Сайт о самых актуальных мировых тенденциях. На нашем сайте полезная информация на тему финансов, здоровья, социальной успешности и личного развития. А также новости, исторические факты и прогнозы футурологов, медицина и образование, гендерные отношения.

Переяслав-Хмельницкий. Часть 1: Переславль-Исходный


Пишет varandej

Переяслав-Хмельницкий - маленький городок (27 тыс. жителей) в левобережой части Киевской области, на речке Трубеж в нескольких километрах от Днепра (в смысле реки, а не Днепра-города, который я показывал в прошлый заход). Нынешний Переяслав - это самый настоящий Музей Украины: разного рода музеев, музейчиков и музейных комплексов вплоть до огромного скансена тут 26 штук. Последний - самая известная достопримечательнось Переяслава, но о нём я расскажу лишь в третьей части; во второй части пройдёмся по центру города, ну а в первой заглянем и туда, и туда: хотя в историю Переяслав раз и навсегда вошёл как место, где в 1654 году на казацкой раде было решено объединиться с Россией, лучшие его времена минули гораздо раньше.

Ещё не Переяслав, а целый Переславль, в летописях -Русский или -Южный, был одним из главных городов Киевской Руси, центром мощного княжества, для Киева игравшего ту же роль, что для Москвы Рязань, прикрывая столицу с юго-востока от беспокойной Великой степи. Более того, Рязань - его не просто аналог, а прямой "потомок", ведь изначально она называлась Переславль-Рязанский, а есть ведь ещё Переславль-Залесский, и в каждом из них - своя речка Трубеж.

За Днепром от Киева начиналась земля северян - одного из крупнейших древнерусских народов, чьё название по большинству гипотез никак не связано с Севером, да и относительно того же Киева их земли простирались как на северо-восток по Десне за Чернигов, так и на юго-восток, к самому краю степи. Там в 992 году князь Владимир разбил печенег и основал на границе город Переяславль, причём Переяславом ("перенявшим славу") в таком этимологии выходит сам князь-победитель. Официально, впрочем, датой основания города считается и вовсе 907 год, но скорее всего это ошибка более поздних летописей. Положение Переяслава было, как сказали бы сейчас, стратегическим: он держал самый сложный фланг Киевской Руси и сам вёл экспансию вглубь Дикого поля, в лучшие годы удерживая земли до нынешних Полтавы и Днепропетровска. Ровно за 600 лет до Переяславской Рады оформилось Переяславское княжество, в бесконечной древнерусской "игре престолов" не бывшие самостоятельным игроком, но служившее своеобразным ключом от Киева, а зачастую и последней "ступенькой" перед киевским троном. Наконец, княжеские распри с севера и кочевничьи набеги с юга сделали своё дело, и в 12 веке переяславцы потянулись в Залесскую Русь, но и там города, во второй раз "переявшие лаву", остались велики и влиятельны - основанный в 1154 году Юрием Долгоруким Переславль-Залесский и ныне один из красивейших городов Золотого Кольца с богатейшей историей и её наследием, а основанный в 1094 году Переславль-Рязанский и вовсе после разрушения "настоящей" Рязани Батыем принял её роль и престол одного из нескольких великих княжеств. Сам же старый Переяславль-Русский тоже был опустошён Батыем и вступил в длительную полосу упадка; в 1363 году Переяславское княжество подчинила Литва, и в дальнейшем Переяслав был заурядным городком, вновь напомнившим о себе лишь в эпоху Богдана Хмельницкого, в честь которого и получил второе название по освобождении от фашистов в 1943 году.

2.


Из Киева в Переяслав маршрутки бегают от метро "Черниговская" - вообще, если вы приехали в Киев с целью осмотреть его окрестности, лучше селиться именно в том районе, так как полустихийная автостанция на "Черниговской" и соседней "Лесной" обслуживает веер направлений от Чернигова до Черкасс, куда входят и древние городки переполненной достопримечательностями Левобережной Малороссии. По дороге - Борисполь, ныне более всего известный своим крупнейшим на Украине аэропортом, но имеющий вполне древнерусское прошлое: с 1015 года в Переяславском княжестве известен Летский городок, или просто Льтеч на реке Альта, где Святополк Окаянный убил князя Бориса - впоследствии первого из русских святых, в память о котором в 1117 году была построена каменная церковь, так называемая Летская божница. Льтеч был разрушен Батыем, а возродился под Литвой уже как Борисполь, ну а нынешний Покровский собор с кадра выше, своего рода преемник Летской божницы, возведен в 1989 году.
Ближе к Переяславу виден далёкий берег Днепра над лесистой поймой, да Три Брата-кургана в чернозёмном поле, упоминавшиеся в стихах Шевченко:

3.


Сам же Переяслав в кварталах у автостанции выглядит как совершенно заурядный постсоветский городок:

4.


5.


Хотя и с указателями улиц от Тёмы Лебедева:

5а.


Главная улица в городе Переяславской Рады - конечно же, Богдана Хмельницкого. На полпути от автовокзала в центр - дворец налоговой службы (почему-то на Украине здания этого органа часто особо капитальны) и местный "пенёк Ильича" в удивительно невзрачном месте:

6.


Чуть дальше - заболоченная Альта, через несколько километров впадающая в Трубеж:

7.


Тем удивительнее, что из неё выловили в своё время древнерусский якорь, достойный немаленького морского судна, везшего наверное товары в далёкий Царьград. Якорь лежит у памятника Первому упоминанию Украины (2008) с фигурой князя Владимира Глебовича, на похоронах которого в 1187 году "плакошася по нем все переяславцы, о нем же и Украина много постона"... впрочем, рискну предположить, что как и в случае с "первой в мире конституцией" гетмана Орлика ( о ней я писал здесь) это лишь игра слов, и в данном случае "украина" значило "округа", "прилегающие земли", а историческая область с таким названием оформилась гораздо позже.

8.


Чуть дальше ещё один памятник (1993) тому самому Бояну, что "растекался мысью по древу" в "Слове о полку Игореве" открывает центр Переяслава, который я оставлю на следующую часть. А пока лишь точечно покажу осколки тех времён, о которых вещает сказитель:

9.


Между памятников улица Грушевского ведёт налево к оплывшим валам, прикрывавшим Переяславль со стороны, противоположной Трубежу - в поперечнике городской посад был не менее километра:

10.


А в тихом месте на углу славящейся своими музеями улицы Шевченко с до сих пор не переименованной Московской стоит павильон в хорошо заметном сталинском стиле:

11.


Прежде на его месте была деревянная Спасская церковь, но её то ли снесли при Советах, то ли она сгорела в войну, а под ней в 1953 году обнаружился фундамент домонгольского храма, в 1957 накрытый павильоном. Такие вот руины церкви в павильонах - вообще характерная достопримечательность Западной Руси, сходу я могу вспомнить подобное в Луцке, Гродно и Турове, но переяславский опыт был первым. В павильоне ныне музей, темноватый и давно не знавший ремонта, и одинокая смотрительница открыла нам дверь, когда мы постучались:

12.


Небольшая Спасская церковь на окраине древнего посада была построена в 11 веке как усыпальница местной знати, и простоял до нашествия монголов. Переяславские церкви часто называют "божницы", и в этом есть своя логика - именно в Переяславском княжестве в конце 11 века, при епископе Ефреме, возникла первая в истории русского зодчества региональная школа. Переяславское княжество было среди древнерусских земель едва ли не самым "каменным", имея собственную артель зодчих-каменщиков и собственные производства кирпичей, стекла, утвари, внешне заметно отличавшихся от тогдашних киевских. Отличалось от киевских и само устройство здешних "божниц" - небольших, богато украшенных, как правило без внутренних столпов или с двумя столпами, смещёнными к выходу или к алтарю. Из последних и была Спасская церковь:

13.


В храме сохранились отстаки пола и фресок, а атмосферы добавляют витражи в окнах павильона:

14.


Разрушение и пожар чудом пережила металлическая люстра 11 века - согласитесь, ни на что из послемонгольских эпох не похожая. Здесь же фрагмент колонны да скифский кувшин-зерновик из Трахтемировского городища на том берегу Днепра, сделанный порядка 2500 лет назад.

15.


Видимо, одно из княжеских надгробий:

15а.


Фрагменты росписей, отделки, утвари да плинфы. Каменные "божницы" на Переяславщине строили не только в княжьем городе, но и во второстепенных городках и чуть ли не сёлах, а переялсавские мастера работали и за пределами своей земли - например, справа плинфа (в том числе камень с изображением орла) каменного храма из правобережного Зарубина.

16.


В углу музея - диорама о взятии Переяслава монголами, изображающая в том числе и облик города накануне его разрушения. Уже знакомые нам валы очерчивали посад, за пределами которого лежали три предместья - Киевское (за валом), Альтицкое (за Альтой) и Задолгомостское (за Трубежем), ну а в широком углу Альты и Трубежа стоял переяславский детинец - Каменный город:

17.


Туда, на берег Трубежа, и отправимся дальше. Надо заметить, центр нынешнего Переяслава - именно в бывшем посаде, а образовавшийся на месте детинца Епископский двор стоит посреди одноэтажного предместья, в которое вклинивается площадь с памятником Переяславской Раде, который я оставлю на следующую часть. С 2010 года в бывшем Епископском дворе обитает маленький, уютный и вечно пустой Михайловский монастырь. Вход - через звонницу, построенную в 1670-е годы, но известно, что надвратная церковь Святого Фёдора была здесь и в 11 веке:

18.


Само название Каменный город говорит о том, что обилием каменных построек Переяславский детинец уже тогда выделялся на фоне прочей Древней Руси. Здесь были одними из первых в русских городах каменные стены, Михайловский собор, церкви Андрея у Ворот и Богородицы при княжеском дворе, епископские палаты и даже каменная баня 11 века, едва ли не единственная не то что в домонгольской, а и в допетровской Руси. У входа встречают скульптуры - уже знакомые князь Владимир Глебович, Боян и между ними епископ-летописец Сильвестр. Епископы тут вообще были яркие, как уже упомянутый строитель Ефрем или Митрофан, при котором в 1261-69 годах Переяславская епархия окормляла христиан Золотой Орды:

19.


Нынешняя Михайловская церковь - одна из старейших (1646-48) в Левобережной Малороссии, построенная ещё под властью Речи Посполитой, когда о вычурном украинском барокко не было и речи. Но стоит она буквально на фундаменте домонгольского Михайловского собора, главного храма Переяславского княжества с уникальным пятинефным планом и кривыми линиями стен. Макет собора нахлобучен прямо на её крышу - нигде больше такого не видел, и по-моему это гениальная идея:

20.


Древний храм был существенно крупнее казацкой церкви, и с одной стороны от неё выложены контуры его стен:

21.


С другой стороны - и вовсе подземная галерея вдоль фундамента, вмещающая музей древнерусской архитектуры Переяслава, судя по чужим фото весьма интересный.

22.


Но увы - двери были наглухо закрыты, а телефон, который нам дали в церковной лавке, не отвечал. Как я понимаю, застать этот музей работающим в принципе удавалось немногим: как и наше "Золотое Кольцо", Переяслав - город для туристических групп, не рассчитанный на одиночных туристов (да и те скорее поедут из Киева в какую-нибудь заброшенную усадьбу, где не увековечен Баян).

23.


Так что более всего, помимо собора-макета на крыше, Михайловским монастырь мне запомнился скромным, но очаровательным декором казацкой церкви, сделанным в 1740-х годах после пожара:

24.


В целом же судьба переяславского зодчества, как и всюду в Западной Руси, была печальной: если в Европе с тех времён от каждой региональной школы сохранились десятки памятников, а в России единицы, то на Украине и в Беларуси с их бесконечными войнами и сменами религий даже один частично уцелевший домонгольский храм - уже немало. Единственный памятник Переяславского княжества сохранился не в Переяславе, а на северной периферии его владений у границы землями Чернигова: Юрьева божница, или вернее лишь её одинокая апсида с остатками росписей в глухом и маленьком городке Остёр.

25. 2011


...Главная достопримечательность Переяслава - конечно же, его Музей народной архитектуры и быта Среднего Поднепровья, не только скансен, но и целый комплекс тематических музеев внутри него. Основанный в 1964 году, ныне он содержит 185 объектов, из которых привычные для украинских, белорусских и прибалтийских скансенов хаты с соломенными крышами, хозпостройки да колодцы-журавли составляют лишь малую часть. И тему Киевской Руси прекрасно продолжает встречающий у главного входа Археологический сектор музея, где есть как подлинные древние находки, так и научные реплики домонгольских зданий.

Вот например сельская хата 11 века, реконструированная вокруг древней печи-очага из деревни Сосновка:

26.


Городской домик тех же времён:



27.


Реплика от начала до конца и внутри, и снаружи:

27а.


А вот киевский домик 14 века построен вокруг опять же аутентичной печи из плинфы. Так жили в Средние века - топившийся по-чёрному дом, где жило может быть и десять человек, сейчас не сгодился бы и для сарая. По сути дела это и были сараи, в которых люди вместе с бесхитростным скарбом хранили и самих себя, и жизнь каждого из них ценилась немногим более, чем этот скарб. Подлинный фргамент плотной и бедной застройки деревянного города Древней Руси есть в белорусском Бресте.

28.


А вот усадьба богатых киевлян 11 века, где жил может быть купец, хаживавший торговать в Царьград, Баку или Сигтуну, или боярин, знавший немало кровавых интриг, или какой-нибудь дальний родич князя, здесь же отравленный собственным сыном.

29.


Их достаток был уже посолиднее, судя по размеру изб - примерно как у крестьян-середников в 19 веке. В одном доме жили хозяева, в другом - обслуга:

30.


Но судя по деревянному дымоходу, даже здесь "белая" печь была роскошью:

30а.


Интерьеры. Вроде бы часть утвари - подлинная домонгольская, и вот она как раз не очень-то изменилась за много веков:

31.


А неподалёку под навесом аутентичные фрагменты древнего сруба с Подола, по мотивам которого видимо и была построена эта усадьба.

32.


С репликами древнерусских жилищ соседствует реплика дома " черняховской культуры", которую отождеставляют с ост-готским государством "речной страны" Ойум, где помимо германцев-готов жили так же последние скифы, сарматы, гето-даки и фракийцы, а с ними венеды и анты - предки славян.

33.


Черняховская культура, в основном располагавшаяся в пределах нынешней Украины, существовала на излёте античности, и Ойум смело то же нашествие гуннов, что потрясло вскоре Рим. Но именно после черняховской культуры на сцену выходят славяне, и именно из готского языка в славянские языки попали такие слова, как "хлеб", "котёл" или "церковь".

33а.


Примерно с тех же времён, а то и старше вот эти металлургические горны из Черкасской области - шлаки да фрагменты однораздовых глиняных печей, разбиравшихся после плавки:

34.


Гончарная печь 10 века, вроде бы подлинная:

35.


А вот пара колодезных срубов - не столь древние, 17 века, и набирать из них воду вполне могли какие-нибудь казаки, ехавшие на Переяславскую Раду:

36.


Сруб в общем-то как сруб, о возрасте по виду и не скажешь:

37.


Равно как и бесчисленные кресты и стелы вокруг - какие-то из них древерусские (тут могу вспомнить не так давно найденное кладбище в белорусской деревне Бабцы), какие-то века 15-17, но в целом то, что называют на Украине "казацкими крестами", ставилось на кладбищах вплоть до 19 века.

38.


39.


40.


41.


Но помимо древнерусской культуры здесь представлено наследие и злейших врагов Киевской Руси - половцев, пришедших в 11 веке из глубин Великой степи и прогнавших ослабевших печенег, часть которых перешла на русскую службу в Поросье. Половцы известны так же как куманы или просто кипчаки, чей язык лёг в основу казахского, киргизского, татарского и ряда других языков, а самыми прямым потомками половцов можно считать крымских татар, продолживших одолевать своими набегами Речь Посполитую и Москву. Внешне, впрочем, они были совсем другими - светловолосыми европеоидами с лёгким монголоидным налётом в чертах лица. Половецкий народ делился на 11 племён, множество родов-куреней, объединявшихся в союзы-"орды", каждую из которых возглавлял хан, бывший по совместительству верховным жрецом. Релгией половцев было тенгрианством с обожествлением неба Тенгри и матери-земли Умай - древняя религия едва ли не всех кочевников Великой степи где-то на стыке пантеизма с монотеизмом. Помимо верховных жрецов, тут были и шаманы-камы, и именно отсюда происходит термин "камлание" - безумные шаманские пляски. Раннеполовецкое святилище рубежа 11-12 веков, когда этот народ был на пике могущества - насыпанный заново курган с подлинными скульптурами шамана и всадников, привезёнными сюда из Запорожской области:

42.


И позднеполоцекое святилище из Херсонской области, созданное накануне тех времён, когда тюрок и русич безнадёжно объединятся против монгольской напасти - само по себе довольно примитивное, но с куда детальнее проработанными скульптурами, которым туристы по сей день кидают монетки. Оба святилища принадлежали или родам, или небольшим ордам. И если раннеполовецкое святилище - просто ровесник древнерусских храмов, то позднеполовецкое - моложе большинства из них:

43.


Тут вообще целый лапидарий - всё же большую часть своих земель Переяславское княжество отвоевало у Великой степи, а потому вокруг Переяслава множество скифских, печенежских, половецких и ещё бог весть чьих курганов, стел и изваяний.

44.


И куда сильнее привычных "каменных баб" меня озадачили антропоморфные стелы с едва заметными "головами" и остатками росписи охрой. Их оставили люди " кеми-обинской культуры", древние жители причерноморских степей, внешне похожие на нынешних кавказцев, от 2500 до 6000 лет назад.

45.


В основном они стоят в глубине того лапидария под навесом, но три камня, возможно первые найденные - среди старых крестов:

46.


И наконец под навесом, на самом дне здешних веков...

47.


...собрана Доброничевская стоянка первобытных людей позднего каменного века, возрастом около 15 тысяч лет. Подлинные здесь "коморы" - ямы по бокам с остатками костей да отходами обработки кремня, а вот жилище типа чума - всё же реплика.

48.


Во все эти древности вклинивается инсталлция со звучным названием "Наши бабы" - речь, конечно же, про "каменных баб" (для ясности даже дан единственный в музее перевод - Our babas), только здесь они из соломы:

49.


Скансен стоит в Задолгомостном предместье, за лугами у Трубежа. Ближе к центру - туристической комплекс Старая Гребля, при котором, по украинской моде последних лет - свой музей ретроавтомобилей:

50.


А выше по течению, в лугах у плотины, жизнь идёт свои чередом, и в этом постоянстве суть бесконечной чехарды эпох, властей, держав и археологических культур:

51.


52.


53.




Источник: Переяслав-Хмельницкий. Часть 1: Переславль-Исходный
Автор:
Теги: память опыт основное история Москва Путешествия Фото

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства