Виртуальные ассистенты (на самом деле их обозначений
Весьма обтекаемое и откровенно скучное описание (разбавленное фантазиями кинопроизводителей, которые, например, придумали для Железного человека умного помощника по имени Джарвис) приобрело яркий контекст после презентации компанией Apple голосового ассистента Siri в 2010 году. Специфика программы Apple была в возможности общения с ассистентом голосом, что придавало этому процессу шарм живого диалога. На волне успеха аналогичных «виртуальных помощников» презентовали как прямые конкуренты Apple, такие как Google и Amazon, так и команды молодых независимых разработчиков. После первых восторгов и первых разочарований интерес к ассистентам снизился до уровня обычного пользовательского внимания, уделяемого любым другим программам.
«Гостья из будущего»
На минувшей неделе в России этот интерес повысился вновь, после визита президента России Владимира Путина в «Яндекс» по случаю 20-летия компании. В крупнейшем российском IT-холдинге ему показали «Алису» – цифровую помощницу, разработанную «Яндексом».
Технический директор «Яндекса» Михаил Парахин рассказал президенту, что в процессе обучения «Алису» сначала накачали русской классической литературой, после чего она стала давать довольно депрессивные ответы. А затем подключили к Twitter, и «девушка» перешла на подростковый сленг, да еще и понабралась матерщины. «Отфильтровали все нецензурные выражения», – заверил Путина разработчик. «И ничего не осталось», – пошутил в ответ Путин. Но обратившись к «Алисе» лично, поинтересовался: «А тебя тут не обижают?». «Окей, учту», – невпопад ответила «Алиса». Возможно, это связано с тем, что в русском языке утвердительное и вопросительное предложения чаще всего отличаются лишь интонацией. «Как ты себя тут чувствуешь?» – снова поинтересовался президент. «Рассматриваю фотографии котиков в «Яндексе». Ничего лучше котиков нет, надеюсь, у вас тоже все хорошо», – ответила она.
Владимир Путин в офисе «Яндекса» пообщался с «Алисой»
На момент написания статьи, на странице проекта указано, что до запуска Алисы осталось 18 дней, а желающим поучаствовать в тестировании предлагается оставить адрес электронной почты, на который придет уведомление о старте. А мы тем временем решили узнать, с какими конкурентами придется столкнуться «Алисе» после появления на свет в гаджетах сторонников отечественного софта.
Кто здесь кто
После того, как корпорация Alphabet (она же Google) презентовала на выставке Google I/O своего виртуального помощника Google Assistant, журналисты Rusbase собрали данные о всех популярных на тот момент «мобильных секретарях».
Вообще-то у Google уже давно был «умный ассистент» Google Now, который подкидывал подсказки о маршрутах, рассказывал об итогах матчей любимых команд и даже формировал индивидуальную ленту новостей. Однако пользователей раздражала излишняя осведомленность и назойливость помощника. Обширные запасы личных данных и доступ к поисковому движку, в теории, должны были сделать Google лидером отрасли, однако компания пока даже не смогла понять, как использовать свои преимущества и создать ассистента, который может понять пользователя, резюмирует Rusbase.
Обозреватели любят устраивать «баттлы» «виртуальных ассистентов» и выявлять победителей
Та самая Siri, по мнению журналистов, обладает очевидными преимуществами в части понимания человека, но ее минусом стало полное отсутствие интеграции со сторонними сервисами, не имеющими отношения к Apple. Иными словами, она не могла с ее помощью нельзя включить песню на Spotify, добавить задачу или отправить сообщение в Slack, хотя совместимость с другими приложениями стала обязательным условием для других виртуальных помощников.
Корпорация Amazon разработала своего ассистента не просто так, а чтобы привлекать новых клиентов (да, собственно, все остальные тоже занимаются разработкой не из альтруизма). Но Amazon Alexa умеет шутливо ответить на сложный вопрос и быстро переводит все обратно в плоскость покупок. («Алекса, что мне делать со своей жизнью? – Вам нужно написать книгу. Когда закончите, сможете легко ее опубликовать с помощью Amazon Kindle Self-Publishing».)
Microsoft представила своего «виртуального помощника» Cortana для платформы Windows, а потом портировала его на iOS и Android. Cortana обожает шутки, особенно банальные. Имеет наготове длинный список остроумных ответов (пока только на английском) на общие вопросы. Может читать выдержки из Шекспира. К своим конкурентам относится спокойно и с юмором – на вопрос, кто такая Siri, отвечает: «Она — конкурирующий виртуальный помощник на телефоне-конкуренте. Не то чтобы я была конкурентом…»
Вдумчивый и краткий обзор «Алексы» от Amazon
А вот создатель Facebook Марк Цукерберг написал своего ассистента сам, в свободное от работы время на основе амазоновской Alexa. Он назвал его Джарвис, в честь помощника Железного человека. Используя нейросети и машинное обучение, Цукерберг смог обучить своего Джарвиса различать музыкальные пристрастия хозяина. То есть, если он скажет помощнику включить музыку и поставить «что-нибудь легкое», то система выберет именно те композиции, которые придутся по душе основателю Facebook.
Кто на свете всех умнее
Важной стороной «умных ассистентов» являются не только остроумные, но правильные ответы на задаваемые пользователями вопросы. Эксперты по цифровому маркетингу компании Stone Temple узнали, какой из голосовых помощников: Apple Siri, «Ассистент» Google, Microsoft Cortana или Amazon Alexa лучше понимает запросы человека и реагирует на его поручения. Эффективность каждого «консьержа» замерялась по качеству ответов на более чем 5 тысяч вопросов.
Самым умным виртуальным помощником оказался «Ассистент», который справился с ответом на 68,1% вопросов. А 90,6% ответов, данных ИИ Google, были правильными. Следом с небольшим отставанием идет Cortana: она дала ответ на 56,5% вопросов, в 81,9% случаев – безошибочно.
У Alexa процент правильных ответов выше – 87%, однако программа Amazon смогла ответить всего на 20,7% вопросов. Не слишком хорошо показала себя и Siri: она ответила на 21,7% вопросов, причем правильно – только на две трети из них.
Наш ответ «чемберленам»
В России предложение голосовых помощников получило активное развитие благодаря небольшим IT-командам. Их мотивация – отнюдь не праздное развлечение, которым можно предаваться с помощью бесед с виртуальным ассистентом. На самом деле, в этом сегменте предложения формируется новый перспективный рынок, емкость которого оценивается экспертами более, чем в $3 млрд долл. к 2020 году. Потребителями в данном случае выступают чаще всего сервисы, ориентированные на голосовую поддержку (колл-центры, службы поддержки и т.п.)
По словам руководителя центра речевых технологий «Яндекса» Дениса Филиппова, которые приводит vc.ru, российский рынок только начинает развитие, здесь еще не накоплено достаточно информации и статистики для оценки прибыльности, но потенциал у темы большой. При оптимистичном сценарии развития в ближайшие 3-5 лет рынок речевых технологий России может вырасти до $100 млн в год. Директор по управлению пакетом ФРИИ Сергей Негодяев считает, что прибыльность данной отрасли можно определить, только если решить, что конкретно называть «рынком речевых технологий». Например, рынок программного обеспечения для колл-центров в России составляет порядка 2 млрд рублей в год, на техническую поддержку пользователей по телефону крупные компании тратят десятки миллиардов рублей в год – так что оценивать можно очень по-разному. Любая компания, которая позволяет автоматизировать работу колл-центров или крупных заказчиков, имеет серьезные возможности для роста, говорит Негодяев.
«Дуся» – один из самых успешных российских ассистент-проектов
Среди самых известных российских приложений выделяются «Дуся» , «Ассистент на русском», Speaktoit и «Собеседник HD». Например, «Дуся» обладает множеством возможностей для персонализации, однако для того, чтобы общаться с ней на отвлеченные темы, необходимо устанавливать отдельный чат-бот. Голосовой помощник Speaktoit в 2014 году собрал 2,6 млн инвестиций. Его создатели заявили, что их конечная цель – «создать приложение, без которого невозможно жить», но потребуется на это около 10 лет. Авторы «Ассистента на русском» вышли за рамки мобильного виртуального помощника и создали API, позволяющее добавить голосовое управление к любому Android-приложению.
Создатель приложения «Собеседник HD» Андрей Ермолаев считает, что интеллектуальные способности помощников будут усложняться. Возможно, однажды наступит момент, когда пользователи в разговоре не смогут отличить чат-бота от человека. С другой стороны, получат развитие специализированные приложения для покупки билетов и товаров, а также для получения справочной информации.
Будущее голосовых помощников
Согласно другим прогнозам, через 10 лет голосовые помощники станут новым способом управления планшетами и компьютерами: научатся корректно отвечать на поставленные им вопросы, а также будут выполнять свои функции прежде, чем вы его попросите. Такое поведение помощника основывается на распознавании вашего поведения, предсказания вашего следующего шага. Помощник быстро станет делом привычки.
А вот в Японии уже сейчас решили, что голосовые ассистенты при всей своей очаровательности слишком безлики. Поэтому там придумали, как можно визуализировать ассистента. Более того, японская компания Vinclu Inc выпустила свой вариант виртуального помощника, получившего собственное имя – Azuma Hikari, которая позиционируется как система для одиноких людей. Это виртуальная девушка в анимэ-стиле с голубыми волосами, большими глазами и коротким платьицем. Разработчики заявляют, что Azuma Hikari делает для своего владельца все, что возможно.
Система может показывать прогноз погоды, работать в качестве будильника, управлять освещением и бытовой техникой (конечно, если интерфейс самой техники это позволяет). Но главное – она нивелирует одиночество, ведь с Azuma Hikari можно даже переписываться в течение дня. Ей, например, можно написать нечто вроде «скоро буду дома», чтобы получить в ответ «жду не дождусь».
Имя JARWIS расшифровывается как Just A Rather Very Intelligent System (Просто довольно очень умная система)
Идеалом виртуального помощника многие считают Джарвиса из «Железного человека», о котором мы вспоминали в самом начале статьи. В беседе с «Россией будущего 2035» IT-евангелист Джин Колесников отмечал, что Джарвис – это, по сути, искусственный интеллект в чистом виде, который понимает, что говорят герои в контексте любой ситуации и почти любыми словами. «Ситуация, когда робот отрабатывает за тебя сложные процессы, понимает, в каком контексте ты задаешь ему задачи, и выдает правильный ответ, оставаясь в рамках твоего семантического поля. То есть, что ты хочешь, то он и понимает. И понимает без переспрашиваний». Пока такого сильного искусственного интеллекта нет, уточнил Колесников, и появится он, только когда человечество само пройдет сложный эволюционный процесс его создания.
Комментарии (0)