В 2016 году «Почта России» начала широко применять технологии Big Data. Об этом в конце апреля 2017 года TAdviser рассказал заместитель гендиректора по ИТ и развитию новых продуктов «Почты России» Сергей Емельченков. Предприятие собирает в единое хранилище и анализирует данные с более чем 40 тысяч отделений связи, включая информацию о клиентах и транзакциях, а также данные с логистических объектов и другие.
Одна из областей использования Big Data, по словам Емельченкова, – оптимизация маршрутов почтовых отправлений по всей стране. В «Почте России» ранее были внедрены несколько больших систем управления магистралью – пересылкой отправлений по основным маршрутам передвижения. С них практически в режиме онлайн происходит сбор информации, где находится каждая конкретная посылка или письмо. Анализируя эти данные, а также уровень загрузки дорог, объема перевозимого трафика и ряд других факторов маршруты отправлений корректируются так, чтобы получить наиболее оптимальное соотношение скорости и стоимости доставки.
Решения Big Data используются в «Почте России» и для борьбы с «серой» (неучтенной, неоплаченной) почтой, которая несет для предприятия существенные финансовые потери, рассказал TAdviser Сергей Емельченков. Один из наиболее популярных видов «серой» почты - ее тайный вброс: когда по факту в крупной партии корреспонденции какая-то организация пересылает большее писем, чем официально заявленные ею на почте объем и вес отправления. Таким образом, часть писем остается неоплаченной. По данным «Почты России», к такому способу часто прибегают компании-посредники при пересылке, консолидаторы больших объемов корреспонденции.
Анализируя данные о финансовых транзакциях, логистических движениях и ряд других факторов, удается находить возможные источники возникновения «серой» почты, говорит Емельченков. Принцип работы здесь схож с антифрод-системами в банках, добавил он.
Ранее, в начале апреля, «Почта России» сообщала, что по итогам 2016 года сократила оборот неучтенной корреспонденции более чем в два раза. Количество неучтенных писем, в частности, сократилось на 55% до 154 млн штук, что составляет 18% от общего годового объема письменной корреспонденции. В начале 2017 года «Почта России» инициировала первые уголовные дела против «серых» почтальонов.
Еще одно направление использования Big Data в «Почте России» – прямая адресная рассылка (Direct Mail) клиентам-физлицам, запущенная в 2016 году. Зная уже достаточно много о клиенте и его предпочтениях – что и как он потребляет, можно точечно рассылать им рекламу, пояснил TAdviser Сергей Емельченков.
Direct Mail как свой новый продукт «Почта России» предлагает использовать различным компаниям как рекламный канал. На форумах в интернете можно найти посты с публикацией текста письма «Почты России», разосланного представителям компаний, с предложением воспользоваться Direct Mail.
В цитируемом письме указывается, что масштабы «Почты России», которую ежедневно посещают несколько миллионов клиентов, позволили ей накопить информацию «по всем домохозяйствам России (более 60 млн. домохозяйств)»: адреса, пол, семьи с детьми и без, интересы людей, такие как мода, рыбалка, красота и здоровье, наличие авто и многое другое.
«Почта» знает, кто покупает товары через интернет и что покупают, так как через «Почту» проходит 40% всех доставок интернет-магазинов в России. Все это позволяет использовать в полной мере популярную сейчас стратегию привлечения клиентов data driven marketing. Обладая детальными данными о наших клиентах «Почта России» отправляет потребителям только нужную информацию, - говорилось в письме.
В 2017 году, по словам Емельченкова, «Почта России» запускает подобный сервис еще и специально для среднего и малого бизнеса. В нем помимо Big Data используется также гео-таргетинг, за счет которого точечную рекламу можно рассылать еще и в привязке к каждому конкретному району. Апробация этого сервиса показала довольно неплохие результаты, говорит Емельченков: уровень конверсии из рекламы в покупку достигает 20%.
В 2015 году в «Почте России» заявляли, что рассчитывают получить долю в 70% российского рынка адресных рассылок к 2018 году и заработать на новом направлении бизнеса порядка 9 млрд рублей.
Помимо указанных примеров, собираемую информацию о клиентах «Почта России» использует также для создания новых продуктов и цифровых сервисов.
Заниматься развитием технологий Big Data «Почта России» начала около трех лет назад, но широко применять эти решения стала в 2016 году, говорит Сергей Емельченков. По состоянию на весну 2017 года объем собранных данных составляет порядка 3,5 петабайт.
Еще три года назад каждая транзакция, которую мы проводили, оставалась на локальном компьютере в отделении связи, централизованно мы не хранили никакой информации. Сейчас любая транзакция, любое взаимодействие с клиентом хранится централизованно. В год мы собираем порядка 1 петабайта данных, сейчас объем базы – 3,5 петабайта, и мы применяем технологии больших данных – извлечения знаний из этих больших объемов, - заявил Емельченков TAdviser.
Он отметил, для этого «Почта России» использует современные решения и технологический стек, сравнимый с таковым у компании Google и других зарубежных игроков в этой области.
Сергей Емельченков рассказал TAdviser, что в решениях Big Data – и на уровне хранилища, и извлечения и анализа данных - «Почта России» в основном использует open source технологии. Так, хранилище данных «Почты России» построено на платформе Hadoop.
В числе используемых решений с открытым кодом также, например, - Apache Kafka — распределенная платформа потоковой обработки и передачи данных. Она используется в корпоративной шине данных для сбора и загрузки в хранилище информации из всех источников «Почты России», включая отделения связи, активности на интернет-сайте организации, электронные данные, которыми «Почта России» обменивается с контрагентами, и многие другие.
Другой пример используемого открытого решения - аналитическая СУБД ClickHouse, разработанная «Яндексом», которая позволяет осуществлять быстрый поиск в больших объемах данных.
Использование open source решений в проектах Big Data связано с общегосударственной политикой импортозамещения. По словам Емельченкова, в организации существует целая программа импортозамещения ИТ. Она предполагает также, например, замену продуктов Microsoft и Oracle.
Один из планируемых крупных проектов импортозамещения в «Почте России» – замена Microsoft Office на российский офисный пакет «МойОфис» по всей стране (подробнее об этом проекте – в отдельной статье).
Комментарии (0)