Новые данные, полученные в ходе экспериментов нейробиологами из Медицинского центра Университета Раша в Чикаго (США), показали, что употребление мышами популярной специи корицы, а также не менее популярного консерванта, используемого в пищевой промышленности, бензоата натрия, существенно повышает способность мышей к обучению. Вот только это касается труднообучаемых мышей, а на тех мышей, которые не испытывали ранее трудностей с обучением, данные продукты не показали ощутимого эффекта.
Исследователи выявили, что корица
влияет на определенные белки в мозге, благодаря чему отстающие в учении мышки, потребляющие пряность, могут обрабатывать новую информацию быстрее.
Ученые считают, что объяснение такого эффекта кроется в гиппокампе – небольшой части мозга, которая отвечает за память и длительное хранение информации. Отстающие мыши, как правило, имеют в гиппокампе меньше белка CREB, участвующего в процессах памяти и обучения. Но при этом также имеют больше белка GABRA5, который препятствует закреплению новой информации в памяти.
Эксперимент был весьма прост. С целью оценки способности грызунов к пространственному обучению, ученые применили десятисантиметровый цилиндр с 20 отверстиями (так называемый лабиринт Барнса), в одном из которых находится пища. Грызунов разделили на две группы в зависимости от их возможностей в обучении и запоминании, а также местонахождения лакомства.
Затем, как плохообучаемых, так и хорошообучаемых мышей разделили на три группы, каждой из которых добавляли в пищу либо плацебо, либо молотую корицу (как отмечают авторы исследования, купленную в магазине индийской органической еды), либо бензоат натрия (в него в организме превращается коричный альдегид, главный компонент ответственного за запах корицы коричного масла).
На иллюстрации: траектории поиска еды «умных» и «глупых» мышек
В ходе экспериментов мышей кормили молотой корицей, которую их организм преобразовывал в бензоат натрия – химическое вещество, используемое в препаратах для лечения повреждений головного мозга. Было установлено, что бензоат натрия (известный также как пищевая добавка E211) увеличил количество белка CREB и снизил количество белка GABRA5 у подопытных мышей. Данные изменения привели к улучшению памяти и способности к обучению у мышей. Но, ученые не нашли какого-либо существенного улучшения после кормления корицей мышей, которые не имели проблем с обучаемостью и памятью.
Понимание механизмов мозга, которые приводят к плохому обучению, крайне важно для разработки эффективных методик, направленных на улучшение памяти и способности к обучению. Поэтому полученные данные возможно окажут пользу и в решении проблем с обучением и запоминанием информации у людей.
"Cinnamon Converts Poor Learning Mice to Good Learners: Implications for Memory Improvement" Modi, K.K., Rangasamy, S.B., Dasarathi, S. et al. J Neuroimmune Pharmacol (2016) 11: 693.
Комментарии (0)