проектов в городах.
«Улучшение качества окружающей среды района, его озеленение — необходимы, но не любой ценой»,
— добавляет Ангуеловски, подчёркивая, что эти проекты должны сопровождаться мерами контроля над спекуляциями недвижимостью, развитием проектов социального жилья, ограничением числа лицензий на краткосрочную аренду, созданием соседских сетей поддержки и развитием местной торговли.
Проект GREENLULUS (Green Locally Unwanted Land Uses) получил финансовую поддержку в 1,5 миллиона евро от Европейского Союза (стартовый грант от Европейского исследовательского совета). В течение следующих 5 лет, большая исследовательская группа под руководством Изабель Ангуеловски будет сравнивать ситуацию в 20 городах США с 20 городами в Европе, чтобы разработать рейтинг самых экологически справедливых городов, а также исследовать их социальное воздействие на жителей и влияние на состояние здоровья.
Уже проведено экспериментальное исследование «зелёной джентрификации» Барселоны. Исследователи оценили воздействие экологической джентрификации в исторически бедных районах: был проведён продолжительный и пространственный анализ изменений социально-экономического статуса людей, живущих вблизи 18 садов и парков, созданных в Барселоне в период между 1992 и 2000 годами, в Сант-Андреу (Sant Andreu), Сант-Марти (Sant Martí), Ноу Баррис (Nou Barris), Сьютат Велья — Старом городе (Ciutat Vella) и Орта-Гинардо (Horta Guinardó). Результаты исследования показали, что в некоторых районах процессы улучшения состояния окружающей среды привели к повышению цен на жильё и жители с низким уровнем дохода были вынуждены уехать.
В исследовании использовались следующие показатели: количество жителей с высшим образованием, иммигрантов не из стран ЕС, иммигрантов из стран Северной Европы, одиноких жителей старше 65 лет. Также в качестве индикаторов выступили рост доходов жителей и стоимость жилья. «Зелёная джентрификация» имеет место, когда одновременно обнаруживаются три параметра, как в случае парков Побленоу (Poblenou) и Нова Икария (Nova Icària) в районе Сант-Марти, и садов в районе улицы Принца де Виана (Príncep de Viana), в районе Орта.
Это особенно заметно в жилых районах вблизи парка Побленоу, где число горожан, обладающих, по крайней мере, одной университетской степенью и живущих менее чем в 100 метрах от зелёного района, увеличилось на 689% по сравнению с 139% в среднем в Сант-Марти. В Парк де лес Каскадес (Parc de les Cascades), Порт Олимпик (Port Olímpic), Нова Икарии и районе парка Карла I (Carles I), также наблюдался значительный прирост.
Доход семей, живущих вблизи парков, значительно вырос (20,5% в Побленоу), а в некоторых случаях присутствие иностранцев из стран Северной Европы выросло на 3791% в прилегающих к парку Побленоу районах, по сравнению с 228% в среднем в Сант-Марти, в то время как количество иммигрантов из стран Южной Европы снизилось.
В некоторых проблемных районах Ноу Баррис и Сант-Андреу, не затронутых озеленением, число социально незащищённых домохозяйств наоборот увеличилось. Считается, что причина в том, что жители с низким уровнем доходов перебрались сюда из районов, в которых был проведена зелёная джентрификация.
Несмотря на то, что районы выигрывают от новых зелёных зон, в некоторых из них необходимо принять меры по развитию местной торговли, а также улучшить качество школьного образования и создать новые возможности экономической деятельности для наиболее социально незащищённых жителей».
Дмитрий Райдер на «
P.S.
Вышеописанное неудивительно. Поскольку капитализм — это свобода рук за общим столом, то городские пространство и инфраструктура оказываются ареной классовой войны. Теоретически общественные ресурсы —
Вообще печально, что идеологов рыночного фундаментализма — всяких мизесов — фридманов — хайеков — знают все. Но мало кто знает
«Роберт Мозес не был мэром Нью-Йорка, но благодаря мощи своей личности [и помощи крупного бизнеса], при довольно скромной должностной позиции с невнятными функциями, он сумел на два десятилетия обрести исключительные полномочия в деле сноса и перестройки города и обустройства Лонг-Айленда. Попросту занизив высоту мостовых переходов над шоссе так, что по нему могли проехать только легковые машины, он уничтожил возможность доступа туда для автобусов с людьми победнее. Джейн Джекобс сыграла одну из ключевых ролей в спасении Сохо и Гринвич-Виллидж…
Через американские пригороды можно ехать часами, ни разу не увидев на улице пешехода — живое человеческое существо без автомобиля. Я поражалась этому и в пригородах Вирджинии, Калифорнии или Массачусетса, и в зоне Большого Торонто. Это очевидный признак того, что в Северной Америке не остаётся соседских сообществ. Чтобы такие сообщества могли жить, люди как минимум должны встречаться друг с другом. Встреч с коллегами по работе и даже с друзьями недостаточно. Нужны встречи с разными людьми, с которыми вы делите пространство проживания и с которыми вы готовы разделить ответственность за него.
Происходит нечто печальное. К примеру, энергичный общественно активный гражданин начинает кампанию по улучшению места обитания в обычной социальной пустыне США или Канады. Речь идёт о том, чтобы прочистить ручей или пруд, вернуть жизнь местному воскресному рынку или общественному центру. Возможно даже, что это сообщество получит какую-то премию за свои достижения. И что дальше? Чаще всего благородное усилие героя не укореняется. Когда он переезжает в другое место, слабеет с возрастом или умирает, созданное им тоже сходит на нет. Это происходит потому, что нет сообщества, которое могло бы подхватить и нести его бремя. Одной из причин силы и живучести Нью-Йорка является то, что в нем усилия соседских сообществ, как правило, обладают устойчивостью. Если такие усилия начаты всерьёз, они обычно длятся десятилетиями или даже из поколения в поколение. Эта особенность локальной культуры наиболее ярко проявляется в наиболее плотной части города — в Манхэттене.
Не телевидение и не наркомания, а автомобиль стал главным ликвидатором американских сообществ. Автострады и съезды уничтожают те самые места, которые они, как принято считать, должны обслуживать. Так, к примеру, эстакады, выводящие на мост Веррацано, стёрли с лица земли крупное когда-то сообщество Бэй-Ридж в Бруклине.
Роберт Мозес, без пяти минут диктатор, поставивший с ног на голову и Нью-Йорк, и Нью-Джерси сильнее, чем кто-либо, считал себя мастером-градостроителем. Группа его поклонников, впрочем, тающая со временем, и по сей день считает его таковым. Но в действительности он был мастером истребления. Если бы он преуспел в своём азарте, чему не дало случиться сопротивление сообществ, на месте Сохо, одного из самых живых, разнообразных, экономически успешных соседств Манхэттена, была бы автомагистраль[18]. Иные силы, работая в унисон с автомобильной формой культуры, тоже оказались весьма эффективными. Это и стерильные цепочки жилых домов, задвинутых в изолированные тупички, и торговые центры, единственной связью которых с Местом стал поток денег от местных потребителей. Все это достаточно часто приводило к сносу местных памятников и самого сердца Места, словно для того, чтобы сознательно стереть обветшалые знаки памяти о том, что забыто.«.
Джейн Джекобс.
Роджер Бейли: как сделать городское пространство социальным?
Начать стоит с того, что визит Роджера Бейли был не случаен. Он прошёл в рамках «Стратегии социально-экономического развития Москвы» — программы, разрабатывающейся сейчас в недрах мэрии Москвы (при участии Академии народного хозяйства и Высшей школы экономики). В ней наконец-то должны быть прописаны стратегические планы обустройства города. К её созданию также приглашены и западные учёные, архитекторы и проектировщики. На конец октября в Москве побывали не менее 5 западных специалистов. По слухам, услуги таких консультантов будут стоить около 4 млн. долларов.
Бейли начал свою лекцию с рассказа о том, что Ванкувер является нетипичным городом не только для Канады, но и для любой другой белой страны. Дело в том, что уже сейчас население этого города на 50% состоит из азиатов (общая численность Ванкувера – 2,5 млн. человек). В их числе преобладают китайцы, затем идут представители других стран ЮВА (от корейцев до филиппинцев), ещё немного есть индусов. Возможно, к 2020 году процентов азиатов вообще достигнет 60%.
Именно поэтому перед Бейли, как проектировщиком нового квартала Falce Creek (разбитого на берегу залива на месте старой промзоны), стояла непростая задача – учитывать «мультикультурализм». В конце лекции Бейли пояснил, о чём идёт речь. В последние 30 лет в Китае преобладает тенденция добровольной изоляции, обособления человека от коммуны (впрочем, в России видна та же тенденция). Однако в белом мире считается, что без общинной жизни (вплоть до пресловутой «жизни двора») город быстро скатывается в гетто и преступность. Именно поэтому было принято решение строить микрорайон Falce Creek на основе «открытости», сочетания больших внутренних дворов и общественных пространств. Такая «открытость» была предусмотрена даже на уровне домов: к примеру, чтобы добраться на верхний, 6-й этаж или в пентхаус – а это были самые дорогие квартиры в микрорайоне – их обладатель был вынужден выйти из лифта на 5-м этаже и прошагать энное количество метров среди пространства, заселённого бедными и средними по достатку людьми.
Кроме «открытости» вторая задача, поставленная перед проектировщиками Falce Creek ванкуверским городским советом – строить «безуглеродные дома», т.е. жильё с минимумом выброса парниковых газов. «Зелёная экономика» вообще становится главным трендом в Канаде. Отчасти это объясняется экономическими причинами. Как показал Бейли на примере того же Ванкувера, практически вся промышленность из города была выведена на Тайвань, в Китай и прочие страны ЮВА. Разумеется, были потеряны десятки тысяч рабочих мест. Однако только один этот микрорайон Falce Creek способен до 2020 года создать 20 тысяч рабочих мест в той самой «зелёной экономике» — это не только предприятия по выпуску и обслуживанию солнечных панелей, специальных коммунальных систем и заводов стройматериалов (опять же специальных), но и различного рода «гуманитарных» специалистов – к примеру, по созданию и наблюдению за экосистемами, климатологов и географов (последние две специальности становятся востребованными и при проектировке домов – нужны знания, где ставить ветряк или солнечную батарею, как использовать для выработки энергии приливы и отливы, и т.п.)
Кстати, ещё одна мысль Бейли, почему была вынесена промышленность за пределы страны в ЮВА – правда, он стыдливо привёл пример почему-то только США – это борьба власти со слишком активными промышленными профсоюзами. Не стало промышленности, не стало социального и политического авангарда в лице пролетариата.
Ещё одна задача, поставленная властями Ванкувера – и не только для этого квартала, но и для всего города – это создать все условия для того, чтобы люди в городе жили бы там, где работают.
«Прочь передвижения из пригорода в центр и обратно!»,
— таким был их лозунг. Кроме очевидного удобства для горожан, такой подход решает ещё одну проблему – выброса автомобильных выхлопов. До 2020 года стоит задача уменьшить трафик автомобилей в городе на 40%. За 3 года уже удалось достичь переезда 100 тысяч человек из пригородов в центр города.
В Ванкувере все решения столь сложных задач – в Москве её назвали бы «комплексной застройкой квартала» — принимаются только на основе широкого консенсуса. В большую рабочую группу по проектированию Falce Creek вошли чиновники, строители, владельцы земли, учёные, низовые политические активисты, экологи, историки (хранители архитектурной старины) и масса других представителей общественности. Все решения принимались только большинством голосов. К примеру, бюрократы, лендлорды и девелоперы хотели застроить квартал высотными зданиями. Но общественность смогла победить и заставить их возводить дома средней этажности, «по европейскому, а не американскому принципу». В основном это стали дома высотой в 5-8 этажей.
Всего в квартале Falce Creek будет возведено 600 тысяч кв. м жилья – это 5 тысяч квартир на 16 тысяч человек. Несложно, кстати, подсчитать, что на 1 человека приходится 38 кв. м жилья, а средняя площадь квартиры – 120 кв. м (напомним, в Москве на 1 человека приходится, по разным данным, от 17 до 20 кв. м).
Впрочем, квартиры в квартале – первая очередь которого уже сдана – разной площади. Самая маленькая – это 55 кв. м., т.н. «социальное жильё» (бесплатное) для малоимущих. Самый большой метраж в пентхаусах – 390 кв. м.
И, как уже говорилось выше, городской совет Ванкувера принял решение разместить вперемешку в Falce Creek людей разного достатка. Тут и бесплатные квартиры для малоимущих, дотационное жильё для людей социально-значимых профессий (медсестёр, пожарников, учителей и т.д.; они выплачивают только от 30 до 70% стоимости квартиры), для классического среднего класса и богачей (максимальная стоимость квартиры для них – 2 млн. долларов).
«Основой жизни» в Falce Creek был принят двор. Дома строились обязательно с внутренним двором, в нём размещены бассейны, детские и игровые площадки, кафе, и – огороды с садами.
Бейли специально подчеркнул, что городское огородничество – часть специальной программы. Кроме экономической составляющей, в этой программе есть и этическая сторона. Бейли привёл пример США, где логистику продуктов (доставку и хранение) монополизировали 5 семейств. А собственное огородничество, садоводство и животноводство возвращает общество к заветам «отцов-основателей» США, с их свободой рынка.
Бейли привёл пример из собственной жизни. Он вырос в Новой Зеландии, и их семью кормил огород всего лишь площадью в 5 соток. При нынешнем прогрессе 1 семью можно полностью обеспечить овощами и фруктами с площади 2-3 сотки.
Кроме дворов, в обязательном порядке под огороды отведено 50% площади крыш зданий. Другую половину занимают солнечные панели – с их помощью обеспечивается до 30% энергопотребления домов.
Также собирается дождевая вода – она после очистки идёт на наполнение бассейнов в дворах, а также на канализацию (грубо говоры, в унитазы). Также с помощью теплового контура отапливаются жилища – в него отводится опять же горячая вода из «отходов» квартиры. В общей сложности с помощью этих приспособлений удалось добиться экономии энергии на 68% по сравнению с обычным домом.
В целом 1 кв. м жилья в этом квартале обошёлся в 4600 долларов. Однако эта сумма учитывает и обустройство квартала (те самые дворы и бассейны, дороги, общественные здания и т.д.) При этом 1910 долларов из этой суммы можно вычесть – это были дотации городского совета в рамках т.н. «олимпийской программы» (кто забыл – недавно в Ванкувере состоялась зимняя Олимпиада). Доходность девелоперов на этом проекте составила 6-8% (в Москве за такую доходность девелопер не вылез бы из-за ресторанного стола – она в строительном бизнесе нашего города начинается от 25%).
Дальше Бейли порассуждал, применим ли опыт Ванкувера к Москве. Для начала его удивила высокая стоимость электроэнергии в Москве: в Ванкувере стоимость 1 кВт/ч электричества составляет 6,5 центов (2 рубля), у нас же – от 3 рублей и выше (для предприятий может быть и 4-5 рублей за кВт/ч).
Дальше он посоветовал полностью закрыть для автомобилей исторический центр Москвы (понятно, что в наших реалиях это утопия). А вместо машин развивать скоростной трамвай.
Далее он подчеркнул, что для решения подобных задача должны быть «самостоятельные группы» (по примеру ванкуверских, о которых рассказано выше). Для страны, в которой нет политики, это тоже кажется утопией.
Наконец, единственная рекомендация, которая теоретически может быть выполнена в Москве – взять бюрократам, и самим сделать такой образцовый микрорайон.
Под конец Бейли посоветовал собравшимся не терять «веры и мужества» (слова из пространной цитаты Роберта Кеннеди), и что «у России большое будущее». Вот верить во всё это точно можно.
Источник
Комментарии (0)