Большинство лондонцев удивились бы, узнав, что прямая связь с их прошлым находится у них под ногами. Например, скрытые бункеры под пригородными районами города. У Лондона много секретов и многие не знают, что в то время как Лондон рос, подземный город тоже рос.
Метро Лондона – первое в мире. Каждый день 3 млн. человек используют его туннели и поезда. Но не так давно жители Лондона надеялись на то, что эти туннели спасут им жизнь.
США и Советский Союз еще не вступили в войну и Гитлер знал, что только Британия мешает ему завладеть континентом. В сентябре 1940 года немецкие ВВС начали бомбардировки Лондона. Лондонцы отказались покинуть город и скрывались в подвалах, коридорах и туннелях метро.
Но этих импровизированных бункеров в метро Лондона было не достаточно. Чтобы защитить 8 млн. жителей, город должен был построить убежища прочные и большие. По всему Лондону построили тысячи бункеров, но восемь из них были наиболее укрепленными и секретными. Их называли глубокими бункерами.
Попробуем начать путешествие в подземный мир Лондона. Вот обычная дверь посреди неприметной стоянки.
Сейчас она не производит впечатления, но она была входом в параллельный мир во время Второй мировой войны. Это здание на поверхности, но, чтобы попасть в бомбоубежище, нужно спуститься на глубину 40 м. с помощью старого лифта. Это оригинальный лифт 40-х годов 19 века.
Мы спускаемся и оказываемся на глубине 40 м. под Лондоном. В отличие от большинства бункеров Лондона, этот не был заброшенным под землей. Тут много коробок и ящиков. Для чего они?
Тут 300000 коробок и ящиков. В них документы фирм, которые не хотят хранить все это в дорогих офисах на поверхности земли. Но это не просто дешевые полки для хранения. Первоначально это были двухъярусные кровати.
Во время второй Мировой войны люди здесь спали. Хотя длина туннелей около 900 м. в них набивалось до 8000 лондонцев и все эти люди спали в тесноте. Кровати узкие, но спали здесь по три человека. Ужасно жарко, ужасно тесно. Конечно, неудобно, но безопасно. Это было настолько безопасно, что по оценкам, это глубокое убежище спасло тысячи жизней во время тяжелых бомбардировок в 40-е годы.
Это огромный комплекс. Мы находимся в центральном зале. Он огромный. Коридоры во все стороны. В 40 м. над нами находится рынок Камден – толкотня и шум. Это другой мир. Когда идешь по улице, невозможно предположить, что тут лабиринт. Лабиринт расходится во все стороны. Протяженность туннеля 420 м. Таких туннелей два. Протяженность второго более 1,5 км.
Когда наверху гудели сирены, предупреждающие о бомбардировках, испуганные лондонцы бежали в глубокое убежище. Но, когда так много народу стремилось внутрь одновременно, неужели не было давки? Инженеры придумали гениальный план. Это спиральная лестница, которая ведет наверх с этого этажа, а для того, чтобы попасть на другой уровень этого бункера, добавили еще одну лестницу в обратном направлении от лифта. Имелось две лестницы в разных направлениях. Лестницы имели форму двойной спирали, чтобы на каждом уровне убежища был вход и выход.
Теоретически спроектировали 10 глубоких бомбоубежищ, но построили всего 8 и это 8 инженерных чудес того периода. Большинство бункеров было на глубине от 3 до 5 м., но самые глубокие убежища находились на глубине 38 м. и поэтому они были неуязвимы для бомб. Специалисты считают, что единственный способ разрушить такие убежища – это сбросить бомбу через шахту лифта, по которой происходит спуск. Но это было абсолютно невозможно. Немецкий бомбардировщик, летящий со скоростью 320 км. в час на высоте 3000 м, не может сбросить бомбу так, чтобы она попала точно в шахту, которая замаскирована зданием на поверхности земли. Бомба должна была проникнуть на глубину 40 м., а потом взорваться в бомбоубежище. Это не реальный сценарий. Другими словами, это убежище было действительно неуязвимым.
Как строили такое бомбоубежище? Туннели рыли сутками, каждый день, посменно, но грунт поднимали только под покровом ночи. О бункере никто не знал и проект был уникальным. Было вырыто два параллельных туннеля, каждый диаметром 5 м. и длиной почти 120 м., и они находились на глубине 30-40 м. Глубокие бункеры были защищены от бомб. На глубине 40 м. земля давит на сооружение с силой 14000 тонн. Они укрепили туннели огромными кольцами из стали и бетона. Между кольцами толстый слой изоляционного материала. Кольца скрепляли стальными винтами диаметром 5 см. Это уникальное сооружение должно было выдержать огромное давление.
Здесь постоянно слышен какой-то шум. Это северная линия метро. Над нами на расстоянии 4,5 м. находится метро. Интересно, были ли какие-то проблемы с давлением поезда. Специалисты утверждают, что нет. Поезд весом 600 тонн мчится над нами со скоростью 55 км. в час и здесь даже ничего не дрожит. Возникает вопрос – что делают в таких бункерах после войны? Британские инженеры планировали сделать из пустых бомбоубежищ новые подземные экспресс-линии метро и сегодня можно увидеть место, где должны были проложить рельсы.
Если бы рельсы проложили в конце Второй мировой войны, они погрузились бы в бетон, на котором мы стоим. Поезда мчались бы здесь со скоростью 65-80 км. в час, и пассажиры садились бы в поезда экспресс-линии метро. Но из-за нехватки средств строительство экспресс-линии отменили. Тем не менее, «Капсула прошлого» Лондона все еще здесь и находится намного ближе, чем вы думаете.
Комментарии (0)