Что требуется для замечательного выступления — такого, которое пробуждает в людях интерес, подталкивает их к действию? Конференции TED, безусловно, задали новую планку в этом искусстве, и по просьбе HBR Крис Андерсон, основатель этого мероприятия, изложил прошлым летом в статье уроки, полученные за 30 лет работы конференции.
Однако наравне с опытом и интуицией имеет смысл обратиться к анализу данных. Какие выводы можно получить, если выслушать самые удачные речи последних лет (общая продолжительность которых 150 часов), пообщаться с ораторами, а затем проконсультироваться с специалистами, изучающими человеческий мозг и природу убеждения? Именно так я поступил, и вот что в итоге выяснилось.
Использовать эмоции. Речь Брайана Стивенсона «Поговорим о несправедливости» удостоилась самой долгой овации за всю историю мероприятия. Этот адвокат и правозащитник, сумевший выиграть в Верховном суде дело «Миллер против штата Алабама» (и создавший прецедент, по которому запрещается карать несовершеннолетних за убийство пожизненным заключением без права на досрочное освобождение), несомненно, знает, как убеждать свою аудиторию.
Я разделил содержание его речи на три типа убеждения по Аристотелю. Только 10% попало в сферу «этоса» (вызвать доверие к говорящему), 25% составил «логос» (данные, статистика) и целых 65% — «патос» (эмоции, рассказ). В 18-минутную речь Стивенсон вставил три живых примера в подкрепление общей мысли, и в первую очередь историю о своей бабушке. На вопрос, почему он начал с этого, Стивенсон ответил просто: «Потому что у каждого была бабушка». То есть таким образом, он установил контакт со слушателями.
Истории, пробуждающие эмоции, в то же время лучше всего служат для разъяснения и наставления, они вдохновляют людей и побуждают их действовать. Обычно в разговорах по делу много данных, а сюжетов мало, однако они нужны для доказательства основной мысли. Включайте в рассуждение анекдоты из собственного опыта, из жизни других людей, историю успеха или провала какого-нибудь проекта. Все это усиливает презентацию.
Стремиться к новизне. Все хотят видеть и слышать что-то новое. На конференциях TED выступающих заранее просят «не показывать старые трюки». Ждут новой, уникальной, даже шокирующей информации.
В 2009 году, выступая на TED с речью о распространении малярии на территории Африки, основатель Microsoft и филантроп Билл Гейтс напугал аудиторию, открыв банку с комарами. «Малярия переносится комарами, — напомнил он. — Я принес их сюда, чтобы вы могли ощутить этот страх на себе. Пусть летают по залу. Почему только бедняки должны их бояться?» Потом он заверил слушателей, что комары не инфицированы — но только потом, когда уже завладел вниманием аудитории и вовлек ее в разговор.
Нейробиолог А. К. Прадип подтвердил, что человеческий мозг настроен на новое. «Мы выискиваем все новое, яркое, выделяющееся». Ему ли не знать — доктор Прадип стал пионером нейромаркетинга, он изучал рекламу, дизайн и упаковку новых продуктов крупнейших брендов.
Слушатель (начальник, коллега, клиент) мысленно задает себе один вопрос: «Говорит ли мне этот человек что-то новое?» Так что старайтесь давать новый материал, неожиданные решения старых проблем под другим углом.
Задействовать визуальные средства. В 2008 году, делая презентацию о «Титанике», Роберт Баллард показал 57 слайдов, не сопровождая их комментарием. Это были картины и видеозаписи подводной жизни, без единого слова — и аудитория пришла в восторг. Почему он построил всю презентацию на слайдах? «Потому что я хотел рассказать историю, а не прочесть лекцию», — пояснил Баллард.
Исследователи доказали, что информация лучше воспринимается в виде образов и текстов, чем в виде одних лишь текстов. Когда идеи передаются вербально, без иллюстраций, слушатель запоминает не более 10%. Добавьте картинки, и уровень восприятия поднимется до 65%.
В следующий раз, готовя презентацию в PowerPoint, сократите текст в пользу наглядных и интригующих картинок. Покажите слайды, видео, образы, усиливающие ваш рассказ. Тогда люди запомнят ваше выступление.
Кармин Галло
Комментарии (1)