Многие считают, что Новый год – это праздник нецерковный. Действительно, происхождение этого праздника – гражданское. Изначально он связан с праздником сбора урожая и принесением Богу благодарения за Его милости, за плоды земные. Именно поэтому в западных областях символ Нового года – не вечнозеленая ель, а сноп хлеба, так называемый дидух, напоминающий нам об изначальном происхождении праздника. Из седой Византии, где начало года традиционно отмечалось в начале сентября, этот праздник попал на Русь, а при Петре Первом начало новолетия указом царя было перемещено на зиму и приурочено к 1 января. С тех пор именно в этот день начинается гражданский Новый год. Но гражданское происхождение этого праздника абсолютно не означает, что мы, исповедующие свою веру в Бога, должны игнорировать это событие, должны замкнуться в неприступной скорлупе для того, чтобы с осознанием собственной праведности и неотмирности с озлоблением и осуждением взирать на тех, кто радуется наступлению Нового года. Наша миссия – свидетельствовать о любви Божией, и наше свидетельство ни в коем случае не может основываться на фарисейском чувстве собственной праведности и мрачном осуждении других.
Поэтому, переступая порог Нового года, мы должны помнить, что самое главное сокровище, которое есть у нас, христиан, – это молитва и именно молитвой освящаются все времена и лета, все важные и значимые моменты христианской жизни. Новый год тоже не должен стать исключением. Наши новогодние пожелания следует предварять молитвой обо всех наших родных и близких. Мы, привыкшие любое дело освещать молитвой, в начале Нового года, требующего приложения наших усилий и трудов, должны испросить благословение Божие на наступающий год, и эта молитва станет залогом того, что грядущее принесет нам благоденствие и счастье.
Наверное, в сознании каждого человека празднование Нового года ассоциируется с особым переживанием – переживанием сказки. В нашем советском прошлом Новый год был единственным неидеологизированным праздником, праздником детей и детства. Каждый наверняка может вспомнить, с каким радостным и трепетным чувством он ожидал этого ощущения – волшебной, непохожей на серую обыденность елки, сверкающей разноцветными огнями, долгожданных подарков в хрустящей цветной обертке, сладких угощений. И сверкающая атмосфера напоминала всем, что в жизни, кроме серых будней и бесконечных проблем, кроме суеты обыденности и многочисленных скорбей, есть еще и что-то другое, то, что способно преобразить, разукрасить, вырвать из кабалы рутины и суетности. Наверное, в таком праздновании сказывалась тоска каждого человека по небу, тоска по вечному счастью, тоска по Богу, еще в IV веке выраженная в прекрасных и таких верных словах Блаженного Августина: «Мятется душа моя и не знает покоя, пока не успокоится в Тебе, Боже». Но праздник завершается, тускнеет елка, начинаются будни… И только ворох упаковочной бумаги и мандариновые корки напоминают о том, что волшебство закончилось и началась обычная жизнь. И от этого ощущения завершения праздника порой становится очень сиротливо. Но если мы действительно любим Бога, если мы действительно ищем и стремимся к жить с Ним, то ощущения радости, мира и счастья останутся с нами навечно. Именно этой непреходящей радости, радости общения с нашим Творцом и Богом, я желаю Вам, дорогие друзья, в эти праздничные дни и поздравляю с наступившим гражданским новолетием.
Пусть Господь, положивший времена и лета в Своей власти, укрепит всех нас в наступившем новом году, пусть этот год для всех станет поистине Годом милости и благости Божией, пусть любовь согреет каждую душу, пусть благодатный свет христианской надежды осветит наши сердца, пусть вера в Бога станет путеводной звездой для каждого из нас. Искренне желаю вам, дорогие наши радиослушатели, вашим семьям, вашим родным и близким, мира, здоровья, взаимопонимания, крепости сил и благодатной помощи Божией во всех ваших делах и начинаниях, желаю вам всем Божьего благословения и великих милостей Божиих.
Но, поздравляя всех с Новым годом, напоминаю, что для православных радость наступления новолетия освещается еще и светом приближающегося праздника светлого Христова Рождества. Мы уже вступаем в период рождественского предпразднства, когда Церковь своими песнопениями и молитвословиями подготавливает наши души и сердца к встрече праздника, для того чтобы мы смогли в глубине своего смирения увидеть святой и радостный свет Вифлеемской звезды и услышать ликующее пение Ангелов, возвещающих всему миру великую тайну и великое таинство – явление Бога во плоти. Ведь праздник Рождения, пришествия в мир Бога, становится началом всякого праздника, началом новой эры, новой эпохи, освещенной светом соединения человека с Творцом. Вифлеемская пещера. Вифлеемские ясли – это начало пути на Голгофу, начало восхождения Господа на Крест, начало Воскресения. Рождество и Воскресение неразрывно связаны между собой, и поэтому неслучайно Рождество называется зимней Пасхой. Рождество – это праздник радости, и для каждого необходимо прикоснуться сердцем к этой радости, увидеть в своей душе свет Рождества, свет Вифлеемской звезды. И в эти предпраздничные дни, когда мы все готовимся к встрече праздника, очень важно за хлопотами и заботами не потерять смысл праздника, не забыть о Рождающемся, не завернуть вечную рождественскую радость в мишуру и оберточную бумагу.
Эту радость дарит нам прежде всего участие в праздничном богослужении, которое разрывает пелену веков и таинственно переносит нас сквозь времена и годы в Вифлеем, делая соучастниками великого и мироспасительного события Рождества Христова.
Протоиерей Андрей Николаиди
Комментарии (0)