Дмитрий Стратиевский
Поздно вечером 18 ноября лидер партии СвДП Кристиан Линднер объявил о выходе из переговорного процесса по созданию правящей коалиции. Это означает, что возможность создания коалиции между ХДС/ХСС, Союз-90/Зеленые, СвДП упущена и переговоры прекращаются. Подобная ситуация в ФРГ после 1945 года происходит впервые. Что ждет Германию? Будут ли внеочередные выборы Бундестага? Сможет ли остаться Ангела Меркель канцлером? На эти и другие вопросы специально для «Евразия.Эксперт» отвечает в своем материале из Берлина Дмитрий Стратиевский.
Еще до выборов в парламент ФРГ в сентябре 2017 г. некоторые политические силы объявили о недопустимости того или иного формата будущей коалиции. Так, ХДС не пожелал сотрудничать с Левой партией, а все основные игроки заявили о нежелании коалиции с «Альтернативой для Германии». Непосредственно после объявления результатов выборов СДПГ отказалась заключить новое соглашение с ХДС/ХСС, аргументируя свой шаг падением доверия избирателей и настроениями, царящими внутри партии.
Таким образом, оставался лишь один вариант: новый формат большинства в лице христианских демократов, их баварских союзников, либералов и «зеленых». Зондирующие переговоры продолжались четыре недели в официальном формате и почти восемь в неофициальном, но так и не привели к положительному результату. Глава СвДП Кристиан Линднер объявил о провале зондирования и выходе своей партии из переговорного процесса.
Причины фиаско
Все крупные политические партии страны являются неоднородными структурами. Они состоят из различных групп, преследующих собственные тактические и стратегические интересы. Выработка общей линии – это сложная процедура, построенная на взаимных компромиссах.
Например, в составе ХДС существует не менее шести внутрипартийных объединений, у Зеленых – не менее двух и так далее. Эти группы оказывают давление на партийное руководство, что наиболее ярко проявляется в зондировании и коалиционных переговорах. «Черно-зелено-желтое» правительство (по партийным цветам) никогда не существовало на федеральном уровне и могло бы стать своеобразным экспериментом в немецкой политике.
Безусловно, у всех участников диалога было желание сформировать правительство и пойти на уступки. Обозреватели отмечают, что политическое зондирование 2017 г. было наиболее детальным в истории Федеративной Республики. Стороны пытались найти компромисс, вынося все новые и новые спорные пункты повестки дня за скобки переговоров.
Главным вопросом являлся фактический размер уступок и возможности аргументировать их необходимость перед однопартийцами и избирателями. Ряд ключевых тем внутренней политики, главным образом, экономика, экология и миграция, ожидаемо стали наиболее дискуссионными в переговорах. Консерваторы, центристы, «зеленые» и либералы проявляли свою готовность к смягчению позиций. Даже в наиболее тяжелом вопросе ограничения приема беженцев и права на воссоединение семей компромисс был «совсем рядом», как заявил обычно скептически настроенный лидер ХСС Хорст Зеехофер.
Но в итоге ряд внутрипартийных и внешних факторов привели к провалу соглашения. Правые консерваторы ХДС и левые экологические активисты в структуре Зеленых критиковали каждый шаг навстречу партнерам. Лоббисты из бизнеса выражали неудовольствие пластичностью «черно-желтых», не желали соглашаться с расплывчатыми формулировками, создающими неопределенность и, как следствие, нервозность.
Молодой лидер СвДП Кристиан Линднер решил «хлопнуть дверью» по вполне прагматичным соображениям. После политической катастрофы на выборах 2013 г., когда либералы впервые в истории партии оказались вне стен Бундестага, Линднер провел глубокие кадровые и структурные реформы в СвДП. Его высказывания относительно Крыма (предложение не ставить перед Москвой данный вопрос, чтобы добиться улучшения отношений – прим. «ЕЭ»), противоречащие предвыборной программе партии, показали, что этот политик готов к неординарным шагам ради завоевания новых электоральных ниш.
Первая цель была достигнута: либералы набрали на выборах 10,7% голосов, улучшили свой прошлый результат более чем в два раза и прошли в парламент. Следующая цель Линднера – дальнейший рост популярности партии за счет потенциальных избирателей других политических сил, которые должны оценить «честность и принципиальность» либералов на возможных досрочных выборах в Бундестаг.
Варианты развития событий
Если канцлеру Ангеле Меркель не удастся вернуть представителей других партий за стол переговоров, а социал-демократы останутся на позициях неучастия в правительстве, то возможны два сценария. Первый – это создание правительства меньшинства. Потенциальной коалиции из ХДС, ХСС и СвДП, взгляды которых весьма схожи, недостает 29 депутатов для полноценного большинства в сессионном зале. Меркель пришлось бы для поддержки каждого законопроекта искать голоса в рядах оппозиционных фракций.
Сторонники такой модели указывают на два фактора. Во-первых, правительства меньшинства практикуются в странах ЕС. В США же президент страны для каждого своего начинания вынужден заниматься поиском голосов среди конгрессменов. Во-вторых, значительное число законов в Германии и так поддерживаются большинством депутатов.
Но, зная осторожный политический стиль Меркель, можно предположить, что она не рискнет формировать нестабильное правительство. В этом случае остается лишь проведение новых выборов.
Процедура прописана в Основном законе ФРГ и в блоке избирательного законодательства страны. Первоначально в парламенте должны быть проведены выборы канцлера. Обязанность предложить кандидатуру главы кабинета принадлежит Федеральному президенту. Если при первом голосовании кандидатура не наберет абсолютного большинства голосов (позитивный вотум более чем половины состава Бундестага, вне зависимости от количества депутатов, которые приняли участие в голосовании), то начинается следующая фаза процесса.
У парламента есть две недели, в течение которых может быть снова выдвинута кандидатура канцлера и проведено голосование. Закон не обязывает депутатов голосовать и не ограничивает количество попыток. Теоретически двухнедельный срок может быть потрачен лишь на переговоры или, напротив, раунды голосования могут проходить ежедневно.
Если канцлер не будет избран, начинается третий этап. Теперь для избрания канцлера будет достаточно простого большинства голосов депутатов, присутствующих в зале заседания. Если выборы главы правительства все же пройдут удачно, то у президента страны есть две возможности, обе из которых будут конституционными: объявить победителя голосования канцлером правительства меньшинства или распустить Бундестаг и назначить дату новых выборов.
Досрочное голосование должно состояться в течение 60 дней. Президент ФРГ, а сейчас этот пост занимает бывший глава МИДа Франк-Вальтер Штайнмайер, чьи функции считаются скорее репрезентативными, становится главным игроком, определяющим политический ландшафт Германии на ближайшие четыре года.
Дмитрий Стратиевский, политический обозреватель, Берлин
Комментарии (0)