В организации, где работает моя подруга, была вакансия. Требовался, как говорится, молодой специалист. Можно прямо после вуза. Только вот закрыть эту вакансию не получалось некоторое время. В том числе и вот по какой причине. Например, позвонила бабушка: «У меня очень замечательная внучка, хорошо окончила институт». Звонили и мамы, уверяя, что организации нужны именно их чада. Понятно, что в этих случаях до собеседования дело не доходило. Один молодой человек позвонил сам, но разговаривать с потенциальным работодателем пришел с мамой.
Я сначала удивлялась, слушая все это. А потом подумала, что дальше будет еще хуже – к стараниям родителей сделать так, чтобы ребенок не отвечал за себя, подключилась и школа.
У меня два школьника – первому 15 лет, второй – в младшей школе. И я могу сравнивать прогресс в этой области.
Например, когда старший учился в младшей школе, они могли не записать домашнее задание. Тогда сначала родители звонили друг другу, потом, постепенно, многие перекидывали эту обязанность детям: «Твои уроки, ты и звони». Да, и сейчас может появиться в родительском чате в Ватсапе запись: «А что задали?» Но не часто. Хотя, возможно, некоторые по-прежнему продолжают узнавать у таких же «ответственных родителей» домашнее задание по телефону.
Вот я лично совсем не в курсе, что им, великовозрастным деткам, задают. Сын уже выше меня по росту и догоняет мужа. Если ребенку надо помочь – он подходит. Я помогаю (там, где могу). С физикой, например, ко мне подходить бесполезно.
Вообще домашнее задание – дело ученика. Но в последнее время мне кажется, что и школа, и сами родители решили: вообще вся школьная учеба – дело родителей. А дети уж так, заодно.
Родители, вам «два»!
Как раньше учителя писали в школьный дневник – самый обычный, бумажный: «Не выучил, не принес…» То есть констатировали ответственность (или безответственность) ученика и ставили в известность родителей. Сейчас записи в дневнике электронном несколько иные: «Родители, проследите… родители, проконтролируйте, родители, родители…» Я, мать четверых детей, с двумя высшими образованиями и работающая на любимой работе, начинаю чувствовать себя двоечницей. Причем мне трудно внушить младшему школьнику, что вообще-то – это к нему относится, а не ко мне. Что это он не принес что-то там на урок труда. Мое дело – купить все необходимое в магазине.
Да, электронный дневник – хороший помощник для того, чтобы вырастить инфантильного человека. Особенно если учитель отменил бумажный и у детей нет навыка записывать домашнее задание. То есть – запись «домашки», оказывается, не в поле ответственности ребенка, логика – не записал, значит, нет «домашки» и надо самому ее добывать – не работает. Ситуацию делает еще более веселой факт, что электронный дневник порой «виснет», на нем проводятся профилактические работы и прочее.
У старшего нет такой проблемы – он сам отвечает за свои уроки, что им задают – я не в курсе с класса третьего. Учится он хорошо, в олимпиадах участвует. Спасибо его первой учительнице, которая в первом классе как раз говорила, что будет спрашивать с родителей – дети маленькие и у них адаптация, а потом, постепенно, перевела ответственность на учеников. Причем рассказала им какой-то секрет, что они поняли: учиться – вообще-то здорово, хоть иногда и нудно. То есть включила в них некий мотивационный механизм…
Как быть с младшим школьником – не знаю. Трудно без поддержки школы в этом смысле.
Но, кажется, многих родителей такая ситуация устраивает, и они радостно учатся вместо своих детей.
Читая в родительском чате в Ватсапе уже второго школьника: «Родители, как вы решили уравнение? Родители, вы сочинение написали?», – я всякий раз вздрагиваю.
Мысленно отвечаю, что уравнение – точно не делала, у меня много других забот: суп вот сварила, с младшими девочками порисовала, пол помыла, объяснила непонятный момент с уроками, проект сделала. Свой проект, по работе, а не по предмету «Окружающий мир». Я здесь тоже – могу подсказать, помочь найти, подсказать, как сформулировать, а делать – не буду. Пусть лучше коряво, не ровно, но – сам. Помните сказку про заработанный сыном рубль, который он не дал отцу кинуть в огонь? Сгорание денежных единиц, данных матерью в попытках обмануть отца, сына-лоботряса тревожило мало. Что не заработано – не ценится.
Младенец с усиками
Вот интересно, в каком возрасте детей родители перестают считать, что их чада – беспомощные младенцы? Сужу по классу старшего – в 15 лет некоторые точно уверены, что они еще совсем несмышленыши. Здесь уже школа совсем ни при чем – личная, так сказать, родительская инициатива. «Как это – сами организуют праздничный вечер в классе? Они же дети – не справятся». Ничего, что у деток – паспорта, у некоторых представителей мужеского пола пробивается бородка, ну и так далее?
Еще больной вопрос – подарки учителям. В нашей, как и во многих школах, почему-то принято дарить подарки (причем не дешевые) не только первой учительнице, не только классному руководителю, но абсолютно всем учителям-предметникам, которые преподают в классе. Смысла этого понять не могу. И бегают родители из родительского комитета, и выбирают, выбирают, выбирают подарки, а потом вручают, вручают. Откуда у них только время?
И – для чего дарить подарки вот прямо ВСЕМ? Если учитель симпатичен моему ребенку и ребенок САМ хочет его поздравить – я только за. Или дети решат скооперироваться, купить и вручить цветы любимому предметнику – с удовольствием поддержу. Но вот такая обязаловка – дружно и по команде. Школа, повторяю, тут ни при чем.
Я всегда с тоской сдаю 5 000 рублей на «нужды» класса, понимая, что большая часть уйдет на те самые бессмысленные подарки, которые я категорически покупать не хочу.
Как уже писала, моему старшему – 15 лет. И только в восьмом классе родительский комитет согласился с доводами, что на 23 февраля и 8 марта дети смогут купить себе подарки сами. Да-да, до этого родители покупали подарки, которые потом девочки дарили мальчикам, мальчики дарили девочкам. А раньше звучало все то же: «Они же дети, не смогут». Купить что-то для класса – до сих пор дело родительского комитета, родителям просто в голову не приходит, что ту же бумагу для принтера в состоянии приобрести и детки, которые через год могут быть привлечены (не дай Бог!) к уголовной ответственности, через три года – вступать в брак без разрешения родителей. В общем, большие детки. Только сами они часто не в курсе, что они большие и могут (а часто должны) отвечать за какие-то вещи в своей жизни. Родители уверяют в обратном, а теперь и школа всячески помогает. Ну а дальше школа закончится и наступит взрослая жизнь не умеющих отвечать за себя (и тем более за других) людей.
У меня растут две дошкольницы, и я боюсь, что нам с мужем придется воспитывать в них самостоятельность не без помощи школы, а даже вопреки ей. По крайней мере, к этому все идет.
автор Мария Лапшина
Комментарии (8)