Сайт о самых актуальных мировых тенденциях. На нашем сайте полезная информация на тему финансов, здоровья, социальной успешности и личного развития. А также новости, исторические факты и прогнозы футурологов, медицина и образование, гендерные отношения.

Портрет российской быстрорастущей технологической компании

На III Конгрессе «Инновационная практика: наука плюс бизнес» (о конгрессе см. «От компаний ждут глобальности») был представлен доклад, подготовленный в рамках подготовки рейтинга «ТехУспех» Институтом менеджмента инноваций НИУ «Высшая школа экономики» по заказу РВК. Доклад основан на опросе и глубинных интервью руководителей компаний-участников рейтинга. Результаты исследования позволили выявить факторы успешности компаний-участников, основные препятствия для развития, а также оценить результативность различных форм государственной поддержки технологического бизнеса в России.



Зарубежная практика поддержки средних быстрорастущих компаний

Значительное внимание в исследовании было уделено зарубежному опыту. Анализ и разработка различных инструментов и механизмов поддержки государством быстрорастущих компаний (далее — БРК; в англоязычных исследованиях обычно используется схожая аббревиатура — HGF - High Growth Firms) в последние годы привлекают к себе повышенное внимание как исследователей, специализирующихся в области промышленной политики, так и представителей правительственных структур и госинститутов, непосредственно отвечающих за ее осуществление.

Как отмечается в подробном докладе экспертов ОЭСР, посвященном сравнительному анализу государственных программ поддержки БРК, в целом можно говорить о постепенной переориентации национальных экономических стратегий как на более активную и целенаправленную генерацию подобных компаний-будущих лидеров, так и на создание для уже проявивших себя БРК комплексных программ и схем, способствующих их дальнейшему развитию.

Подверглась достаточно серьезной корректировке и исходная оценка самой экономической природы таких компаний, которые на ранней стадии исследований феномена БРК (в конце прошлого века) представлялись многим теоретикам по большей части очень молодыми и маленькими фирмами (чем собственно и объясняется возникновение альтернативного термина газели, предложенного пионером данного направления экономического анализа американцем Дэвидом Берчем в начале 80-х гг.).


В настоящее время при разработке и дальнейшей практической имплементации различных государственных программ поддержки БРК в качестве наиболее многообещающих кандидатов (будущих чемпионов) рассматриваются, прежде всего, фирмы, уже обладающие успешным опытом работы на целевых рынках и демонстрирующие в течение последних нескольких лет устойчивую позитивную динамику развития.

Особого внимания заслуживает британская, точнее говоря, шотландская селективная программа Companies of Scale (CofS), которая была официально запущена в пилотном виде еще в 2005 году. Изначально программа была нацелена на персонифицированную поддержку местных компаний с оборотом, превышающим 10 млн фунтов, а генеральным ориентиром проекта стал вывод подопечных на уровень GBP 100 million plus businesses, то есть достижение ими годовых оборотов от 100 млн фунтов.

Программа CofS была четко позиционирована SE в качестве элитного проекта, предусматривающего плотное консультационное сопровождение очень ограниченного числа компаний. И хотя в дальнейшем список участников несколько расширился, даже спустя восемь лет, в 2013 году, согласно информации, приведенной в докладе ОЭСР, в проекте участвовало лишь 16 компаний (в общей же сложности к тому моменту полный цикл сопровождения завершили 23 участника)12.

В исходной программе CofS присутствовали многие элементы и схемы селективной (индивидуализированной) поддержки ограниченного числа перспективных БРК, которые позволяли отнести ее к особой подкатегории программ консьерж-менеджмента. Одной из ее отличительных особенностей являлась организация и осуществление основного объема «сопроводительных процедур» (экспертно-консультационной поддержки) непосредственно специалистами агентства Scottish Enterprise. Показательно и то, что персональные менеджеры SE на протяжении всего срока консультационного сопровождения компаний принимали непосредственное участие в их текущей деятельности, регулярно присутствуя на различных рабочих совещаниях и встречах руководства, имевших стратегический характер. Профессиональные консультации в сфере

стратегического менеджмента, акцент на конкретных проблемах и узких местах сопровождаемых компаний, а также использование различных коллективных подпрограмм управленческого развития (management development programmes), в ходе которых происходило активное общение предпринимателей друг с другом (помимо непосредственно участвующих в программе CofS, к этим семинарам и встречам регулярно привлекались успешные бизнесмены из других шотландских БРК), — это, пожалуй, три ключевые составляющие данной программы поддержки.

Позитивное видение

Большинство опрошенных компаний представили позитивные оценки своего развития за предыдущие годы. Финансовое состояние своих компаний наибольшая часть респондентов (60%) считает удовлетворительным, с тенденцией к улучшению за прошедший год. Несмотря на кризисные явления в экономике, участники рейтинга в 2015 году смогли увеличить свою инвестиционную активность.

Компании ведут активную инновационную деятельность и видят в этом залог своей конкурентоспособности. Большая часть из них (63%) ежегодно выводит на рынок новые продукты. У более чем половины (62%) есть твердая уверенность в том, что производимые ими продукты уже сегодня вполне сопоставимы с лучшими зарубежными образцами.

В 2015 году 46% компаний продемонстрировали рост показателей экспорта. В среднем экспорт увеличился на 41%, а четверть компаний увеличили его более чем вдвое. Основным рынком экспортных поставок продолжают оставаться страны бывшего СССР (77%), однако растет удельный вес экспортеров, работающих и в других странах (в развитых 64% и развивающихся странах 46%).

Чаще всего в качестве наиболее важных ресурсов, которые могут понадобиться для завоевания мирового рынка, компании называют получение заказов от крупной зарубежной (45%) или российской (39%) компании, привлечение квалифицированных технических специалистов (37%), получение госзаказа на НИОКР (34%) и получение зарубежных сертификатов на продукцию (32%).

Коллективный портрет быстрорастущей технологической компании

Проведенное исследование позволяет создать обобщенный портрет компании – участницы рейтинга.

1. Ключевые компетенции

Чем обусловлены динамичное развитие и рыночный успех опрашиваемых компаний? Для получения ответа респондентам был задан вопрос о том, какие ключевые компетенции компании в наибольшей степени определяют ее конкурентоспособность в настоящий момент. Опрашиваемым был предложен список из 22 вариантов и дана возможность выбрать из них не более 10 позиций. Всего получено 796 вариантов ответа на поставленный вопрос.

Наиболее часто в числе факторов своей конкурентоспособности компании называют те,

которые связаны с разработкой новых продуктов. Эти факторы заняли три первых места:

• сильный коллектив технических специалистов: разработчиков, инженеров, технологов — 82%;

• наличие оригинальных технических решений — 75%;

• наличие сильного R&D-подразделения — 70%.

Следующим по частоте упоминаний идет фактор знания рыночного спроса, запросов

потребителей (66%). Технологические компетенции в сочетании со знанием своего рынка

неизменно выходят на первые позиции в ходе различных опросов компаний «ТехУспеха».

Вошедший в число лидеров настоящего опроса вариант «устойчивые связи с крупным

потребителем продукции в России» (64%) уже получал значительное число голосов в опросе 2015 года. Тогда аналогичный фактор «получение значительных контрактов с крупными компаниями» вышел на вторую позицию в перечне главных источников роста (43% опрошенных).

С учетом того, что большая часть компаний «ТехУспеха» работает в сегменте B&B (то есть в сфере поставок продукции производственного назначения), наличие крупного потребителя становится одним из ключевых залогов их успеха.

2. Основной продукт компании

Компаниям было предложено оценить технический уровень основного продукта по состоянию на 2015 год. С этим вопросом справились 100% респондентов. Респонденты достаточно оптимистично оценивают технический уровень своего основного продукта — 62% считают, что он соответствует лучшим зарубежным образцам. Еще 21% уверены, что он примерно соответствует среднему уровню иностранных конкурентов.

Только 17% компаний сравнивают себя не с зарубежными, а с отечественными конкурентами: 16% полагают, что выпускаемый продукт соответствует лучшим отечественным образцам, а 1% — что он находится на среднем отечественном уровне.

Обобщая мнения руководителей компаний, можно сказать, что у большинства из них есть

твердая уверенность в том, что производимые ими продукты обладают достаточно высоким потенциалом конкурентоспособности на мировом рынке уже сегодня.

3. Экспорт

В связи с произошедшим в 2014 году резким падением курса рубля по отношению к ведущим мировым валютам многие наблюдатели рассчитывали на то, что компании начнут активно выходить со своими относительно подешевевшими продуктами на внешние рынки. Однако по итогам 2015 года бурного роста экспорта не произошло. Сырьевые рынки стагнировали, продукты с небольшой долей добавленной стоимости (типа агропрома) сталкивались с отсутствием большого опыта экспортных продаж и высокой конкуренцией. Что касается продукции технологической, то для этого сегмента рынка низкая цена далеко не всегда определяет готовность потребителя перейти на новый продукт. В этой связи большой интерес представляет ситуация с экспортом в компаниях «ТехУспеха».

4. Готовность к мировому лидерству

Как утверждает ведущий исследователь феномена скрытых чемпионов Г. Симон в своей книге «Скрытые чемпионы 21 века», «для скрытых чемпионов рыночное лидерство представляет собой не одну из многих целей, но определяющую характеристику». В этом контексте интересно оценить, насколько российские компании из рейтинга «ТехУспех» соответствуют такой характеристике.

Участникам исследования был задан вопрос, возможна ли ситуация, когда в течение следующих пяти лет на ключевом для компании сегменте рынка она вошла в группу мировых лидеров. Треть компаний (33%) считают, что такая ситуация невозможна. При этом 9% считает возможным за это время войти в группу преследователей мировых лидеров. 21% в качестве приоритета рассматривает возможность занять позицию национального лидера. Наиболее категоричны 3% респондентов, которые считают, что имеющееся отставание за пять лет невозможно преодолеть в принципе.

Другие 2/3 компаний (66%) уверены, что шансы побороться за мировое лидерство у

них есть. 49% считают, что у них для этого есть необходимый потенциал, однако имеется

недостаток различных ресурсов, которые еще только предстоит изыскать. Более оптимистичны 10% компаний, ответивших, что для мирового лидерства у них есть не только потенциал, но и все необходимые ресурсы, и работа в этом направлении уже ведется. Наконец, существует небольшая (7%), но весьма амбициозная группа компаний, руководители которых считают, что они уже сегодня входят в число мировых лидеров на своем рынке.

Можно утверждать, что весомое большинство компаний «ТехУспеха» созрело для борьбы

за лидерство на мировом рынке. Однако только 17% уже вступили в такую борьбу. Для успеха остальных необходимо подкрепить амбиции руководителей компаний доступом к необходимым ресурсам. Одним из главных источников такой поддержки могло бы стать российское государство.

5. Каких ресурсов не хватает для мирового лидерства?

Тем компаниям, которые дали утвердительный ответ о готовности бороться за мировое лидерство, было предложено указать, каких конкретно ресурсов им не хватает для достижения победы. На первые позиции вышли два варианта ответа, связанные с получением заказа от крупной зарубежной (45%) или российской (39%) компании. Учитывая то, что большинство участников «ТехУспеха» работает на рынках B2B, такой результат вполне объясним — компании в полном соответствии с самыми актуальными экономическими концепциями видят перспективу закрепления своего лидерства на
мировом рынке во встраивании в глобальные цепочки добавленной стоимости. В определенной степени здесь можно усмотреть также прагматизм и рыночную ориентированность опрашиваемых, считающих, что их успех гораздо надежнее обеспечит не столько поддержка со стороны государства, сколько тесное взаимодействие с крупной компанией.

Одной из задач государства в данном направлении могла бы стать помощь в налаживании коммуникации с крупнейшими корпорациями (в том числе с российскими филиалами транснациональных корпораций), организация встреч руководителей МСП с их представителями, стимулирование большей прозрачности системы принятия решений крупного бизнеса, выдвижение требований к большей локализации процессов производства и R&D зарубежных компаний в России.

На третьем месте (37%) в перечне востребованных ресурсов — квалифицированные технические специалисты (разработчики, инженеры, технологи). Несмотря на то что сегодня компании в целом удовлетворены ситуацией с обеспеченностью такими специалистами, руководители осознают, что для завоевания мирового лидерства им понадобится гораздо большее число высококвалифицированных кадров.

Четвертое место занимает ответ о получении госзаказа на НИОКР (34%). Сегодня предприятия в основном растут, опираясь на собственные ресурсы. Хороший уровень прибыльности у большинства компаний «ТехУспеха» обеспечивает средства на постоянное развитие производства и системы продаж. Однако уже на проведение серьезных задельных НИОКР этих средств хватает не всегда. Поэтому получение от государства заказа на проведение НИОКР может обеспечить (а в ряде случаев уже обеспечило: блестящий пример — разработка новых фармпрепаратов в рамках программы «Фарма 2020») разработку принципиально новых решений, создающих основу для выпуска продукции, конкурентоспособной на мировом рынке.

6. Направления технологического развития

Как уже не раз подчеркивалось в исследованиях предыдущих лет, в качестве основного фактора своих достижений компании «ТехУспеха» рассматривают имеющиеся у них технологические компетенции: наличие оригинальных технических идей, постоянно ведущиеся исследования и разработки, штат квалифицированных технических специалистов и т. п. Однако успешное развитие в прошлом далеко не на 100% предопределяет рост в будущем. Поэтому ключевым условием удачной стратегии завоевания мирового лидерства, впрочем, как и успеха на рынке отечественном, становится умение компаний ориентироваться в быстроменяющемся мире современных технологий.

Респондентам был задан вопрос о том, какие актуальные технологические тренды они рассматривают в качестве возможности для создания новых продуктов или наделения новыми свойствами уже выпускаемых позиций. Был предложен список из 16 технологических направлений, которые в будущем могут существенно изменить потребительский спрос, из которых респондент мог выбрать любое число ответов или дать собственный вариант. Только два респондента отказались отвечать на вопрос, остальными были отмечены 283 перспективных направления (в среднем — 3,14 технологических направления на одну компанию).

На первые пять строк вышли технологии, которые в целом аналитиками обычно связываются с так называемой «новой индустриализацией» или «индустрией 4.0»:

• цифровое проектирование и моделирование (отмечено 50% компаний);

• аддитивные технологии (3D-printing) (35%);

• робототехника (27%);

• интернет вещей (IoT) (27%);

• материалы с заданными свойствами (27%).

Можно предположить, что именно в этих направлениях опрошенные компании будут в

ближайшие годы вести исследования, вкладывать средства, искать интересные предложения от других разработчиков.





Источник: Портрет российской быстрорастущей технологической компании
Автор:
Теги: Интернет Разработка 3D моделирование опыт бизнес технологии развитие

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства