Сайт о самых актуальных мировых тенденциях. На нашем сайте полезная информация на тему финансов, здоровья, социальной успешности и личного развития. А также новости, исторические факты и прогнозы футурологов, медицина и образование, гендерные отношения.

Картографируя города: разделение кварталов на бедные и богатые хорошо видно

Print PDF

в продолжение темы джентрификации городов

«К сожалению, в России подобное мне ещё не приходилось видеть, поэтому приходится брать в качестве примера США — страну, в которой картографирование городских кварталов в зависимости от достатка их жителей производится давно. Причины этого картографирования — разные. Тут и необходимость изучения преступности, планирования политических компаний, маркетинг, когда вам надо выяснить, будут ли в достаточно количестве покупатели на ваш товар и т.д. Опять же, в стране, где довольно остро стоит расовая проблема (до сих пор), требуется понимать, в каких городах точки соприкосновения разных этнорасовых групп могут в будущем привести к бунтам и погромам, а это уже необходимо для планирования подавления этих бунтов и планирования военно-полицейских операций по “наведению порядка”.

Итак, почему это важно — понятно. Осталось только найти данные. В этом нам поможет обзор, который опубликовал Atlantic CITYLAB.

Итак, в 9 из 10 городов США произошло резкое падение доли так называемого “среднего класса”, а сама страна переживает жесткое разделение на свою условно “богатую” (мегаполисы) и “бедную” (село и малые города, плюс деиндустриализованные пространства Среднего Запада) части. Однако, деление пробралось даже в крупные города. Оно, как партизан, потихоньку захватывает близлежащие пригороды мегаполисов, пробираясь потом прямо в них, чтобы навести “управляемый хаос”.

В крупных городах, где разрыв в доходах наиболее сильный, это разделение традиционно оформляется в концентрации разных экономических слоёв городского общества в разных кварталах. Компания Esri провело исследование, расположив домохозяйства с разными доходами на карте городов-мегаполисов. Давайте взглянем на них.

Нью-Йорк

Содержание

Город является самым заметным и известным проявлением разделения на бедные-богатые районы. Быстрорастущая квартирная и арендная плата — всего лишь следствие резкого сужения “среднего класса” и более ярко выраженного, по сравнению с другими городами, деления на богатых/бедных жителей. Тенденция, которую никто не может при капитализме отменить — богатых становится всё меньше, бедных — всё больше. Город, по словам экономиста Джо Картрайта, предлагает два варианта — либо дешевое жилье, либо жильё для очень богатых.

Исследование, которое провело Esri показывает то, что было и так известно: богатые концентрируются вокруг Центрального парка, на центральном и нижнем Манхэттане, в то время как наиболее бедные — в верхнем Манхэттане и Нижнем Ист-Сайде. Тенденция последних десятилетий — бегство из города, так же продолжается — богатые уезжают из города в пригороды или перебираются в другие районы.

Неравенство между районами видно по медиане дохода на домохозяйство: рядом с Центральным Парком — около $200 тысяч, буквально поблизости, в Восточном Гарлеме — $16 тысяч. Правда, не всё так плохо, как утешает жителей господин Картрайт — те кто живет неподалеку от богатых, как выясняется, живут чаще всего экономически лучше и качественнее. Преступность ниже и цены не так сильно дерут, в отличие от наиболее бедных, криминализованных районов, которым не повезло оказаться поблизости от “лучших людей города”.

Вашингтон

Глядя на карту столицы, не покидает ощущение преднамеренности её разделения. Как будто город, вместе с арлингтонским графством, Виргиния, Капитолий поделил на две части — одна богатая, другая бедная. С небольшими вкраплениями богатых и бедных по обе стороны. В отличие от Нью-Йорка бедность в столице начинается с отметки в $35 тысяч. Примерно четверть из 179 кварталов живет ниже уровня бедности ($16–17 тысяч) и это Юго-Запад реки Анакосты — настоящее гетто, которое можно четко выделить на столичном плане (концентрация ярко-оранжевого цвета).

Сан-Франциско

Город солнце, травы и ярких красок считается одним из самых малопригодных для жизни, где уже который год бушует настоящая эпидемия бездомности. Технический бум и массовый наплыв богатой публики привел к тому, что домов, которые бы были по карману “среднему классу”, становится всё меньше, бедность расползается всё больше.

Карта показывает сильную чересполосицу, где богатые живут по соседству с бедными, а криминальные районы перемежаются относительно спокойными. В части районах, где когда-то проживали выходцы из рабочего класса, сейчас вселились богатые. В отличие от столицы политической и экономической, для богатых в Сан-Франциско медиана, пока что, остановилась в районе $180 тысяч, а вот для бедноты — всё как обычно, $16 тысяч. Однако, даже самые нищие и криминализированные районы не могут устоять перед напором богатых, которые постепенно вытесняют бедняков из города. Согласно газете San Francisco Chronicle, в самых быстрорастущих районах рыночная цена пентхауса перевалила за $4 миллиона. Это не для рабочего класса, конечно же».

Источник communist.ru

Неравномерное озеленение городов способствует территориальному закреплению социального расслоения

Зелёный город — не значит справедливый

«Создание зелёных зон в виде парков, садов и экологических коридоров в городах в среднесрочной и долгосрочной перспективе способствует вытеснению из озеленяемых районов наиболее уязвимых социальных групп. Это один из результатов исследования, проведённого учёными из Института экологической науки и технологии (катал. L’Institut de Ciència i Tecnologia Ambientals, ICTA; исп. El Instituto de Ciencia y Tecnología Ambientales, ICTA) Автономного университета Барселоны (катал. Universitat Autònoma de Barcelona, исп. Universidad Autónoma de Barcelona) под руководством географа и социолога Изабель Ангуеловски (Isabelle Anguelovski).

Исследование показало, что создание таких объектов социальной инфраструктуры не приносит пользу всем в равной степени. Происходит так называемая «зелёная джентрификация», когда жители из числа представителей низшего класса и низов среднего класса вытесняются новыми жителями с более высокой покупательной способностью, которые прибывают в эти районы, привлечённые близостью новых парков и садов. В результате стоимость аренды и цены на жильё существенно увеличиваются, так что жители с низким доходом вынуждены переселяться в менее благоустроенные кварталы с более низким качеством жизни.

«Основная гипотеза состоит в том, что, по мере роста озеленения, города становятся всё более неравномерными и несправедливыми»,

— говорит Изабель Ангуеловски, координатор исследования, направленного на углублённое изучение этой проблемы и оценку социальных последствий экологических проектов в городах.

«Улучшение качества окружающей среды района, его озеленение — необходимы, но не любой ценой»,

— добавляет Ангуеловски, подчёркивая, что эти проекты должны сопровождаться мерами контроля над спекуляциями недвижимостью, развитием проектов социального жилья, ограничением числа лицензий на краткосрочную аренду, созданием соседских сетей поддержки и развитием местной торговли.

Проект GREENLULUS (Green Locally Unwanted Land Uses) получил финансовую поддержку в 1,5 миллиона евро от Европейского Союза (стартовый грант от Европейского исследовательского совета). В течение следующих 5 лет, большая исследовательская группа под руководством Изабель Ангуеловски будет сравнивать ситуацию в 20 городах США с 20 городами в Европе, чтобы разработать рейтинг самых экологически справедливых городов, а также исследовать их социальное воздействие на жителей и влияние на состояние здоровья.

Уже проведено экспериментальное исследование «зелёной джентрификации» Барселоны. Исследователи оценили воздействие экологической джентрификации в исторически бедных районах: был проведён продолжительный и пространственный анализ изменений социально-экономического статуса людей, живущих вблизи 18 садов и парков, созданных в Барселоне в период между 1992 и 2000 годами, в Сант-Андреу (Sant Andreu), Сант-Марти (Sant Martí), Ноу Баррис (Nou Barris), Сьютат Велья — Старом городе (Ciutat Vella) и Орта-Гинардо (Horta Guinardó). Результаты исследования показали, что в некоторых районах процессы улучшения состояния окружающей среды привели к повышению цен на жильё и жители с низким уровнем дохода были вынуждены уехать.

В исследовании использовались следующие показатели: количество жителей с высшим образованием, иммигрантов не из стран ЕС, иммигрантов из стран Северной Европы, одиноких жителей старше 65 лет. Также в качестве индикаторов выступили рост доходов жителей и стоимость жилья. «Зелёная джентрификация» имеет место, когда одновременно обнаруживаются три параметра, как в случае парков Побленоу (Poblenou) и Нова Икария (Nova Icària) в районе Сант-Марти, и садов в районе улицы Принца де Виана (Príncep de Viana), в районе Орта.

Это особенно заметно в жилых районах вблизи парка Побленоу, где число горожан, обладающих, по крайней мере, одной университетской степенью и живущих менее чем в 100 метрах от зелёного района, увеличилось на 689% по сравнению с 139% в среднем в Сант-Марти. В Парк де лес Каскадес (Parc de les Cascades), Порт Олимпик (Port Olímpic), Нова Икарии и районе парка Карла I (Carles I), также наблюдался значительный прирост.

Один из известных примеров зелёной джентрификации — парк Хай-Лайн в Манхэттене, созданный на месте надземной железной дороги.

Доход семей, живущих вблизи парков, значительно вырос (20,5% в Побленоу), а в некоторых случаях присутствие иностранцев из стран Северной Европы выросло на 3791% в прилегающих к парку Побленоу районах, по сравнению с 228% в среднем в Сант-Марти, в то время как количество иммигрантов из стран Южной Европы снизилось.

В некоторых проблемных районах Ноу Баррис и Сант-Андреу, не затронутых озеленением, число социально незащищённых домохозяйств наоборот увеличилось. Считается, что причина в том, что жители с низким уровнем доходов перебрались сюда из районов, в которых был проведена зелёная джентрификация.

Несмотря на то, что районы выигрывают от новых зелёных зон, в некоторых из них необходимо принять меры по развитию местной торговли, а также улучшить качество школьного образования и создать новые возможности экономической деятельности для наиболее социально незащищённых жителей».

Дмитрий Райдер на « XXII век»

P.S.

Вышеописанное неудивительно. Поскольку капитализм — это свобода рук за общим столом, то городские пространство и инфраструктура оказываются ареной классовой войны. Теоретически общественные ресурсы — вода, воздух, пространство, соседское общение, тротуары и пр. — захватываются богатыми и переделываются так, как удобно им, а бедняки оттесняются и ставятся в неудобное положение, туда, где всё нужное им дороже и хуже, а от «общего и бесплатного» выгоду получают богачи. И, что не менее важно,  уничтожается демос, гражданская активность чем дальше тем больше делается уделом «чистой публики», как в 19 в. Сделав круг, понятие «гражданского общества» сейчас возвращается к первоначальному смыслу клуба господ, что не для простолюдинов.

А буржуазная демократия закрепляют и усиливает такое развитие города: переломить его получается лишь интенсивным сопротивлением демоса — скажем описанного в книгах Джейн Джекобс — известнейшего урбаниста и классика сопротивления людей бизнесу, за что ни один из американских университетов  не почтил её постоянным контрактом, при исключительных научных заслугах — « Жизнь и смерть великих американских городов» и « Закат Америки. Впереди Средневековье». Соответственно, чтобы сделать городское пространство «экологичным» и «социальным», надо идти против течения, а для этого граждане должны понимать противоположность интересов людей и бизнеса, и уметь навязывать их властям лучше, чем это делает классовый враг (см. пример выше).

Роберт Мозес

Вообще печально, что идеологов рыночного фундаментализма — всяких мизесов — фридманов — хайеков — знают все. Но мало кто знает Роберта Мозеса, который осуществлял сегрегацию бедняков на деле, в городах США. Поскольку «в начале было дело», и практики важнее идей, тем более в городе, где их следы остаются надолго, зла он сделал почти столько же, что эти г-да наговорили.

«Роберт Мозес не был мэром Нью-Йорка, но благодаря мощи своей личности [и помощи крупного бизнеса], при довольно скромной должностной позиции с невнятными функциями, он сумел на два десятилетия обрести исключительные полномочия в деле сноса и перестройки города и обустройства Лонг-Айленда. Попросту занизив высоту мостовых переходов над шоссе так, что по нему могли проехать только легковые машины, он уничтожил возможность доступа туда для автобусов с людьми победнее. Джейн Джекобс сыграла одну из ключевых ролей в спасении Сохо и Гринвич-Виллидж…

Через американские пригороды можно ехать часами, ни разу не увидев на улице пешехода — живое человеческое существо без автомобиля. Я поражалась этому и в пригородах Вирджинии, Калифорнии или Массачусетса, и в зоне Большого Торонто. Это очевидный признак того, что в Северной Америке не остаётся соседских сообществ. Чтобы такие сообщества могли жить, люди как минимум должны встречаться друг с другом. Встреч с коллегами по работе и даже с друзьями недостаточно. Нужны встречи с разными людьми, с которыми вы делите пространство проживания и с которыми вы готовы разделить ответственность за него.

Происходит нечто печальное. К примеру, энергичный общественно активный гражданин начинает кампанию по улучшению места обитания в обычной социальной пустыне США или Канады. Речь идёт о том, чтобы прочистить ручей или пруд, вернуть жизнь местному воскресному рынку или общественному центру. Возможно даже, что это сообщество получит какую-то премию за свои достижения. И что дальше? Чаще всего благородное усилие героя не укореняется. Когда он переезжает в другое место, слабеет с возрастом или умирает, созданное им тоже сходит на нет. Это происходит потому, что нет сообщества, которое могло бы подхватить и нести его бремя. Одной из причин силы и живучести Нью-Йорка является то, что в нем усилия соседских сообществ, как правило, обладают устойчивостью. Если такие усилия начаты всерьёз, они обычно длятся десятилетиями или даже из поколения в поколение. Эта особенность локальной культуры наиболее ярко проявляется в наиболее плотной части города — в Манхэттене.

Не телевидение и не наркомания, а автомобиль стал главным ликвидатором американских сообществ. Автострады и съезды уничтожают те самые места, которые они, как принято считать, должны обслуживать. Так, к примеру, эстакады, выводящие на мост Веррацано, стёрли с лица земли крупное когда-то сообщество Бэй-Ридж в Бруклине.

Роберт Мозес, без пяти минут диктатор, поставивший с ног на голову и Нью-Йорк, и Нью-Джерси сильнее, чем кто-либо, считал себя мастером-градостроителем. Группа его поклонников, впрочем, тающая со временем, и по сей день считает его таковым. Но в действительности он был мастером истребления. Если бы он преуспел в своём азарте, чему не дало случиться сопротивление сообществ, на месте Сохо, одного из самых живых, разнообразных, экономически успешных соседств Манхэттена, была бы автомагистраль[18]. Иные силы, работая в унисон с автомобильной формой культуры, тоже оказались весьма эффективными. Это и стерильные цепочки жилых домов, задвинутых в изолированные тупички, и торговые центры, единственной связью которых с Местом стал поток денег от местных потребителей. Все это достаточно часто приводило к сносу местных памятников и самого сердца Места, словно для того, чтобы сознательно стереть обветшалые знаки памяти о том, что забыто.«.

Джейн Джекобс. Закат Америки. Впереди средневековье.

Джейн Джекобс, вынужденная уехать из США в Канаду, но столкнувшаяся там с теми же процессами приватизации и распада общественного пространства и инфраструктуры городов. Поэтому «Закат Америки» про Канаду не меньше, чем про США

Роджер Бейли: как сделать городское пространство социальным?

В Москве прочитал лекцию канадский урбанолог Бейли (на фото он крайний справа, в очках). Она была посвящена модернизации городского пространства на примере Ванкувера. Сам Бейли явился создателем «зелёного» и социального квартала в своём городе, где вперемешку живут богатые и бедные, на крышах разбиты огороды и установлены солнечные панели.

Начать стоит с того, что визит Роджера Бейли был не случаен. Он прошёл в рамках «Стратегии социально-экономического развития Москвы» — программы, разрабатывающейся сейчас в недрах мэрии Москвы (при участии Академии народного хозяйства и Высшей школы экономики). В ней наконец-то должны быть прописаны стратегические планы обустройства города. К её созданию также приглашены и западные учёные, архитекторы и проектировщики. На конец октября в Москве побывали не менее 5 западных специалистов. По слухам, услуги таких консультантов будут стоить около 4 млн. долларов.

Бейли начал свою лекцию с рассказа о том, что Ванкувер является нетипичным городом не только для Канады, но и для любой другой белой страны. Дело в том, что уже сейчас население этого города на 50% состоит из азиатов (общая численность Ванкувера – 2,5 млн. человек). В их числе преобладают китайцы, затем идут представители других стран ЮВА (от корейцев до филиппинцев), ещё немного есть индусов. Возможно, к 2020 году процентов азиатов вообще достигнет 60%.

Именно поэтому перед Бейли, как проектировщиком нового квартала Falce Creek (разбитого на берегу залива на месте старой промзоны), стояла непростая задача – учитывать «мультикультурализм». В конце лекции Бейли пояснил, о чём идёт речь. В последние 30 лет в Китае преобладает тенденция добровольной изоляции, обособления человека от коммуны (впрочем, в России видна та же тенденция). Однако в белом мире считается, что без общинной жизни (вплоть до пресловутой «жизни двора») город быстро скатывается в гетто и преступность. Именно поэтому было принято решение строить микрорайон Falce Creek на основе «открытости», сочетания больших внутренних дворов и общественных пространств. Такая «открытость» была предусмотрена даже на уровне домов: к примеру, чтобы добраться на верхний, 6-й этаж или в пентхаус – а это были самые дорогие квартиры в микрорайоне – их обладатель был вынужден выйти из лифта на 5-м этаже и прошагать энное количество метров среди пространства, заселённого бедными и средними по достатку людьми.

На этом плане голубым и синим отмечены социальные дома для семейных и одиноких, жёлтым — дотационные дома

Кроме «открытости» вторая задача, поставленная перед проектировщиками Falce Creek ванкуверским городским советом – строить «безуглеродные дома», т.е. жильё с минимумом выброса парниковых газов. «Зелёная экономика» вообще становится главным трендом в Канаде. Отчасти это объясняется экономическими причинами. Как показал Бейли на примере того же Ванкувера, практически вся промышленность из города была выведена на Тайвань, в Китай и прочие страны ЮВА. Разумеется, были потеряны десятки тысяч рабочих мест. Однако только один этот микрорайон Falce Creek способен до 2020 года создать 20 тысяч рабочих мест в той самой «зелёной экономике» — это не только предприятия по выпуску и обслуживанию солнечных панелей, специальных коммунальных систем и заводов стройматериалов (опять же специальных), но и различного рода «гуманитарных» специалистов – к примеру, по созданию и наблюдению за экосистемами, климатологов и географов (последние две специальности становятся востребованными и при проектировке домов – нужны знания, где ставить ветряк или солнечную батарею, как использовать для выработки энергии приливы и отливы, и т.п.)

Строительство фасадов

Кстати, ещё одна мысль Бейли, почему была вынесена промышленность за пределы страны в ЮВА – правда, он стыдливо привёл пример почему-то только США – это борьба власти со слишком активными промышленными профсоюзами. Не стало промышленности, не стало социального и политического авангарда в лице пролетариата.

Ещё одна задача, поставленная властями Ванкувера – и не только для этого квартала, но и для всего города – это создать все условия для того, чтобы люди в городе жили бы там, где работают.

«Прочь передвижения из пригорода в центр и обратно!»,

— таким был их лозунг. Кроме очевидного удобства для горожан, такой подход решает ещё одну проблему – выброса автомобильных выхлопов. До 2020 года стоит задача уменьшить трафик автомобилей в городе на 40%. За 3 года уже удалось достичь переезда 100 тысяч человек из пригородов в центр города.

В Ванкувере все решения столь сложных задач – в Москве её назвали бы «комплексной застройкой квартала» — принимаются только на основе широкого консенсуса. В большую рабочую группу по проектированию Falce Creek вошли чиновники, строители, владельцы земли, учёные, низовые политические активисты, экологи, историки (хранители архитектурной старины) и масса других представителей общественности. Все решения принимались только большинством голосов. К примеру, бюрократы, лендлорды и девелоперы хотели застроить квартал высотными зданиями. Но общественность смогла победить и заставить их возводить дома средней этажности, «по европейскому, а не американскому принципу». В основном это стали дома высотой в 5-8 этажей.

Дом снаружи и отделка входной группы изнутри

Всего в квартале Falce Creek будет возведено 600 тысяч кв. м жилья – это 5 тысяч квартир на 16 тысяч человек. Несложно, кстати, подсчитать, что на 1 человека приходится 38 кв. м жилья, а средняя площадь квартиры – 120 кв. м (напомним, в Москве на 1 человека приходится, по разным данным, от 17 до 20 кв. м).

Впрочем, квартиры в квартале – первая очередь которого уже сдана – разной площади. Самая маленькая – это 55 кв. м., т.н. «социальное жильё» (бесплатное) для малоимущих. Самый большой метраж в пентхаусах – 390 кв. м.

И, как уже говорилось выше, городской совет Ванкувера принял решение разместить вперемешку в Falce Creek людей разного достатка. Тут и бесплатные квартиры для малоимущих, дотационное жильё для людей социально-значимых профессий (медсестёр, пожарников, учителей и т.д.; они выплачивают только от 30 до 70% стоимости квартиры), для классического среднего класса и богачей (максимальная стоимость квартиры для них – 2 млн. долларов).

«Основой жизни» в Falce Creek был принят двор. Дома строились обязательно с внутренним двором, в нём размещены бассейны, детские и игровые площадки, кафе, и – огороды с садами.

Фасад и строительство внутреннего двора

Бейли специально подчеркнул, что городское огородничество – часть специальной программы. Кроме экономической составляющей, в этой программе есть и этическая сторона. Бейли привёл пример США, где логистику продуктов (доставку и хранение) монополизировали 5 семейств. А собственное огородничество, садоводство и животноводство возвращает общество к заветам «отцов-основателей» США, с их свободой рынка.

Бейли привёл пример из собственной жизни. Он вырос в Новой Зеландии, и их семью кормил огород всего лишь площадью в 5 соток. При нынешнем прогрессе 1 семью можно полностью обеспечить овощами и фруктами с площади 2-3 сотки.

Кроме дворов, в обязательном порядке под огороды отведено 50% площади крыш зданий. Другую половину занимают солнечные панели – с их помощью обеспечивается до 30% энергопотребления домов.

Городские огороды

Также собирается дождевая вода – она после очистки идёт на наполнение бассейнов в дворах, а также на канализацию (грубо говоры, в унитазы). Также с помощью теплового контура отапливаются жилища – в него отводится опять же горячая вода из «отходов» квартиры. В общей сложности с помощью этих приспособлений удалось добиться экономии энергии на 68% по сравнению с обычным домом.

В целом 1 кв. м жилья в этом квартале обошёлся в 4600 долларов. Однако эта сумма учитывает и обустройство квартала (те самые дворы и бассейны, дороги, общественные здания и т.д.) При этом 1910 долларов из этой суммы можно вычесть – это были дотации городского совета в рамках т.н. «олимпийской программы» (кто забыл – недавно в Ванкувере состоялась зимняя Олимпиада). Доходность девелоперов на этом проекте составила 6-8% (в Москве за такую доходность девелопер не вылез бы из-за ресторанного стола – она в строительном бизнесе нашего города начинается от 25%).

План дома, вид сверху

Дальше Бейли порассуждал, применим ли опыт Ванкувера к Москве. Для начала его удивила высокая стоимость электроэнергии в Москве: в Ванкувере стоимость 1 кВт/ч электричества составляет 6,5 центов (2 рубля), у нас же – от 3 рублей и выше (для предприятий может быть и 4-5 рублей за кВт/ч).

Дальше он посоветовал полностью закрыть для автомобилей исторический центр Москвы (понятно, что в наших реалиях это утопия). А вместо машин развивать скоростной трамвай.

Далее он подчеркнул, что для решения подобных задача должны быть «самостоятельные группы» (по примеру ванкуверских, о которых рассказано выше). Для страны, в которой нет политики, это тоже кажется утопией.

Наконец, единственная рекомендация, которая теоретически может быть выполнена в Москве – взять бюрократам, и самим сделать такой образцовый микрорайон.

Под конец Бейли посоветовал собравшимся не терять «веры и мужества» (слова из пространной цитаты Роберта Кеннеди), и что «у России большое будущее». Вот верить во всё это точно можно.

Источник ttolk.ru

Рекомендуем прочесть!

Let's block ads! (Why?)


Источник: Картографируя города: разделение кварталов на бедные и богатые хорошо видно
Автор:
Теги: Городская среда народонаселение Рабочий класс развитых стран бедность демократия джетрификация капитализм классовое разделение культура господства обще5ственная борьба общественное пространство озеленение право на город социальное неравенство США угнетение урбанистика экономическая сегрегация город pdf Будущее бунт

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Только бедные тратятся на эти 5 вещей! Богатые люди не делают таких необдуманных покупок.
Только бедные тратятся на эти 5 вещей! Богатые люди не делают таких необдуманных покупок.
33
Интересный мир 22:39 18 янв 2018
10 способов всегда хорошо выглядеть
10 способов всегда хорошо выглядеть
48
Женский развлекательный и поучительный сайт. 08:18 20 янв 2020
"Мы бедные, мама." Вывод дочки обидел меня до слез. Что делать
"Мы бедные, мама." Вывод дочки обидел меня до слез. Что делать
9
Здесь только хорошие новости! 06:07 14 окт 2020
7 вещей, которые богатые люди делают не так, как бедные. Возьми себе за привычку!
7 вещей, которые богатые люди делают не так, как бедные. Возьми себе за привычку!
45
Сад огород дача и все самое интересное 23:39 12 ноя 2018
Аэропорт среди жилых кварталов: нервозный аттракцион, от которого стали седыми даже опытные пилоты
Аэропорт среди жилых кварталов: нервозный аттракцион, от которого стали седыми даже опытные пилоты
1
Человек познаёт мир 13:30 20 авг 2023
Эти богатые люди предпочитали остаться без своего богатства и даже жизни, чем уступить моральными принципами
Эти богатые люди предпочитали остаться без своего богатства и даже жизни, чем уступить моральными принципами
5
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 16:02 30 янв 2024
Богатые тоже плачут
Богатые тоже плачут
0
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 18:01 08 авг 2021
Бедные, голодающие коты Балаклавы
Бедные, голодающие коты Балаклавы
0
Сад огород дача и все самое интересное 13:25 22 мар 2017
Вымирающие города России
Вымирающие города России
0
Интересности 12:01 01 мар 2017
Как стильно и комфортно одеться в жару: советы для города
Как стильно и комфортно одеться в жару: советы для города
2
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 07:28 30 июн 2024
Зачем богатые флорентийцы делали маленькие окошки у цоколей своих домов
Зачем богатые флорентийцы делали маленькие окошки у цоколей своих домов
3
Человек познаёт мир 19:15 17 авг 2024
Меня бесит это тотальное разделение людей на деятельных и бездеятельных
Меня бесит это тотальное разделение людей на деятельных и бездеятельных
4
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 14:38 25 мар 2023

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства