«Если у Тебя нет Шейха, у Тебя наставник демон». Суфийская мудрость
«Свобода – это разбудить жажду и указать путь к колодцу». Экзюпери
Каждый человек – космос в миниатюре, маленькая вселенная, и у этой вселенной свой путь, а двух одинаковых путей, как известно, не бывает, как не бывает одинаковых лиц, отпечатков пальцев, днк и еще много чего. Но есть константы, с которыми люди приходят в этот мир. Именно набор этих констант и динамические факторы среды и определяют оптимальный, то есть частично «предзаданный» жизненный путь каждого. Счастье можно найти даже в движении против констант, и это то же будет путь и эволюция. Пересадивший себе белую кожу Майкл Джексон, ставший общественным деятелем Ник Вуйнич, сконцентрировавшийся на науке Стивен Хокинг… Все они, превратившие свой личный ад в благословение и пользу окружающим, безусловно, примеры преодоления не нравящихся им констант, данностей судьбы, значение которых им удалось поменять, а другие константы или их отсутствие (сила воли, настойчивость, вера в себя, удачливость) либо укрепить, либо породить почти с нуля, вырастить как герань на гидропонике.
И именно эти константы обнаружить или породить сложнее, чем те, которые приходится преодолевать. Осознанная, управляемая динамика и расстановка этих многоаспектных факторов, приведение их к балансу в рамках поставленных личностью задач и приоритетов и есть развитие, эволюция и рост.
А вот какими инструментами для этого пользоваться, какие системы и универсумы эти инструменты обслуживают, по какой модели это самое развитие будет идти… Не нарушит ли оно личное предназначение или, напротив, скорректирует ли отклонения от него и судьбы? Вот на эти вопросы и должны отвечать эволюционные и развивающие практики и технологии. И еще на многие другие, но на эти в первую очередь.
Известная мне «глобальная тайна даосских мастеров», отшлифованная тысячелетиями, практиками герметичных исследований, гласит: «Все, на чем мы слишком фокусируемся в нашем не постоянном мире, ускользает от нас и становится для нас не доступным». «Все, что мы отпускаем, но оно присутствует в нашем внимании — находит нас само». Это, как в той притче про стрелка из лука, где «тетива должна быть не провисшая и не перетянутая», только в этом случае стрела попадет в цель. Это та самая парадоксальная ситуация «Срединного пути», которая требует индивидуального равновесия и аутентичного ритма, порождающего знание об индивидуальной модификации любой информации и энергии, появляющихся в индивидуальном поле.
И если мишень и лук со стрелой мы можем выбрать сами, то время и историческую эпоху пребывания, в которой нам эволюционировать и решать задачи роста, — «стрелять по своим мишеням», — вряд ли. Мы вольны в выборе способа интерпретации, который можем сделать элементом лука, стрелы или мишени, взяв на себя максимально возможную ответственность за ситуацию целиком.
Ситуация
«Математики мыслят объектами (точно определенными и позиционированными), философы — понятиями и категориями, правоведы — конструкциями, логики — операторами, а дураки - словесными штампами»
Насим Талеб
Независимые расчеты троих ученых из Австралии, России и США, показали, что сокращавшиеся периоды между глобальными фазовыми переходами в истории биосферы и антропосферы образуют геометрическую прогрессию, знаменатель которой примерно равен основанию натуральных логарифмов. Перенеся гиперболическую кривую в будущее, все три автора в конце прошлого века пришли к выводу: около середины XXI века гипербола превращается в вертикаль. Тема получила название «Масштабная инвариантность распределения биосферных и антропосферных фазовых переходов во времени» (Сингулярная точка истории).
Этот результат, обозначенный в международной литературе как Вертикаль Снукса-Панова, должен означать, что скорость эволюционных изменений в XXI веке начинает устремляться к бесконечности, а интервалы между фазовыми переходами − к нулю. В соответствии с данной теорией, в середине XXI века человечество ожидает новый фазовый переход, который переведет его на иную фазу развития.
Эта модель невероятно совпадает с моделью «4-х фазового цикла развития сознания» и моделью «Тройственного ума» Макфетриджа, связывающих динамику исторических фазовых переходов биосферы и атропосферы с этапами развития «Ума» или «Сознания».
Тезисно и коротко модель Макфетриджа, постулирующая динамику тройственного ума выглядит следующим образом:
Рептильный ум (генетически самый первый, соматически локализован в нижней области живота). Это набор «выживательных» инстинктов. Он предполагает исключительно реактивное реагирование на ситуацию: есть воздействие — есть ответ. Направлен на индивидуальную выживаемость.
Лимбический ум (ум животных, соматически локализован в области груди). Индивидуально переживается как чувственно-эмоциональная сфера, «животная» способность к совместной деятельности без отвлечения на пассивные раздражители (приоритет социальности над рептильной реакцией).
Неокортекс (самый эволюционно поздний, молодой уровень. Соматически локализован в области головы). Проявляется как способность к сложным формам абстрактного мышления и семантическим навыкам. В зависимости от фазы развития индивида может брать на себя управление (окультуривание) двух предыдущих уровней.
У человека есть способность осознанно учитывать и согласовывать интересы различного уровня (включая межстайные и межвидовые взаимодействия на уровне, отличном от рептильной реакции) и менять эти взаимодействия с учетом большого количества переменных условий, простраивать протяженные в пространстве и во времени взаимодействия (расширенный «горизонт событий»).
О «Цикле развития» будет упомянуто ниже.
Итак, о характере этого фазового перехода и особенностях сегодняшнего этапа нет единого мнения. Но есть три гипотезы.
«Любая нелинейная система стремится к некоторым относительно устойчивым переходным состояниям − аттракторам, к каждому из которых система приходит в свое время (хотя далеко не всегда можно предсказать характеристики аттрактора, когда и каким именно путем она его достигнет)».
- Сценарий 1-й − падение кривой развития вниз. Такое движение в сторону простого аттрактора − саморазрушение цивилизации, начало «нисходящей ветви» истории с перспективой более или менее болезненной деградации антропо- и биосферы к состоянию термодинамического равновесия (тепловая смерть). Этот вариант, скорее всего, − результат глобальной войны.
- Сценарий 2-й − горизонтальный странный аттрактор (горизонтальное движение вбок) предполагает включение каких-то механизмов стабилизации на длительную перспективу. В некотором смысле это тоже «конец истории», так как, перестав прогрессивно развиваться, носитель интеллекта ограничивает способность управления масштабными процессами и становится заложником естественных тенденций старения и изнашивания биосферы, истощения полезных ресурсов, земли, солнца и т.д.
- Наконец, 3-й сценарий − вертикальный странный аттрактор означал бы беспрецедентно крутой виток по вектору «Посттехнологической и постинформационной эволюции», скорее всего, в результате наступления вышеописанной Посттехнологической сингулярности. Но для этого нужно технологическую или, как ее еще называют, «корпоративную» фазу поменять из состояния «константы» на состояния угасающего аттрактора.
Ну а поскольку автор этих строк – приверженец третьего сценария, то дальше о нем – обычным языком.
Особенности информационного общества или начало посттехнологического этапа.
И если с подделками вещей, брендов, антиквариата, арта, лекарств и даже еды разобраться можно фактологически (в правовом и культурном поле, как ни крути, существуют нормы и процедуры верификации), то с подделками смыслов, чувств, переживаний, эмоций, отношений и, «Упаси Господи», духовных сфер, все «ой как не просто».
Рыночная модель, сформированная «Корпоративной реальностью» (фокусировка массового сознания), воспринимается не как этап общественного развития и одна из множества метафор взаимодействия с миром, а как предельный горизонт развития и чуть ли, не единственный инструмент взаимодействия с миром.
Но, как известно, «Держащий в руке молоток везде видит гвозди». И на этот молоток накладывается еще и неравномерность развития и доминирования одних культур и цивилизаций над другими.
Имперская политика колонизации и унификации аутентичных культур, заданная еще Вавилонской, затем Римской цивилизациями и продолженная цивилизацией англосаксов, всегда имела две стороны, а нынче и совсем трансформировалась в глобальный «фаст-фуд тренд» по отношению к любой аутентичной культурной динамике. Культура «одноразового быстрого потребления» распростерла свой ареал куда шире банальной материальной сферы. Быстрая искусственная (поддельная) еда в Макдональдсе, одноразовые отношения (американская культура пикапа), быстрый, одноразовый секс, культ «одноразовых платных друзей», укладывающих вас на кушетку психоаналитика, − незавидные культурные завоевания Нового Света. Духовный «фаст-фуд» добрался и до традиционных восточных практик личностного роста и развития, реализации и психокоррекции, на освоение которых у адептов уходили годы жизни.
Но и их уже почти переварил тренд «Просветления и духовности для ленивых и занятых людей».
Пик этого тренда пришелся на двухтысячные и медленно начал ослабевать в последние годы, замещаясь интересом к «подлинности и аутентичности», расцвет которого мы сможем наблюдать в процессе взросления поколения «хипстеров», освоивших скоростную динамику «фаст-фуд просветления» на ранних этапах взросления.
Если внимательно присмотреться к современной мейнстрим философии, литературе и субкультурным движениям, то можно заметить, что «смыслы жизни», объединенные в смысловые сферы – «экзистенциальные жизнеорганизующие поля», как содержательные сегменты человеческой жизни, определяют ценностные зоны и горизонты ближайшего развития каждой личности. И сегодня они начинают тяготеть в сторону личностного роста и развития именно в том смысле, который и был заложен основными религиозно-культурными традициями человечества. За одним исключением эти поля модифицируются, через освобождение от территориальных, политических, идеологических аграрных и патриархальных аспектов и влияний. То есть старые «экзистенциальные поля»: обогащение/накопление (предпринимательство, бизнес, мошенничество), досуг (развлечения, рекреация, путешествия, секс), пространственная экспансия и расширение территориальных ареалов (войны, географические открытия, освоения космоса) и прочие замкнутые сами на себе как на предельный событийный горизонт и горизонт развития с претензией на «универсумальность» (когда люди живут в них, как в мире «Мир бизнеса», «Мир секса», «Мир путешествий») − стремительно теряют свою привлекательность и мотивационный заряд. Медленно переходя из статуса «универсума» (мира в себе самом) в статус инструмента или обеспечения более широких и глобальных «универсумальных» полей (бизнес как инструмент чего-то большего, секс как опыт и практика работы с переживаниями и энергией, отношения как опыт и практика глубокого межличностного взаимодействия и прочее).
В прошлое стремительно уходит и эпоха «Х фактора — экстрасенсов и сверхчувственного восприятия», постулирующая расширение пятисенсорной модели восприятия и взаимодействия как «венец и апогей духовности и развития», формируя понимания феноменов расширения в статусе сопутствующих эффектов роста и эволюции, а зачастую и как мешающих росту побочных эффектов, формирующих чаще привязанности и фиксации на этих самых сопутствующих эффектах, формирующих ложные идентификации у практика. «Сидхи без Бодхичитты (безусловной любви и сострадания) – наказание и препятствие» − такова максима легитимных практикующих, повторяемая в любых традициях.
Ресурсы личностного роста и эволюции
«Если у Тебя нет Шейха, у Тебя наставник демон».
Суфийская мудрость
И главный вопрос, который может и должен быть задан любым человеком, созревшим до освоения «уровневых практик», аккумулированных плеядой адептов из разных культур и этапов человеческой истории и культуры, − это вопрос «Как?». Как отличить подлинник от подделки?
Как не потратить время свой жизни в пустую, разбираясь в устройстве «фейка»? Как не питать своей энергией «левые и бестолковые пути», не ведущие ни к какой реализации, кроме реализации собственной гордыни и преумножения дезинформации и хаоса в мире?
Стоит отметить, что ресурсы личностного роста и эволюции никогда, ни в одну эпоху не были доступны для использования широкими массами, и принцип тайны и эзотерики являлся «защитой от дурака», ну типа, чтобы «дети» (не созревшие личностно, «недостойные») с циркулем в розетку не лазили».
И вторая причина — конкурентное и патриархальное сознание держателей техник и методов развития и эволюции, дабы не порождать себе конкурентов при жизни, отбирающих статус и хлеб.
Архетипические истории конфликта мастера и первого ученика − это фундаментальный базис почти всех культурных традиций на определенной фазе развития, который повторяется почти в любой групповой динамике от Христианского Мифа до теории Фрейда и развития любой герметичной группы, претендующей на аутентичность содержания.
Сегодняшняя эпоха кардинально отличается от прошлых тем, что этот принцип сменился на ровно противоположный. В информационное поле (на рынок) выброшено столько подделок, что только человек с дополнительным ресурсом, мотивации ли, интуиции ли, благословения ли (можно привести 33 причины его присутствия) может отличить подлинник от подделки. И это учитывая то, что формы передачи техник, методов и практик устаревают во времени, если их не успевают модернизировать новые адепты и носители линий передач, принципов, энергий из матричных, корневых систем. И их подлинных модернизаторов еще тоже нужно суметь отличить от «ряженных клоунов».
Принцип «соблазнять и вовлекать» − женский принцип, вопреки мужскому «Утаивать, запрещать и не пущать», указывает нам на смещение глобальных потенциалов макросистем в сторону Инь, как говорят китайцы. После глобальной эпохи патриархата мир последовательно качнулся в противоположную сторону. И если раньше доступ к внутренним ресурсам (а именно внутренние ресурсы всегда являются основой для обнаружения внешних) упирался в лабиринты тысяч закрытых дверей, и большая часть энергии уходила на «вымаливание», конструирование, «заслуживание» и «дорастание» до «ключей и отмычек», то сегодня это уже «лабиринт наизнанку» тысячи открытых поддельных дверей, вид которых отвлекает от подлинных. Но оформлены они зачастую ярче и краше настоящих, а вход в них проще, быстрее и дешевле. Не случайно основными экономическими дисциплинами в XXI веке, с легкой руки лидеров информационного общества , стали маркетинг, реклама и ПиАр)))! Абсолютно женские вовлекающие динамики, в то время как кризис перепроизводства совершенно нивелировал противоположную сторону.
В соответствии с такими особенностями информационного ландшафта, традиционные «стратегии доступа» перестали работать и утратили «заряд», хотя проблемы и задачи развития и индивидуальной эволюции остались прежними, а подходы к их решению продолжают радикально трансформироваться в силу утраты традиционными институтами своей функции и позиции или имитации этих функций, исходя из обозначенных выше причин.
Главный субъект общественного развития последних столетий, построенный по патриархальным лекалам, – Государство, объективно вычерпал свой цивилизационный и мотивационный потенциал. На смену пришел другой – Корпорация. Порожденные корпоративным этапом развития «экзистенциальные смысловые жизнеорганизующие поля», абсолютизировавшие «инструменты», и, превратив их в «миры», задали совершенно иной информационный и психологический ландшафт Эпохи. Но и он уже начал трещать по швам. Череда экономических кризисов и финансовых потрясений последних десятилетий никого не оставила в блаженном неведении. «По-моему, смысл накопления миллионов и богатства − это стать самым респектабельным мертвецом на кладбище», − постулировал эту «трещину» умирающий Стив Джобс. Но его голос, как и голос других прогрессивных лидеров, потонул в информационной блевотине «Коучей успеха», обучающих «травмированную» толпу «Как сделать первый миллион и быть самым респектабельным в своей деревне». И так необходимая, для становления любой личности стратегия «Первичного набора ресурсов» превратилась в «травмозакрепляющую» практику вместо «травмокоррекционной». Поскольку корпоративное поле, и индуцированные им смысловые и ценностные заряды не просто культивируют травмо- поведенческие динамики (экономическое поведение человека − это когда выгода побеждает страх, а не когда поведение зиждется на глубоком страхе отсутствия ресурсов, компенсированном внешней пафосной атрибутикой), но и возводят их на пьедестал, провоцируя глубокое непризнание и блокирование травмированной зоны бессознательного. Знаменитое «Кип смайл» − практическое брендовое воплощение такой блокировки и имитации.
«Корпоративные поля» − на сегодняшний день самые глобальные тяжеловесы, аккумулирующие основные человеческие ресурсы и претендующие на роль базового смыслообеспечения большей части человечества в локусе информационного постиндустриального общества, задающие тренды и стандарты образа жизни, поведения, реализации, отношений, семьи, здоровья и пр. Они пытаются подмять под себя другие, традиционные и аутентичные, локусы. Многочисленные «практики»: «Медитации для бизнеса», «Майндфуллнесс» «Йоги для корпораций», «Экстрасенсорное восприятие для ведения переговоров» и многие аналогичные – тому примеры подмены аутентичного содержания и метода поддельными, обслуживающие совершенны иные системы с ровно противоположными ценностными установками, нежели аутентичные традиции, породившие эти практики.
Или взять, например, патриархально — корпоративную модель «женщины батарейки», когда «мне любовница или жена нужна для того, чтобы бизнес работал этой энергией, «я его так запитываю», говорят мне многие клиенты из сферы бизнеса. А если бизнес большой, то батареек нужно много». В более глобальном не «Корпоративном» поле, ровно наоборот: «Бизнес − это обеспечение, ресурсный инструмент для развития и движения в сфере отношений с партнершей, например, которая (сфера) тоже в свою очередь − обеспечение более глобального контура «опыта развития и реализации через отношения».
(...)
Окончание
Комментарии (0)