Роман СМИРНОВ
Политолог, член Правления Ассоциации политических юристов
Изначально в Архангельской области было всё не просто для Игоря Анатольевича Орлова. На него, в том числе и в федеральном центре, возлагались большие ожидания. Особенно после ухода шумного в информационном плане предшественника, имевшего солидный багаж медийного негатива. Недовольных в области накопилось много.
У Орлова, на мой взгляд, не простая ситуация. Экономическое состояние региона, мягко говоря, оставляет желать лучшего. И от действующего главы тут мало что зависит, так как многие проблемы он получил в наследство. Регионом нужно заниматься, развивать, ведь перспективы здесь достаточно большие, учитывая географическое положение — Северный морской путь, интенсивное развитие Арктики.
Есть за что ухватиться. Надо развивать взаимовыгодное сотрудничество с Ненецким АО, с губернатором которого Орлова связывают не только крепкие профессиональные отношения, но и дружба. Безусловно — есть куда двигаться. Но, с точки зрения политической, конечно, продолжают существовать какие-то скрытые внутриэлитные конфликты в области, неудовлетворённость существующим положением дел в регионе. При этом позиция действующего губернатора, как разрешить эти проблемы, на мой взгляд, не сформировалась, возможно, в силу его какого-то личного видения ситуации. Получается, что политического и экономического развития области, за исключением каких-то формальных общих намерений, Орлов так и не добился. Из последних примеров — скандал, который вроде с губернатором никак не связан, но косвенно бросает тень на состояние элит в Архангельской области. Это дрифт бывшего мэра Архангельска на феррари в московском торговом центре.
Элиты, которые могли бы действовать в рамках области, почему-то пытаются найти себе полит-консалтинг в столице, совсем забросив область. Подобного рода вещи указывают на то, что в Архангельской области не всё так просто управляется и есть какие-то недовольные, которые не могут выразить свой протест. Это не способствует решению стоящих перед областью задач: конкурентность, открытость, легитимность, повышение явки и интереса избирателей к выборам, в том числе грядущим президентским. По последним показателям, которые имеют партии в области, в том числе и Единая Россия, здесь продолжает нарастать апатия, усиливаясь негативным социально-экономическим фактором в условиях санкций. Предприятия ВПК, которые, по сути, должны стать форвардами региона, не являются российскими лидерами как с точки зрения доходов в федеральный бюджет, так и с точки зрения внутреннего развития. Понятно, что климатические условия суровые, но возможности есть. Это и туристический кластер — Соловки, разнообразные предприятия малого бизнеса — всё это не развивается. Губернатор много может сделать ещё, хотя это и сложно будет сделать при отсутствии финансово-экономического развития региона. Слава богу, нет пресловутого административного ресурса, нагоняющего цифру избирательских «симпатий». Но определённый абсентеизм — это большой минус области.
Сергей ПЕТУШКЕЕВ
Политолог, Руководитель Центра социально-политических технологий Республики Бурятия
Внезапная отставка главы Бурятии в феврале 2017 года была воспринята общественностью национальной республики на удивление взвешенно и спокойно. Произошло это на фоне внутрифедеральной смены глав сразу пяти регионов страны, как общезаданный центром тренд на смену региональной власти. Именно с Бурятии начались подобные замены в других проблемных регионах, что, безусловно, говорит о том, что в современных взаимоотношениях центра и регионов начался процесс по выстраиванию общей единой стратегии будущего президентского курса.
Многоходовые комбинации центра позволили испытать на прочность устоявшиеся прежние взаимоотношения, и перейти к активной фазе их перенастройки, таким образом, усилив степень его влияния. Помимо формирования эффективной избирательной модели президентских выборов, существует острая необходимость в обратной связи с электоральными установками и предпочтениями, а главное, создание единого работающего механизма для решения многих проблемных задач регионального и федерального масштабов. Это позволило бы: а) снизить уровень социальной напряжённости в регионе, б) создать эффективную систему государственного регионального управления и обеспечение контроля, с) обеспечить выполнение задач центра в регионах. В этой связи, работа врио главы республики Алексея Цыденова ведётся более чем активно.
Имея федеральную поддержку центра, опираясь на все вверенные ему институты и рычаги власти, а главное на ожидания и предпочтения широких масс общественности, он всецело задаёт вектор работы и вполне является самостоятельным в управлении процессами в Бурятии. Доверие центра и наделение полномочиями — вот основной фактор в выстраивании будущей модели избирательной кампании.
Сегодня, обладая преимуществом в медийно-информационной среде, начинает складываться и предвыборная повестка, где центральной темой становятся повышение доходов населения, уровня и качества жизни, увеличения рабочих мест, поддержка бизнеса. Осуществляются попытки снять многочисленные точки социального напряжения путем налаживания диалога и формирования системы эффективной обратной связи. Формируется понимание того, что успешный руководитель обязательно должен быть вхож в федеральные «коридоры власти», быть ставленником партии власти, и, что немаловажно, иметь ещё пресловутый административный ресурс. В этой связи последний пункт всегда является важным, особенно в свете последних событий — кто сможет составить конкуренцию врио. Традиционно наличие административного ресурса является главным, а в случае с прошедшими выборами в Госдуму, к примеру, основным фактором победы в выборах.
Ключевым проблемным вопросом в деятельности Цыденова факт остаётся один — отсутствие единой команды. Ведь предложение возглавить республику прозвучало также неожиданно для республики, как и для самого Алексея Цыденова. В последнее время активно муссируется предположение, что действующий мэр Улан-Удэ Александр Голков сможет составить ему конкуренцию. На мой взгляд, данное предположение является спорным по многим причинам. Во-первых, отсутствие электоральной базы для этого. Такие моменты формируются годами, возможно ранее и велась работа по отношению к Вячеславу Наговицыну, но фактор внезапности Центра в принятии решения внес свои коррективы. Второе, в Бурятии традиционно для мэров Улан-Удэ попытки противостояния с республиканской властью заканчиваются стремительным поражением первых. Так было в конце девяностых годов с мэром Улан-Удэ Валерием Шаповаловым, подобное по результату произошло и в 2012 году с мэром Геннадием Айдаевым. В-третьих, административный ресурс, находящийся в руках Голкова это половина успеха всей избирательной кампании будущего главы. Умелое использование данного ресурса позволит вполне эффективно решить многочисленные проблемные задачи, стоящие перед городом, от выстраивания межбюджетных отношений и решения неотложных проблем до будущих бюджетных заимствований на эти цели. Или расчёт — получить предложение войти в кабинет правительства республики в обмен на его лояльность и поддержку.
Особенно это становится актуальным в период кадрового кризиса власти в стране и в республике, а команду формировать сейчас стратегически необходимо. С другой стороны, заметным событием стало недавнее заявление лидера «Справедливой России» Сергея Миронова выдвинуть единого кандидата от оппозиции на должность главы республики от «Справедливой России», ЛДПР и КПРФ, сенатора от Иркутской области, первого секретаря бурятского рескома КПРФ Вячеслава Мархаева. Учитывая, что соседняя Иркутская область уже находится в сфере влияния электорального поля КПРФ, то эти выборы могут стать тревожным звонком для региональной системы партии власти, что является необходимым условием для развития централизации власти и подготовки к следующему электоральному циклу 2018 года.
Саида КУИЖЕВА
Ректор Майкопского государственного технологического университета. Заслуженный деятель науки Республики Адыгея
Я очень люблю свою республику. Это многонациональный, мирный, тёплый уголок нашей страны, в котором живут добрые, неравнодушные люди. Я стараюсь активно участвовать в её жизни, выполняя свои непосредственные обязанности, руководя одной из самых крупных организаций в Республике — Майкопским государственным технологическим университетом. За последние годы в республике произошли очень большие изменения во всех направлениях социально-экономического развития, повысившие качество жизни нашего населения. Республика строится, благоустраивается, что привлекает многочисленных туристов и развивает экономику региона. И это не остаётся незамеченным среди жителей республики. Конечно, не всё сделано, а всё и невозможно охватить, это непрерывный, кропотливый труд всех нас на разных участках деятельности, который, я уверена, приносит только самые позитивные результаты.
Республика Адыгея — это один из немногих регионов в стране, в котором сохранена преемственность власти. Считаю, что преемственность власти — это первый и самый главный залог развития региона. И сейчас во главе республики находится человек, который знает все участки работы, проблемы и пути их решения, так как в течение 8 лет был премьер-министром региона, занимал пост руководителя высшего законодательного органа республики. Кумпилов Мурат Каральбиевич — молодой, очень активный лидер республики, который самоотверженно, искренне, а, главное, с умом, защищает интересы населения нашей республики, открыт для конструктивного общения как с жителями республики, так и руководителями организаций различных форм собственности. За первые два месяца руководства республикой он уже встретился со многими руководителями федеральных органов власти, тем самым определив перспективы дальнейшего развития республики на федеральном уровне.
Требовательный к подчинённым и к себе он, уверена, сможет вывести республику на новый уровень социально-экономического развития. Как ректор не могу не сказать о роли университетов в инновационном развитии регионов, ориентации университетов на вызовы инновационного, технологического и социального развития регионов. Университеты являются главными поставщиками кадров и компетенций для региональных экономик. Эту позицию поддерживает глава республики, и эта позиция задаёт вектор развития нашему университету как центру развития инноваций региона.
Михаил ЗИМИН
Директор проекта «Кто есть кто в Байкальском регионе», директор Фонда «Наша Сибирь»
Разными политическими игроками в регионе деятельность губернатора Иркутской области Сергея Георгиевича Левченко оценивается по-разному. Однозначной точки зрения нет. Можно отметить и явные достижения главы региона, но также признать, что Левченко уязвим для критики, хотя и не всегда она звучит по адресу.
Подводя итоги за 2016 год Левченко объявил о социальных приоритетах своей политики на год грядущий. В частности, заявлено, что в 2017 году из областной казны на капремонт и строительство объектов социальной инфраструктуры региона власти выделят более 5,5 млрд рублей. Эта сумма вдвое больше, чем выделялась в 2016-м году. Очень заметным в области шагом губернатора было вручение в начале февраля небольшим НКО дипломов о присуждении грантов на реализацию социально значимых проектов — порядка 55 грантов на 18 млн рублей. Это серьёзное дело — фонд в этом году увеличен в три раза. Такого никогда не было!
При этом можно сказать, что в конце января — начале февраля против Левченко развернулась явная массированная информационная война, где губернатора хотят выставить виноватым во всех грехах местной жизни, сделать ответственным за всё. В этой атаке сразу несколько видимых поводов. Первый связан с реализацией пакета иркутского аэропорта, который находится в областной собственности: обсуждается как, каким образом идет реализация, и кто же все-таки купит этот аэропорт и какова роль в этом губернатора. Среди претендентов на пакет называют Русский алюминий с одной стороны и, с другой, некоего господина Троценко.
Второй повод для выпадов почему-то в адрес Левченко — громкий скандал с «боярышником» и массовыми смертями иркутян. Тут же припоминают и червивые конфеты, которые органы опеки от имени губернатора преподнесли на Новый год детям из малоимущих семей и сиротам. Противоборствующие стороны пользуются случаем возложить ответственность и вину за произошедшую халатность на губернатора.
И третья тема, потенциально бьющая по Левченко — слух о снятии полномочий по тушению лесного комплекса Иркутской области с региональных властей.
Отдельная тема, которая вызвала критику экспертов и населения — долгий зимний отдых губернатора, которого не было на рабочем месте полтора месяца. И это довольно много.
Между тем, запас положительных ожиданий от деятельности Левченко в Иркутской области почти исчерпан. Но успешное позиционирование губернатора зависит не только от реальных дел, но и от слаженной работы аппарата главы региона, и эффективной работы его пиар службы по предупреждению и отражению выпадов со стороны оппозиции.
Михаил АФАНАСЬЕВ
Редактор Интернет-журнала Хакасии «Новый Фокус»
К сожалению, никаких успехов в социально-экономическом развитии Хакасии нет. Наоборот, исполнительная власть свалила республику в яму долгов. На сегодняшний день государственный долг Республики Хакасия составил более 23 млрд рублей. Напомню, весь годовой бюджет субъекта 26,5 млрд. За всю историю у республики не было таких космических долгов. Как регион будет оплачивать свой долг, нет никаких внятных объяснений кроме «ура-патриотических» слов о том, что правительство было вынуждено брать в долг и это нормально. Мне трудно давать оценку главе Хакасии Виктору Зимину как персоне. Для Виктора Михайловича назначение на пост губернатора был скорее имиджевый ход, чем естественное стремление зрелого, состоявшегося человека, принести на родную землю в свою республику что-то хорошее.
Зимин не политик, не экономист, не хозяйственник. Поставить его на настоящие политические дебаты и вся Хакасия будет обсуждать его бессвязную речь. Единственный ресурс Виктора Михайловича — дружба с министром обороны Сергеем Шойгу (об этом, например, прямо написано в одном из последних номеров журнала «Профиль»). Друг он, думаю, хороший. А настоящая мужская дружба, как известно, важнее всего. Никакого значения в политической сфере Зимин не имеет. Виктора Михайловича на вершину местной политической жизни вынесло время и удачное знакомство. Региональный полит-бомонд его уважает, потому что так приказано, общественные институты и СМИ восхваляют за деньги и преференции. Всё просто, ничего личного. Все играют свою роль, прекрасно понимая, кто такой Виктор Зимин. Те, кто пытается получать информацию об общественно-политической жизни республики, относится к Зимину негативно. Он, скорее, объект горьких насмешек. И, боюсь, таким войдёт в историю.
Отношения главы Хакасии с властями субъекта складываются как отношения начальника с подчиненными. Особняком стоят правоохранительные и правоприменительные органы в Хакасии, у которых есть ещё и начальство в Москве. Я не вижу никаких достижений в деятельности главы Хакасии Виктора Зимина. В чём он действительно поднаторел, так это в сладких речах. В остальном, к сожалению, республика будет обрастать долгами, пока не уйдёт на дно банкротства под ура-патриотические лозунги своего руководителя.
Максим СУРАЙКИН
Историк, общественный деятель. Председатель ЦК партии «Коммунисты России»
По шкале от — 10 до +10 главе Республики Северная Осетия — Алания Вячеславу Битарову можно пока поставить «-2». Речь идет о совокупности факторов, влияющих на итоговую оценку. В Республике Северная Осетия — Алания наблюдается системный кризис во многих отраслях, регион является одним из самых социально-напряжённых. Низкое качество работы многих госструктур, один конфликт с медицинскими работниками чего стоит. Квалифицированный состав просто уезжает работать в соседние кавказские республики. Компартия активно сотрудничает с независимым профсоюзом медицинских работников, который отмечает рост социальной напряжённости, так что я знаю, о чём говорю. Проблемы испытывает завод «Электроцинк». Есть основания полагать, что вопросы экологии поднимаются намеренно в рамках внутриэлитной борьбы. ЖКХ, дороги, жильё для многодетных семей, последнее место в рейтинге развития культуры… Проблем очень много. Их нужно не просто решать, а в кратчайшие сроки определять приоритеты, во главе которых должна быть забота о человеке труда, простом жителе республики. Если главе удастся погасить существующие проблемы, то оценка, очевидно, будет выше.
Олег МОЛЧАНОВ
Юрист, член Правления Российской ассоциации политических консультантов (г.Самара)
По оценкам финансового университета при правительстве РФ губернатор Самарской Области Николай Иванович Меркушкин (он является и председателем правительства региона) относится к числу самых неэффективных менеджеров. За последние три года закредитованность выросла в 6 раз. Недавно новый глава Марий Эл оценил госдолг своего региона в половину бюджета как катастрофу. В Самарской области этот долг больше половины! Также наблюдается огромное падение реальных доходов населения — больше чем 20% за последние два года. Следовательно — падение покупательной способности, снижение товарооборота, торговли во всех секторах, снижение промпроизводства и так далее. Из 6 птицефабрик, которые работали 10 лет назад, сегодня в области осталась одна. Отдельно хочется отметить новации губернатора, которые не объяснимы ничем и не имеют здравого смысла. Например, строительство дороги в чистом поле — из ниоткуда в никуда. По идее она должна была связать город и федеральную трассу М5. В результате полотно, ответвляющееся от трассы, закончилось в поле. Или строение так называемой «подпорной стенки», её уже окрестили «стеной Меркушкина», которая закрыла великолепный вид на Волгу, и никто не объясняет — зачем это нужно. Губернатор на вопросы не отвечает. В целом, чтобы поставить сегодня область на ноги, нужно найти новые точки роста, на которых пойдёт развитие. На автомобилях ВАЗ и их комплектующих, а также самолетах ТУ (всё это давало экономический фундамент в советское время), сегодня область благосостояния не прибавляет.
Между тем, Самарская область сегодня остро нуждается в развитии промышленности, способствовании реальной конкуренции, усилении контрольных функций — дороги, которые делаются с десятилетней гарантией, разваливаются через год после ремонта. По гарантии их никто не ремонтирует, но те же фирмы начинают строить новые дороги.
Необходимо ослабление административного давления на бизнес. В Самарской области было принято множество подзаконных актов, которые не дают развиваться малому предпринимательству. Самарской области нужно развитие общественной жизни — здесь нет фактически выборов. Вовлечение людей в общественную жизнь должно идти не путём создания всевозможных совещательных советов, на чьи решения власть никакого внимания не обращает. К сожалению, на всю Россию, наряду с Челябинском и Махачкалой, Самара — город, в котором нет выборов в Горсовет. А в целом, Самарской области элементарно нужна власть, которая бы не предпринимала действий, необъяснимых с позиции здравого смысла.
Вадим НУЖДИН
Общественный деятель, координатор антикоррупционного проекта ОНФ «За честные закупки» в Самарской области
Сильным ударом по рейтингу губернатора Самарской области Меркушкина стала потеря контроля над ситуацией в регионе, многотысячные митинги с требованием отставки губернатора и против урезания льгот пенсионерам, а так же против коррупции. Нежелание выстраивать честный и открытый диалог с обществом и увлечение «постановочными» мероприятиями, с обязательными элементами пиара и хвалебными речами, сформировали устойчивое отторжение персоны Меркушкина у жителей региона. Граждане осознали, что ни сам Меркушкин, ни члены приезжей команды не связывают будущее с Самарской областью, а пришли как временщики, чтобы выжать из области ресурсы, чаще стали идти на открытую конфронтацию с властями в регионе.
Факты многочисленных нарушений на выборах 18 сентября 2016 года и возбуждённые уголовные дела по ним, свидетельствуют о планомерной и организованной работе региональной власти по использованию административного ресурса. Ни о каких легитимных и честных выборах, которые гарантировал Меркушкин, не приходится говорить, если используемые методы организации «электоральной машины» в области стали поводом рассмотрения уголовных дел. Расследование уголовных дел держит на контроле лично председатель ЦИК Элла Памфилова и Генеральная прокуратура РФ.
В эфире центрального федерального канала РОССИЯ 24 вышла информация о спаивании народа Правительством Самарской области. Региональные власти закупили с 2012 года на сумму 31 млн рублей, в текущих ценах, 70 тысяч литров алкоголя, из которых по личной инициативе Меркушкина 59 тысяч литров подарили гражданам. Это происходит на фоне увеличения за последние три года отравлений людей алкоголем с летальным исходом и при взятом Президентом страны курсе на снижение алкоголизации населения страны.
Регион сотрясают коррупционные скандалы и многочисленные дела по картельным сговорам с участием должностных лиц и структур близких к Меркушкину, которые раскрывают сущность «коррупционного смрада», воцарившегося в области. Вице-губернатором — руководителем администрации губернатора Самарской области Дмитрием Овчинниковым предпринимаются неоднократные попытки вмешательства в работу регионального отделения Общероссийского народного фронта (ОНФ) и отдельных активистов, что свидетельствует о полном непонимании роли и задач общественного движения, возглавляемого президентом страны и о желании взять под контроль региональной власти его деятельность.
На региональное информационное поле, «выжженное» командой губернатора от иных материалов кроме личного пиара Меркушкина, стали больше просачиваться объективные репортажи и новости, которые наносят удар по растиражированным успехам. Так благодаря активистам ОНФ стало известно, что Ледовая арена в городе Самара, объект спортивной инфраструктуры, которую триумфально «ввели» за два дня до выборов губернатора в сентябре 2014 года, оказался опасным «фейком», который простаивает два с половиной года и представлял угрозу жизни уже в момент торжественного открытия и «постановочной» организации эксплуатации с привлечением детей.
Ситуация в области перерастает в открытую конфронтацию жителей региона и властей, что приведёт к непредсказуемым последствиям.
Андрей КУДИСОВ
Политолог, журналист, политтехнолог (г.Владивосток)
Ситуацию в Приморском крае под руководством Владимира Миклушевского можно охарактеризовать как очень печальную. Причин тому немало. Прежде всего, это бездарная растрата «кредита доверия» со стороны населения Приморья, который у него, безусловно, был при назначении на должность в 2012 году. Однако громкие заявления Миклушевского остались только словами. Прежде всего, в том, что касается возложенной на него миссии по «декриминализации» региона. Наглядным подтверждением тому стала череда громких коррупционных скандалов, в результате которых целый ряд бывших высокопоставленных чиновников находится под следствием, в том числе и экс-вице-губернаторы. Сам губернатор пытается опираться на пришлых назначенцев. Но принимать эффективные решения без знания специфики региона они не в состоянии априори — они либо наталкиваются на активное сопротивление региональных бизнес‑ и политэлит, либо, пытаясь действовать по привычным им шаблонам, роняют и без того невысокий уровень доверия к региональной власти. Со всеми вытекающими последствиями.
Второе, администрация на сегодняшний день фактически упустила контроль над состоянием внутренней политики в регионе. Это выражается в растущем недовольстве населения действиями или бездействием региональной власти. Прежде всего, в массовых митингах, связанных с проблемой установки аппаратов ГЛОНАСС на подержанные иномарки, которыми Приморье до сих пор пробавляется в силу оторванности от центральных регионов страны, где транспорт активно производится и есть иномарки российской сборки. Ни с населением, ни с конкретными группами людей, негативно настроенных по отношению к действиям или бездействию краевой власти, какой-то целенаправленной разъяснительной работы не ведётся. Ещё один важный момент заключается в методах и способах, которыми «ведётся» работа с электоратом и элитными группами в рамках избирательного процесса на уровне региона. Этой работы попросту нет — её подменяет жёсткое административное и псевдоправовое давление, которое не добавляет популярности ни региональной власти, ни государственной, которую администрация Приморья представляет в регионе. В преддверии предстоящих выборов президента России это создает дополнительные политические риски, нивелировать которые будет непросто, если вообще возможно.
Кроме того, как полагает население, краевой центр оказался обезглавлен стараниями губернатора. Хотя каких-то всерьёз обоснованных обвинений мэру Владивостока до сих пор не предъявлено. То, что оглашают следственные органы, при мало-мальски серьёзном рассмотрении не выдерживает критики. Но это — вопросы следствия, адвокатов и судебных органов. Тем не менее, обыватели связывают политический кризис во Владивостоке именно с губернатором и его окружением.
В дополнение к политическим аспектам имеет место и деградация управленческих решений в хозяйственной сфере. Прежде всего, это относится к элементам социальной инфраструктуры, и прежде всего — транспортной. Рушащиеся мосты, и непонятные экологические перспективы, на которые почему-то администрация края очень вяло реагирует. Речь идёт об открытой перевалке угля в Находке. Эта проблема звучит уже на государственном уровне. А особое звучание ей придаёт нынешний Год экологии, объявленный в Российской Федерации.
Пресловутые гостиницы «Хайятт» во Владивостоке, строительство которых не могут закончить уже пять лет, — еще один «черный шар» в корзину Миклушевского, который лоббирует выделение всё новых средств из бюджета на завершение этого долгостроя. Более 18 млрд рублей из краевой казны на эти цели уже было выделено, однако конца этому не видно. Ну, а когда Миклушевский продавливает на роль главного аудитора края того, кто эти самые деньги «осваивал», и, к тому же, является фигурантом связанного с этим уголовного дела, пусть и в качестве свидетеля — это уже верх цинизма. Да и лично губернатор даёт немало поводов для критики: от нашумевшего «вертолётного» скандала до непомерных трат краевого бюджета на его содержание, не так давно опубликованных в СМИ и социальных сетях. И всё это происходит на фоне роста дефицита краевого бюджета и одного из лидирующих мест региона в стране по задержке выплаты заработных плат.
Всё это в совокупности заставляет Миклушевского бороться за своё выживание в кресле руководителя региона преимущественно административно-аппаратными способами, опираясь на поддержку в высших властных эшелонах. Уверен, что на бумаге отчетов, которые направляются в федеральные властные структуры, наверняка всё хорошо. Однако есть «звоночки» в регионе, которые, наверняка, отражаются неполно. Вроде недавнего митинга, когда задержание активистов закончилось походом на Фрунзенское отделение внутренних дел Владивостока. Это говорит о том, что ситуация на бумаге и в реальности разнится. И никакие выводы, ни на региональном, ни на федеральном уровне, не делаются. При этом реальная социально-электоральная база поддержки губернатора Миклушевского в регионе усыхает, подобно шагреневой коже, и становится значимым политическим риском на завершающем этапе главного электорального цикла страны.
Впрочем, учитывая массовые «посадки» чиновников региона, не исключаю, что каким-то понятным образом для тех, кто его делегировал на эту должность, глава региона справляется с функцией декриминализации региона, на которую была серьёзная заявка в центре. На мой взгляд, такой откровенно слабый руководитель даёт возможность для различных коррупционных проявлений, которые каким-то образом отслеживаются силовиками. А потом такую «рыбку» ловят на «живца-губернатора». Но это, на мой взгляд, достаточно изощрённая схема, в которой, опять же, в силу слабости команды, её реализующей, присутствует то, что принято называть «эксцессом исполнителя».
* * *
В конце исследования ЦИК «Рейтинг» предоставило возможность одному из лидеров губернатору Ленинградской области Александру Дрозденко прокомментировать результаты рейтинга и поделиться и планами на будущее: «Ленинградская область живет настоящим, помнит историю и создает будущее.
Поэтому в каждом деле мы стараемся видеть перспективу. В условиях экономической турбулентности стабильный рост финансового потенциала Ленинградской области только на первый взгляд кажется неожиданным: основа диверсифицированной экономики была заложена в начале 2000-х годов, а качественный рывок в реализации экономического потенциала состоялся за последние 5 лет.
Значительная часть возможностей региона, безусловно, связана с его геополитическим положением. Ленинградская область — приграничная территория, в эпоху военных конфликтов она первой принимала на себя удары неприятеля (достаточно вспомнить годы Великой Отечественной войны), а в мирное время — становится транзитным регионом, интересным для развития торговли и международного сотрудничества. И сегодня инфраструктурные проекты — порты, транспортные магистрали, в перспективе, воздушный хаб — определяют векторы регионального развития.
Следом за инфраструктурой на территорию приходит производство. Конкурентное и технологичное — поскольку вблизи государственной границы оно либо ориентировано на экспорт, либо на внутреннем рынке неизбежно конкурирует с зарубежным поставщиком и производителем.
В этих условиях одна из важнейших задач администрации — создать простые и понятные «правила игры» для инвестора. Развитие сектора реальной экономики — непременное условие для повышения качества жизни людей, оно создает дополнительное количество квалифицированных рабочих мест, соответственно — необходимость обеспечивать высокий уровень образования, культуры, здравоохранения. Именно такие запросы сегодня сложились у ленинградцев. Думаю, это правильно».
Комментарии (0)