Издание
Быть авиадиспетчером непросто. Нужно держать в уме поток меняющейся информации и в течение 24-часового графика работы принимать решения, от которых может зависеть человеческая жизнь. Работа напряженная и тяжёлая, поэтому во многих странах авиадиспетчеры рано выходят на пенсию, в США, например, в 56 лет.
В 1960-х годах учёные
Цель критического мышления, или, как его называют, навыка XXI века, — научить детей универсальному способу решать проблемы в любой ситуации. Как показали упомянутые выше исследования, чтобы успешно справляться с решением задач в какой-либо области, нужно хорошо в ней разбираться. Но при этом опыт, полученный в конкретной сфере, трудно потом применить где-то ещё. Особенно если это узкоспециализированные знания. Другие исследования показали, что способность запоминать длинные строки цифр не влияет на запоминание таких же строк из букв. Вряд ли это кого-то удивит, у многих есть знакомые, которые «умны» на работе, но часто принимают глупые решения, например, в личной жизни.
Безусловно, критическое мышление — важная часть умственных способностей. Но его невозможно развивать в отрыве от основной учебной программы, это бессмысленно и неэффективно. Американский педагог Даниэль Виллингем
То же самое касается базовых навыков, например, установка на личностный рост или целеустремленность. Нельзя точно сказать, действительно ли этим навыкам можно научить, и нет доказательств, что эти навыки по отдельности будут эффективны.
Вместо того, чтобы преподавать критическое мышление, лучше сосредоточиться на навыках, которые расширяют знания. Если, допустим, студент, который учит литературу, знает, что мать Мэри Шелли умерла вскоре после её рождения, а несколько детей самой Шелли умерли в младенчестве, он глубже проанализирует навязчивую идею Виктора Франкенштейна создать живое из мёртвого. Студент-физик, изучающий причины, по которым два самолета по-разному ведут себя во время полёта, скорее всего, знает, как мыслить критически. Но без знаний о таких непредвиденных факторах, как температура наружного воздуха, и без изучения результатов предыдущих испытаний, ему придётся долго выбирать, на какой гипотезе остановиться.
Виллингем писал: «Мыслительный процесс тесно связан с тем, о чем именно мы думаем». Если учителя хотят повлиять на то, как школьники думают, то нужно разрешить им думать о реальных и действительно значимых вещах».
Автор: Carl Hendrick
Фото: Flickr (Naval Surface Warriors), Wikimedia Commons (Роман Охотников), iStockphoto (Milatas)
Комментарии (0)