Сайт о самых актуальных мировых тенденциях. На нашем сайте полезная информация на тему финансов, здоровья, социальной успешности и личного развития. А также новости, исторические факты и прогнозы футурологов, медицина и образование, гендерные отношения.

Преподобному Серафиму не нужны волшебства и мифы


Дмитрий Сладков

В серии «Жизнь замечательных людей» недавно вышла книга «Серафим Саровский». С написавшим ее саровским историком Валентином Степашкиным встретился постоянный автор «Правмира» Дмитрий Сладков


Валентин Степашкин

Серафим Саровский заслужил почитание при жизни

– Недавно по Facebook сильно разошелся, около 200 публикаций, отзыв на вашу книгу игумена Петра (Мещеринова), серьезного, авторитетного человека, одного из создателей молодежного движения «Даниловцы», музыковеда, переводчика ранних протестантов, постоянного автора и «Правмира», и сайта Богослов.RU. Думаю, уже видели?

– Нет.

– Тогда я просто прочту.


Вышла книга Валентина Степашкина «Серафим Саровский». …Главное в ней то, что автор является ученым-исследователем и что он строит жизнеописание своего героя и разбор его наследия на основании архивных документов, с которыми работал.

…Автор очень почитает преподобного, поэтому редко делает какие-либо определенные выводы, просто приводит то, что соответствует документам. Но от выводов никуда не деться, потому что из документов видно следующее: 1) колокольни не было; 2) камня не было; 3) кормления медведей не было; 4) разбойников не было; 5) беседы с Мотовиловым не было… Ну, и так далее. Думаю, что сказанного уже достаточно.

Мотовилов разобран по косточкам – психически нездоровый человек, все, что с ним связано, не заслуживает доверия. Про заместительную смерть Елены Мантуровой и вовсе не сказано ни слова… Общение батюшки Серафима с дивеевскими сестрами приведено, но оговорено, что старец такого не мог говорить… В итоге преподобный Серафим предстает пред нами как человек-загадка. Достоверно сказать о нем можно очень немногое, все остальное – фантазии разной степени вероятности.


Говорил я об этом с одной моей доброй знакомой, она сказала: «Ну да, конечно, но простой народ во все это верит… что же сделаешь? Пусть, вреда-то нет». И многие так считают – но я с этим решительно не согласен. Вред есть – он заключается в том, что в церковную жизнь вносится ложь, что таким образом и формируется «православная субкультура», которая порой прямо противоположна истинному христианству.

Это не шутка, не частное дело – в Курске стоит памятный знак «На этом месте упал с колокольни…» Камень вделывается в иконы и возится как святыня по городам и весям. Что это, если не дезориентация, не подмена Евангелия Христова «бабьими баснями» (цитата из 1-го послания к Тимофею)? И ведь долг церковного пастырства – отстаивать правду, а не потакать кликушеству полуязыческого народа. Но, увы, похоже, осознание этого современными пастырями – дело будущего, и, скорее всего, не совсем близкого.

Очень полезная книга… и я ее всячески рекомендую.


– Спасибо.

– В связи с этим вопрос. Почитание батюшки Серафима включает в себя давно ставшие привычными для нас эпизоды его жития, от которых образ батюшки просто-таки неотделим. И сама постановка вопросов по отношению к такого рода вещам, не говоря уже о получении не вполне привычных ответов, требует дерзновения. Как все было в действительности? Может быть, так. Или не совсем так. Или совсем не так. Чтобы ставить такие вопросы и делать такие утверждения, нужны, во-первых, смелость, а во-вторых, ответственность за свои слова. Какова здесь ваша позиция?

– Моя позиция такая. Преподобный Серафим Саровский – замечательный человек, родившийся в городе Курске, и уникальный святой, на земле Русской просиявший, которому не нужны какие-то волшебства и мифы. Он заслужил почитание еще при жизни, и не надо его жизнь как-то приукрашать различными придумками. Я должен высказаться по тем позициям, которые назвал уважаемый отец Петр.

Во-первых, падение с колокольни. Я написал в своей книге, что колокольня в это время не была достроена и мальчик Прохор упал с недостроенного здания. Все равно падение было, а уж с какой высоты, извините, это вопрос. Думаю, это вполне нормальное утверждение.

Во-вторых, по поводу камня. То, что преподобный Серафим Саровский, проходя к себе на Дальнюю пустыньку, на этом камешке молился, я думаю, было в его жизни. В житийной литературе стали писать, что стояние его было 1000 дней и 1000 ночей, а Мотовилов утверждает, что было на самом деле 1001 день и 1001 ночь.

Мы все-таки знаем, что преподобный старался этот подвиг осуществлять, не привлекая внимания, поэтому не было такого, чтобы он стоял на этом камне и народ мимо него ходил, дни считал, а он творил эту молитву.

Этого не было. Была обычная житейская ситуация, повторявшаяся годы и годы. Этот подвиг длился, наверное, не три года, если 1000 дней мы разложим во временном промежутке, а гораздо больше, поэтому я и его тоже не отринул.

В-третьих, про медведя я в своей книжке пишу, что у преподобного Серафима на Дальней пустыньке были ульи для пчел. Медведи в лесу мед чувствуют издалека; естественно, они к нему приходили. Когда я провожу экскурсии на Дальней пустыньке, я всегда подвожу наших гостей к стенду, где есть литография преподобного, сидящего на пенечке и кормящего медведя. И я говорю, что преподобный хлеб намазывал и медком, чтобы лесному гостю было вкуснее.


Серафим Саровский. Художник Ирина Плетнева

Что касается избиения преподобного Серафима крестьянами, я на этом, по-моему, в книге никакого акцента не делал. Вообще, должен сказать, что в книге я опустил многие моменты и не обо всем рассказал. Если бы я включил в книгу, например, взаимоотношения с епископами, еще некоторые моменты из жизни преподобного, то книга получилась бы не 32 печатных листа, а в два раза больше. Когда я окончил книгу и выслал в «Молодую гвардию», мне пришло письмо, что вы зашкалили требуемый лимит и, наверное, будет сокращение. Правда, через три дня пришло второе письмо: «Мы согласны с вашим текстом и принимаем его целиком».

Выводы. Я не являюсь богословом, поэтому по отдельным моментам я посчитал, что делать выводы – не мой уровень. Это раз. Я работал над книгой и работаю над биографией преподобного Серафима Саровского, над историей Саровской пустыни, можно сказать, в одиночку, так что все охватить и обо всем написать у меня просто не хватит жизни. Это два. Поэтому я очень рад, что моя первая книга, вышедшая в 2002 году, подтолкнула других исследователей на более пристальное изучение биографии преподобного Серафима Саровского, пошли научные статьи об иконографии преподобного.

– Помню, большой том под общей редакцией Натальи Чугреевой вышел к 2004 году.

– Да. Были опубликованы работы по изучению и сравнению текстов житийной литературы о преподобном Серафиме Саровском. Вышли работы, изучающие устав нашей пустыни, по которому жил преподобный Серафим Саровский. Я очень рад, что всколыхнул научную общественность, которая заинтересовалась биографией преподобного Серафима Саровского и, можно сказать, подключилась к этой работе. Я эти работы, которые они опубликовали после выхода моей книги, естественно, тоже использовал и использую сегодня.

Тайна Мотовилова

– Вопрос, с моей точки зрения, заключается в принципиальном различии двух жанров – агиографии и научного исторического исследования на основе критического анализа источников. Буквально сразу же после появления отзыва отца Петра (Мещеринова) в Сети появилась реплика Бориса Кирилловича Кнорре, это известный религиовед, работающий по программам Кенстонского института и Центра Карнеги, преподающий в НИУ-ВШЭ и РГГУ. Вот что он пишет.

Давно ждал такую книгу. Правда, не во всем готов согласиться с позицией и оценкой, высказанной уважаемым мною Петром Мещериновым. Не думаю, что рационализация и стремление трансформировать житие в исторически выверенную (и отшлифованную скепсисом) научно-доказательную работу – абсолютное благо. С точки зрения психического здоровья рационализация в религиозной жизни – отнюдь не всегда ведет к лучшему. Рационально ориентированные религиозные сообщества страдают от депрессий поболее, чем склонные к мистике.

Жанр жития и жанр исторической литературы разные. И тот и другой имеют право на существование. В данном вопросе мне близка позиция Алексея Лидова и многих других: икона изображает не в стиле реализма, но никто не требует приблизить икону к фотографии. Также и требовать приблизить житие к рентгеновскому снимку я бы не стал. Однако сама по себе такая изыскательная работа безусловно интересна. Есть большое желание эту книгу в ближайшее время прочесть.


– Спасибо.

– Вот какой обмен мнениями. Было бы интересно понять, откуда берется ваша решимость. Ведь многие детали жития, даже, казалось бы, малозначительные, уже приобрели в некотором смысле характер если и не догмы, то некий вероучительный, не побоюсь этого слова, статус. Вы уже говорили о своей боязни кого-то обидеть. Тем более, сейчас такое время, когда модно стало оскорбляться за свои религиозные чувства. Какие переживания в связи с этим у вас были, какие размышления? Расскажите, если можно.

– Я уже говорил, что писать о преподобном Серафиме Саровском, да и вообще о святом человеке, простому смертному, хоть и православному, очень тяжело. После выхода моей первой книги я получил некоторый статус и признание как специалист, пускай и в узком кругу. Потом некоторое время работал редактором в издательстве Свято-Тихоновского университета. Общался, естественно, со многими священнослужителями, не только из ПСТГУ, не только из Москвы, но и из других городов.

Николай Мотовилов

В 2005 году была выпущена книга «Записки Мотовилова», вышла она в библиотеке «Преподобный Серафим Саровский» в издательстве «Отчий дом». Я хоть и вхожу в редакционную коллегию, не был сторонником издания этих записок, но мое мнение не потребовалось, и эта книга была издана. После ее выхода из печати я слышал много высказываний об этих записках, у меня складывалось и свое мнение. Когда же я эту книгу начал внимательно читать, изучать «под карандаш», у меня сложилось впечатление, что, действительно, человек болен, просто болен.

Работая над главой «Тайна Мотовилова» своей книги, я специально привлек врача-психотерапевта высшей категории Андрея Анатольевича Афонина, которому я принес все книги, все рукописи, которые у меня были по Мотовилову, и свои мысли о нем тоже высказал, ответил на его вопросы. Спустя некоторое время он мне выдал профессиональное заключение относительно самочувствия Николая Александровича Мотовилова, и эту записку я в своей книге привожу. Мне стало понятно, что по такому довольно трудному вопросу я имею единомышленников и среди священноначалия, и среди врачей, и среди простых православных христиан.

– Вы обсуждали эти вопросы с кем-либо из священноначалия?

– Да, но имен называть не буду. Разговор о Мотовилове идет давно, называют его еретиком, называют больным человеком. Я, наверное, оказался тем мальчиком из сказки Андерсена, который крикнул в открытую.

– Скажите, никто из ревнителей не пробовал оскорбляться за свои религиозные чувства после выхода ваших книжек – публично или в личном общении?

– Когда я написал свою первую книгу, я отдал рукопись сестрам Дивеевского монастыря на читку до публикации. Отдал эту рукопись и в Санаксарский монастырь игумену Венедикту для читки. Из Санаксарского монастыря мне вернули рукопись практически без каких-либо поправок. А дивеевские сестры мне сказали, что уж больно я горяч и надо бы слог смягчить. Они все-таки монахини, им, наверное, было нужно повествование ближе к житийной литературе.

– Их позиция понятна. С моей же точки зрения, то, что два таких авторитетных для меня человека, как Мещеринов и Кнорре, начали обмен репликами, пускай пока эскизными, по поводу вашей книги, это, вообще говоря, появление хорошего повода обсудить принципиальные вопросы взаимосвязи двух жанров – житийного и научного.

Прижизненный портрет преподобного Серафима Саровского

– Я некоторым образом затрагиваю этот вопрос в своей книге, рассказывая о биографах преподобного Серафима Саровского. Более подробно об этом пишет Лариса Ивановна Алехина, ее статью рекомендую прочесть.[3]

Дискуссии и исследования нужно продолжить

– У «Правмира» есть свой лекторий и дискуссионный клуб. Можно было бы собрать несколько спикеров, пригласить тех, кого мы уже называли, кого-то из Свято-Тихоновского, кого-то с позицией пожестче, из сторонников неизменности традиции. Может быть, «Правмиру» это будет интересно. Ваша книга – повод для серьезного и глубокого разговора. Видите, есть ваши апологеты, есть и критики. Критики точно найдутся.

– Эта тема значима для почитателей преподобного, обсуждение ее за круглым столом – очень интересное предложение. Я думал, что моя книга вызовет интерес, будет резонанс, будут приглашения на какие-то площадки для обсуждения книги, но не думал, что это произойдет так сразу. Я поразился тому, что книга всего месяц на реализации, а первый тираж уже практически закончился.

– Это тоже кое о чем говорит. Издательство наверняка будет делать еще тираж?

– Да, конечно. Когда я приехал туда за авторскими экземплярами в конце января, мне сразу сказали, что следующий тираж не за горами. Потому что они видят, как идет продажа, какой спрос.

Если отметить основные точки, которые в моей книге заслуживают внимания, первое, это год рождения преподобного Серафима Саровского – 1754 год. Должен здесь сказать о камушке, который лежит в Курске около Сергиево-Казанского собора. Я в Курск езжу, работаю там в архиве, встречаюсь с людьми, с общественностью. И в первые мои приезды, когда мою книжку там не знали, на этом камушке было написано, что преподобный упал с колокольни в 1766 году. Когда книга стала распространяться, я приехал и смотрю, что прежнее число затерто и поставлен год 1761, то есть признали мои выводы о дате рождения.



Потом я составил родословное древо. Если до 1980-х годов было известно 36 имен близких преподобного, то после моей работы найдено уже свыше 150 имен. Почему я еще оттягивал выход книги: мне не все было известно. Буквально два года назад я нашел документы, которые дали возможность более определенно говорить о том, где в Курске располагался дом родителей преподобного – это сегодня улица Ленина, можно сказать, центральная улица, проходящая через двор того дома.

– Я в Курске был один раз, как раз были торжества 2004 года, тогда из Дивеева туда привозили мощи преподобного Серафима.

– Потом было найдено уже четыре автографа преподобного Серафима Саровского, что подтверждает его грамотность. И мне удалось полтора года назад попасть в закрытый архив ФСБ в городе Саранске, где я нашел документы, рассказывающие о том, что было с Саровским монастырем после 1917 года и какая судьба была у мощей. Я нашел там звенья, которых не хватало, так что удалось выстроить линию следования мощей из Сарова через Краснослободск в Москву, в Ленинград и так далее. Это щепетильный вопрос, один из трудных. Еще момент, связанный с биографией Мотовилова, мы о нем уже говорили. Наконец, когда в цепочку биографических сведений о преподобном встали необходимые звенья, мне стало понятно – книга состоялась.

– Более-менее исследовано, что было с дивеевскими сестрами после разгона монастыря. Есть свидетельства, есть публикации о существовавшем долгие годы монастыре в миру. Но почти ничего нет о том, что стало с саровскими монахами после 1927 года, когда был закрыт Саровский монастырь. Что-то по этому поводу вы смотрели или собираетесь смотреть? Тоже тема непростая.

– Я затрагиваю эту тему краем, о дивеевских сестрах подробнее, а вот о судьбе наших саровских монашествующих информации очень мало, есть лишь отрывочные сведения. Мы собирались ехать с одним коллегой в Караганду, где располагался Карлаг и где было в заключении много дивеевских сестер и наших монашествующих, чтобы поработать с делами заключенных. К сожалению, пока не получается. Там сказали: «Мы вам поможем, чем можем, но работайте сами», – потому что миллион этих архивных дел, и никто ими не занимается. Есть сотрудники музея Карлага, сотрудники архива, которые могли бы помочь, но времени и ресурсов у нас пока нет. Это же надо ехать в Казахстан, жить там где-то…


Сестры у водокачки в Дивеевском монастыре. Начало ХХ века

– По-хорошему, надо искать серьезный академический грант. Между прочим, если удастся собрать для обсуждения вашей книги хороший круглый стол с профессиональными участниками, о котором мы уже говорили, можно будет в этом направлении продвинуться. По крайней мере, получить совет и поддержку.

Но большой 15-летний труд завершен. Что впереди?

– Я бы даже сказал, 20-летний, ведь понимание того, что надо продолжать поиски архивных документов, связанных с биографией преподобного Серафима Саровского, пришло в 1998 году. Получается, почти 20 лет.

Думаю, впереди продолжение этой работы, потому что белых пятен еще очень много, и не все досконально изучено, особенно это касается курского периода жизни преподобного Серафима.

Много можно было бы почерпнуть, если бы удалось обнаружить переписку настоятелей с архиереями, потому что они частенько отправляли справки, характеризующие преподобного Серафима Саровского как монашествующего. Много таких позиций, на которые необходимо обратить внимание и работать, работать. Это касается и преподобного Серафима Саровского, и истории Саровского монастыря, и истории нашего города, потому что она долго была под запретом, и многого наши горожане пока не знают.

Я думал о преподобном ничего нового уже нельзя сказать

– Валентин Александрович, специалисты, интересующиеся жизнью преподобного Серафима Саровского, вас хорошо знают, по крайней мере, два последних десятилетия. Но аудитория «Правмира» довольно велика, и с ней надо познакомиться. Как вы оказались в Сарове? И как вы стали заниматься историей?

– В Сарове я оказался довольно просто. Я здесь родился. У папы моего пензенские корни, а мама местная, из крестьян деревни Балыково, которая сейчас в черте сегодняшнего города Сарова. Она была прихожанка села Кременки, где я и был крещен сразу после рождения. Дедушка мой по линии мамы не принял колхозное движение, и, после того как в 1936 году начали притеснять единоличников, он перебрался на жительство и на работу в Саров.

– Здесь тогда еще находился лагерь…

– Да, здесь был лагерь, а рядом с ним был рабочий поселок, и дед перебрался сюда, трудился по рабочей сетке. И мама была рядом с ним, работала вахтером на заводе 550, на базе которого с 1946 года стал формироваться наш объект.

А историей я занялся, наверное, благодаря тому, что родился на такой замечательной земле.

– На ней много людей рождается, но не все начинают заниматься историей.

– У каждого, видно, своя стезя. Кто-то пошел в физики, а я занялся историей. Это земля, на которой духовно родился преподобный Серафим Саровский. Надо сказать, что в нашем закрытом и секретном городе история была под запретом. Поэтому я, начиная с 80-х годов, начал опрашивать своих родственников, знакомых, выспрашивал у них, что они могут рассказать о Дивеевском монастыре, о Саровском монастыре, об истории наших замечательных мест.


Саровский монастырь. 1904 год

– Как люди тогда отвечали на ваши расспросы – боялись, не боялись?

– Боялись. Первый мой респондент – бабушка моего школьного друга. После того, как я с ней побеседовал, она спросила: «Ко мне милиция не придет после тебя?» Пришлось ее убеждать, что я никоим образом ей не навредил. Такие ситуации были не раз. Естественно, тогда не было диктофонов, записывал самым примитивным образом карандашом в тетрадь, но эта тетрадь мне памятна и служит до сих пор. Сейчас технологии уже другие – диктофоны появились, цифровые фотоаппараты. А тогда…

Наверное, в 1988 году я познакомился с членами исторического общества «Саровская пустынь»,[4] Анатолием Агаповым и другими. Причем у меня был свой весомый «вступительный взнос». Я позвонил Агапову и сказал: «Анатолий Александрович, у вас историческое общество. Я тоже занимаюсь историей. Интересует ли вас сюжет, который находится на куполе бывшего монастырского храма Всех Святых?» Он сказал: «Нас это очень интересует». Я пришел и рассказал о том, что там есть роспись на сюжет из Откровения Иоанна Богослова, Апокалипсиса.[5]

– Там тогда был хозяйственный магазин, роспись была закрыта подвесным потолком?

– Да, и она не была видна. Так я в это объединение вошел, но спустя некоторое время ушел в самостоятельное плавание. Тем не менее, мы начинали вместе. Помню, в 1990 году была поездка в Саранск, чтобы впервые поработать в архиве. Хотя Саранск от нас всего в двухстах километрах, но мы ехали в неизвестность, даже прикупили два русско-эрзянских разговорника и по дороге разучивали вопросы: как пройти в библиотеку? как пройти в гостиницу? Но когда приехали в Саранск, мы были удивлены – никто мордовского не знает, говорят на чистом русском языке.


Кладбищенский храм всех святых

– Коллеги, о которых вы говорили, работали и работают во ВНИИЭФ,[6] а где тогда были вы?

– Тоже работал во ВНИИЭФ, в одном из вспомогательных подразделений инженером по труду и заработной плате.

– Вы работали, собирали свидетельства местных жителей, потом состоялось знакомство с объединением «Саровская пустынь», а дальше началась самостоятельная работа. Когда вам стало понятно, что уже не работа во ВНИИЭФ, а занятия историей и есть основное содержание вашей жизни? Где была эта граница, с каким событием это было связано?

– Для меня история была значима всегда. А серьезно я задумался об изучении истории нашего места после посещения Саранского архива, где хранились дела нашего Саровского монастыря. Когда держишь в руках рукопись XVIII века, пытаешься ее прочитать, потом более поздние документы о притеснениях, которым подвергались наши монахи, это ни с чем не сравнимое чувство.

Мы первое время окунались в это иное, новое для нас время и просто забывали о действительности. А это же было начало 90-х годов – ужас что творилось.

Помню, мы приезжали в Саранск, цены неимоверные на продукты, ночевали в центральной гостинице, не раздеваясь. Она вроде бы центральная, но до такой степени убогая, что обувь снимали, ложась в кровать, а спали в одежде и даже в шапках, то есть это было испытание очень серьезное. Спустя какое-то время у меня появились возможности поездить по архивам страны, и я воспользовался этим для изучения документов, тем или иным образом связанных с историей нашего монастыря, нашей местности, с именем преподобного Серафима Саровского.

– Вы о преподобном Серафиме достаточно рано узнали? С детства?

– Конечно.

– Когда он стал вашим героем? Когда он вышел для вас на первый план не просто как святой, которого вы почитаете, а как фигура исторического исследования? С чем это было связано?

– Первая публикация у меня была в 1989 году в институтской газете «Импульс». Это была статья, посвященная юбилею преподобного, реферативный небольшой очерк о нем. Ничего серьезного я к этому моменту еще не нашел и в архивах пока не начал работать. И думал тогда, что о преподобном Серафиме Саровском, наверное, ничего нового не скажешь, потому что столько книг издано, что ничего больше и не найдешь. Поэтому я был очень удивлен, когда в 1998 году в архиве нашел наградную грамоту, по которой преподобный Серафим Саровский был награжден наперсным крестом в честь победы над французами в войне 1812 года.

Потом пошли другие находки. Я начал заниматься документами, которые рассказывали о его пребывании у нас в Саровском монастыре, и здесь вдруг обнаружил ошибку делопроизводителя, которая повлекла за собой изменение его года рождения. У нас в Саровском монастыре год рождения преподобного считался 1759…


Вид Саровской пустыни. Литография мастерской Ж. Лемерсье. 1860-е гг.

– Я помню эту историю. Тогда ваше имя впервые широко прозвучало, поскольку именно после ваших находок празднование 250-летия со дня рождения преподобного перенесли на пять лет и отмечали это событие в 2004 году, а не в 2009-м, как собирались раньше.

– В 2000 году я сделал об этом доклад на исторической конференции в Нижнем Новгороде, он как раз был посвящен году рождения преподобного. После этой конференции я начал писать книгу «Преподобный Серафим Саровский: предания и факты», которая вышла в 2002 году, и там я все свои находки опубликовал. Книга заинтересовала довольно многих. Тем более, что в 2003 году было празднование 100-летия канонизации преподобного Серафима Саровского. К нам в Саров приехало много высокопоставленных гостей. Книга пошла в народ, и священноначалие эту книгу читало.

Чувствуется, в Москве мои доводы признали весомыми, и 2004 год был объявлен годом празднования 250-летия преподобного Серафима Саровского в общероссийском масштабе. Премьер Касьянов подписал распоряжение о праздновании этого юбилея. Начиная с 2003 года, на меня начали выходить средства массовой информации, Первый канал, Второй канал. Главный редактор издательства «Молодая гвардия» Андрей Витальевич Петров позвонил мне и пригласил к себе, чтобы переговорить по поводу жизнеописания преподобного Серафима Саровского.



– Значит, замысел ЖЗЛ-овского издания возник еще тогда, 15 лет назад?

– Да. Я приехал в Москву, мы побеседовали. У нас даже был заключен договор на написание биографии. Я был в эйфорическом состоянии, но потом, когда я немножко из этого состояния вышел, то понял, что объема информации, которым я обладаю, еще маловато для написания настоящей биографии преподобного. Поэтому я продолжил свою поисковую работу, и она затянулась на довольно длительный промежуток времени. Это связано еще и с тем, что написание биографии такого святого, как преподобный Серафим Саровский – это тяжелый труд, надо иметь большую смелость, чтобы взяться за такую работу. Переосмыслить то, что нашел, встретил в библиотеках, в архивах. Каким-то образом скомпоновать, чтобы, во-первых, людям было это понятно, а во-вторых, чтобы как-то не навредить.

– Почему вы говорите «не навредить»?

– Вы знаете, некоторые моменты я не включал в свою книгу, потому что порой среди источников были такие, которые я считаю чисто фантазийными, волшебными. То есть люди стремились за чудесами, а не за настоящей биографией Серафима Саровского.

Дмитрий Сладков

Источник




Источник: Преподобному Серафиму не нужны волшебства и мифы
Опубликовал:
Теги: православие история биография Серафим Саровский Культура Интервью 1812 1917 facebook анализ апокалипсис

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Помните «Серафиму прекрасную»? Посмотрите, как выглядит и с каким красавцем живет сейчас звезда
Помните «Серафиму прекрасную»? Посмотрите, как выглядит и с каким красавцем живет сейчас звезда
18
Все о звездах шоубизнеса 14:51 20 мар 2018
От бизнесмена к преподобному Удивительная жизнь святого Серафима Вырицкого
От бизнесмена к преподобному Удивительная жизнь святого Серафима Вырицкого
0
Интересности 20:02 06 апр 2017
Перевозные бани: типы, преимущества и недостатки. Проект перевозной бани. Перевозные бани: типы, преимущества и недостатки. Проект перевозной бани.
Узнай по дате рождения, какая икона нужна именно тебе!  Невзгоды обойдут твой дом стороной…
Узнай по дате рождения, какая икона нужна именно тебе! Невзгоды обойдут твой дом стороной…
5
Интересный мир 13:50 12 авг 2017
Волшебство? Нет, всего лишь правильный макияж! Секреты и лайфхаки визажа от самой Гоар Аветисян.
Волшебство? Нет, всего лишь правильный макияж! Секреты и лайфхаки визажа от самой Гоар Аветисян.
3
Интересный мир 08:45 25 дек 2017
Новые чудеса преподобного Сергия Радонежского
Новые чудеса преподобного Сергия Радонежского
0
Общество и я 14:00 06 авг 2017
Вот почему 18 июля обязательно нужно вознести молитву преподобному Сергию Радонежскому
Вот почему 18 июля обязательно нужно вознести молитву преподобному Сергию Радонежскому
0
Женский каприз 16:07 18 июл 2018
Эти снимки восхищают, они превзошли любой фотошоп! Просто волшебство!
Эти снимки восхищают, они превзошли любой фотошоп! Просто волшебство!
10
Дача сад огород и просто интересное 06:43 16 окт 2018
5 мифов о женском оргазме
5 мифов о женском оргазме
8
Живи правильно 07:59 25 окт 2016
4 мифа о воде, верить в которые нужно прекратить немедленно
4 мифа о воде, верить в которые нужно прекратить немедленно
12
Жизнь прекрасна 07:00 29 апр 2017
Маленький член и другие мужские мифы
Маленький член и другие мужские мифы
7
Интересный мир 01:40 29 авг 2016
Кому нужны исторические мифы?
Кому нужны исторические мифы?
0
Настоящая история 11:02 10 апр 2017
Криминальные хроники Дикого Запада: 3 крутейшие истории о суровом правосудии
Криминальные хроники Дикого Запада: 3 крутейшие истории о суровом правосудии
0
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 19:39 Сегодня

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства