Денис Руденко
О религиозных верованиях, удивительных легендах и славных походах древних римлян известно много, а вот о повседневных бытовых вещах практически ничего. Что именно ели и пили легионеры в походе? Этого мы не знаем. Но об одном можно говорить с уверенностью — они пили, и дело это весьма уважали.
Пришёл, увидел, выпил
Перемещение различных армий по миру сыграло огромную роль в развитии мирового виноделия. Там, где одномоментно оказывалось значительное количество мужчин, не обременённых семейными или религиозными узами, мгновенно возникал спрос на вино и бурный рост его производства. Достаточно вспомнить историю испанской конкисты в Южной Америке, англо-бурские войны в Южной Африке или пребывание американской армии в Новой Зеландии в 40-х годах ХХ века. Благодаря войскам во всех этих странах возникло (или расцвело) виноделие. Но даже на этом фоне войска Древнего Рима стоят особняком.
Поска: не дай себе просохнуть
Огромное количество самых известных виноградников мира ведут свою историю с «римских времён». Бургундия и южный Эльзас, долина Рейна и Бордо, долина Дору и юг Молдавии — все эти места изобилуют археологическими находками, которые относятся именно к появлению римлян.
Анализ битой керамики показал, что до 50% всех использованных амфор содержали местное и привозное вино.
Винодельческие чаны и прессы обнаруживаются в местах постоянной дислокации войск в таких количествах, что можно подумать, будто солдаты Рима проводили добрую часть своей мирной жизни за чашей вина.
Но так ли это было на самом деле?
Почти все древние источники, начиная со времён Тита Макция Плавта, упоминают, что основным напитком напитком легионеров была поска (posca). Точного рецепта не сохранилось, но большинство историков считает, что это была смесь воды, кислого вина или винного уксуса, мёда и пряных трав.
Упоминания поски встречаются у Цельса, Вегетуса, Плутарха. Вопрос, был ли в этом напитке остаточный алкоголь (а если был, то в каком количестве), остается открытым. Дошедшие до нас византийские источники, написанные на греческом, используют при описании различные слова: oxos — уксус и oinos — вино.
Сторонники «безалкогольности» поски указывают на изречение: «Posca fortem, vinum ebrium facit!» («Поска бодрит (придаёт сил), вино — пьянит!», лат.); а также на объёмы напитка. Его ежедневная норма оценивается в литр-полтора (до разведения водой). В качестве подтверждения приводится цитата из Плиния Старшего, который раздельно описывает вино и уксус, упоминая, что именно последний можно использовать как напиток при разбавлении водой.
Приверженцы противоположной точки зрения указывают, что чистый винный уксус обладает крайне ограниченными бактерицидными свойствами. Он подавляет развитие лишь небольшого количества болезнетворных микроорганизмов. Кроме того, вино хранили и транспортировали в амфорах с вклеенными глиняными пробками, что блокировало доступ воздуха. Поскольку уксуснокислым бактериям для полноценного развития требуется кислород, в этих условиях они могли лишь частично превратить винный спирт в уксусную кислоту. Так что поска содержала в себе определённый процент алкоголя и была похожа на современный фламандский эль.
In vino veritas
Кроме поски римские войска в значительных количествах потребляли вино. Исследования в районе Херсонесской вексилляции (гарнизона) показывают, что более 50 кораблей приходили сюда с грузом вина из городов Боспора и южного Причерноморья. Записи Аппия об испанском походе 153 года содержат указание, что «войскам не хватало провизии, в том числе вина». Вино предназначалось, в первую очередь, для старших чинов. Об этом свидетельствует, например, запись о том, как Катон Старший в армейский период демонстративно пил поску, подчёркивая, что он «такой же солдат, как все».
Удивительно, но практически отсутствуют даже самые минимальные свидетельства о том, что легионеры сами варили и употребляли пиво.
По всей видимости, злаки были нужнее в качестве еды, которой войскам регулярно не хватало. Но нет никаких сомнений: если у солдат вдруг появлялась возможность купить (или позаимствовать) пиво у местного населения, то её никто не упускал.
Что ж, можно смело утверждать, что бравые легионеры пили — и никогда не отказывались от кувшинчика-другого хорошего крепкого напитка. А потомки затем уверенно подхватили нить древней традиции и вывели её на новый, «творческий уровень». Поддержим же предков, и не поской, а, например, парой бутылок хорошего шираза!
Денис Руденко
Комментарии (0)