Всё просто. В этом посте просто отвечу на вопрос:
А в следующем продолжу это делать.
Начнём с приятного. Россиянин в Украине 2017 года может по-прежнему себя чувствовать вполне хорошо и спокойно. Даже россиянин таких ватных взглядов, как я. А мне в этот раз с кем только не доводилось общаться: и с полицией, и с пограничниками, и с военными, и даже… с правосеками! И всё было вполне корректно и интеллигентно, ни разу не было никаких проблем на политической теме: наездов, предъяв за Крым или что-то там ещё.
Самые "жёсткие" дискуссии, которые доводилось вести, это были дискуссии с давним моим cидящим тут оппонентом Алексеем (
Главная проблема, как известно, заключается во въезде. Но если вы этот рубеж преодолели, то всё. Дальше вы можете преспокойно наслаждаться дешевизной местной еды и её отменным качеством, дешёвыми комфортными поездами (где ещё за такие копейки вы в купе или СВ поездите?), интересными городами, природой, ну и т.д.
Украина статична до невозможности. Живя в России мы привыкли, что жизнь меняется. Что меняется окружающая среда, и, в целом, меняется к лучшему. Даже в провинции, даже в самой глухой могут быть какие-то сдвиги. Мы постоянно ругаем власть, что улучшаемся мы слишком медленно (и это справедливо при наших то нефтяных запасах). Украина замерла где-то в конце 90-х/начале 00-х. Уже не раз писал об этом ощущении возвращения в прошлое в тот раз. За 2 года если было движение, то с начала 1997 к середине 1997. А такие, казалось бы, маячили европерспективы...
Декоммунизация. По потоку новостей казалось, что всё уже советское снесли, и уже взялись с российскоимперское. Но какой там.. По сути то все изменения выглядят так:
1. Снесли памятник Ильичу
2. Поставили стенд памяти Небесной сотни и погибшим в АТО.
3. Покрасили заборы в жёлто-синий цвет.
4. Переименовали несколько улиц (забив, правда, на замену табличек).
5. ...
6. ПРОФИТ!
Можно не опасаться. В остальном Украина выглядит также, как выглядела и 10 и 20 лет назад. Да и не только выглядит, дух этих мест точно такой же остался. Местами, конечно, упоротые перестарались, переименовав Жукова-Суворова-Кутузова, но, в целом, полно мест где и серпы с молотами остались.
Я уж не говорю про всё российское, не связанное с коммунистами.
Хорошо это видно на музеях. Если вы туда пойдёте, то увидите, что в подавляющем большинстве из них ничего не изменилось ещё, пожалуй, с советского времени. Те же стенды, тот же старый шрифт. Не изменилось ничего кроме одного: везде появились уголки, посвящённые АТО. Вот, казалось бы, музей партизанского движения в Николаеве во время ВОВ, но каким-то боком сюда выставку героев АТО запихнули. Какое отношение имеет АТО к партизанам в ВОВ? Не знаю.
Или вот. Память о Великой Отечественной Войне священна в сердцах людей, поэтому мемориалы ВОВ сносить боятся. Но они делают, пожалуй, ещё большую мерзость: прямо на этих мемориалах ставят памятные доски погибшим в АТО. Ну хорошо, АТО-шники достойны памяти, ну так организуйте вы им сквер в другом месте города. Но тут очевидный тонкий расчёт, чтобы эта война отождествлялась в сознании обывателя с той, чтобы к этой он относился также трепетно. Гнуснейшая манипуляция, но для не имеющей моральных границ находящейся у власти компании такое уже давно в порядке вещей.
За все 3 раза что я был в "новой" Украине, не встретил никого кто бы был доволен Порошенко. Объективно, жизнь лучше не становится, богаче страна жить не стала, все беды, что были, так и остались.
Можете меня опять обвинять в том, что я о чём-то свысока там рассуждаю. Но вот такие вещи по приезду из России раньше просто бросались в глаза, а теперь шокируют, настолько стала велика разница.
1. Обилие пивных ларьков, продающееся круглосуточно бухло в них, в т.ч. и крепкое.
На Украине нет драконовских ограничений на время продажи бухла и возможность его потреблять в общественных местах. Поэтому тут оживают уже забытые нами картины, когда множество людей вокруг на улице, на остановках, в парках, курит, посасывают пивко.
Да, вот по Украине можно оценить, насколько изменились мы. У нас тоже когда-то можно было повсеместно пить и курить, чем все и занимались. Но как-то через запреты мы несколько цивилизовались и теперь подобные картины даже в российской провинции становятся всё больше исключением. А что уж говорить про крупные города?
У нас уже на подсознании ощущение, что пить пиво на улице чревато проблемами=>плохо, что лучше дома или на природе. На подсознании что в 23 (или 22 часа) пиво или водка в магазине превратятся в тыкву. И в следствие всего этого мы и вести уже начали себя немного по-другому.
Кстати, на Украине, вроде как тоже начали вводить такие ограничения. Но вот вопрос, будут ли они работать.. Посмотрим.
2. Повсеместная уличная торговля, грязь и мусор, разбитый асфальт в таких местах.
3. Куча контор, предлагающих деньги в кредит. Все доски забиты объявлениями, на каждом шагу отделения сетей "Швидкогроши" и им подобных.
Тоже показатель того, что фигово у людей с деньгами, что вот популярно очень так "занимать" до зарплаты..
Кредиты на любой вкус и цвет в буквальном смысле!
Всё те же объявления о работе в Польше. За эти пару лет их стало в разы больше. Тоже хороший показатель наличия рабочих мест в стране.
"Евроинтеграция" на дорогах видна вовсю. По всей стране располодилось несметное число автобусов в Польшу, Чехию и другие страны. При том автобусы могут соединять какие-то страшные дыры на Украине с страшными дырами в европейских странах. Вот два случайных автобуса на житомирском вокзале. Один идёт из Познани в Киев, другой из Запорожья в Кобленц!
Там же, не стал на автовокзал заезжать.
Самое фееричное что я видел. На задрипанной автостанции глухой кировоградщины с разбитым асфальтом и маршрутками встречаешь среди расписаний рейсов в близлежащие сёла вот такое объявление.. посёлок Гайворон.
В Россию, кстати, тоже полно рейсов и их рекламы. Вот всё тот же Житомир! Автобусов в Россию, кстати, расплодилось много именно после всех этих событий. До этого их, как ни странно, практически не было.
(вы только посмотрите, что эти негодяи вытворяют. Мало того, что пропагандируют к агрессору ездить, так ещё и стимулируют это сделать не менее 5 раз!).
А уж в городах Донбасса эта реклама просто таки повсеместно. И здесь уже в предложениях не только Москва и Питер, но и вся остальная Россия.
Ещё один класс рекламы. Очень "патриотичной", кстати! Встречается она нечасто, но довольно регулярно..
Интересно, что сейчас развелось несметное число машин с европейскими номерами. В основном это, конечно, Литва, Латвия, Польша, Чехия. Понятное дело, что всё это местные, но получается, что как-то законодательство упростилось и сделало возможным ездить какое-то время на иностранных номерах.
Но обилие
Традиционная тусовка ЛАЗов! Я протестую, почему наших любимых 677 нигде не видно??? (говорят, правда, что в Северодонецке ходит один)
Главное - найти правильную компанию.
Евродворы с европарковкой.
Обычные городские улицы на окраинах.
Детские площадочки. В основном старые ещё советского времени
Но есть и новые современные. Новые все как одна - с логотипом "Рошен".
Местами Украина напоминает Африку. Пригородный поезд "Гайворон - Рудница". На каждой станции садятся тётеньки с кучей тюков и коробок. К концу пути вагон завален всяким барахлом, при том, что пассажиров не так много. Стоп, где-то я это уже видел...
Бедные тётеньки едут из кировоградщины за 300 км в Одессу, чтобы сбывать свою натуральную продукцию на рынке Привоз. Едут общественным транспортом, какая машина? Перегружают из поезда в поезд все эти свои тюки. Других альтернатив заработать в глухом центральноукраинском селе попросту нет. Видимо это и есть, обещанное президентом европейское качество жизни.
Увидев меня тётеньки замахали: "передай Порошенко, пусть посмотрит как мы живём". Вряд ли хозяин липецкой фабрики читает мой блог, но если вдруг.. Может вы с Петро знакомы, передайте ему
Маршруточки. Тоже, кстати, больше африканского типа. Оно, может и ничего, если не ехать на такой через всю страну сотни километров из Геническа в Киев (есть и такие). Другой вопрос, зачем так делать, когда, в отличие от Африки, тут есть комфортные и удобные поезда.
Городские парки. Старая побитая плитка, пожухлая трава, некрашенные аттракционы, деревянные покосившиеся лавочки. За несколькими исключениями в Киеве, Харькове, Одессе, и, возможно, Львове, городские парки на Украине нисколько не изменились с конца 80-х годов. При том, что в России, Беларуси, Казахстане почти во всех облцентрах они уже не раз улучшались.
Зарплаты. Уровень можно оценить. Умножьте на 2,4, получите рубли! Кстати, 10-ка это очень круто считается, особенно для Херсона!
Почему всего 5000 гривен? Потому что предпоследняя строчка..
Роста зарплат особо не видно, чего нельзя сказать о ценах и коммунальных платежах. Про грабительскую коммуналку уже только ленивый не писал. Особо отмороженные даже умудрялись писать о том, как это хорошо, типа "люди отучатся от халявы, будут с ответственностью к потребляемым ресурсам относиться и т.д.". Вот только повышения качества этих коммунальных услуг также не видно. Если в Киеве и в Харькове отключают горячую воду на несколько месяцев, то в Одессе и Николаеве её местами вообще хотят отключить насовсем. За ними, скорее всего, пойдёт и отопление (действительно, зачем в тёплых южных городах какая-то горячая вода и тепло?). Видимо, кто-то буквально понял советы из России распространить декоммунизацию на созданную при совке инфраструктуру :)))
Вообще, на Украине всё разваливается в буквальном смысле! :)))
Общаясь с людьми разных взглядов, я всё пытался у них выяснить: ну всё-таки, стало что-то лучше? Ведь не зря же майдан был в самом деле? Может, хотя бы, коррупции меньше стало, или бюрократии там, всякой.
Ответами не особо радовали даже убеждённые, в прошлом, его сторонники. Если что-то и делается, то настолько мало и медленно, что до нормального уровня жизни ждать придётся не одно десятилетие.
Объективности ради, отмечу то, что, всё же, стало лучше. Это дороги. Они, конечно же, ещё сильно хуже российских, но говорят, что процесс по их ремонту активно пошёл. Я же застал только одну трассу, которую отремонтировали буквально месяц назад: Одесса - Вилково.
Хотя, есть и антипример: Николаев - Кировоград. Подвозившим меня киевлянам, такое ощущение, что было даже немного стыдно за неё передо мной, и они приговаривали: "Ну это самая ужасная трасса в Украине". Говорят, что Одесса - Вилково была примерно такой.
Наши любимые трамвайчики и троллейбусики. Идёт массовое пополнение парков практически всех городов.
При этом нового производится мало, большая часть - списанное б.у. из Восточной Европы. Польша, Чехия, Венгрия, ГДР - всё теперь катается тут!
Часто можно прямо в трамваях наблюдать надписи на чешском.
Интересно, что платит за всё это не сама Украина, а Европейский банк реконструкции и развития. Опять же, показатель того, в каком состоянии экономика страны, что она даже не может б.у.шной техникой парк обновить.
Но, конечно же, это все равно очень позитивное и правильное дело. Однозначно лучше, чем выпиливание транспорта, которое, увы, активно пошло последние годы у нас. А на Украине даже открываются новые маршруты троллейбусов и иногда - трамваев. Впрочем, обратные примеры тоже имеются: Краматорск - закрыт трамвай, Константиновка - трамвай на грани закрытия, Лисичанск - на момент моего посещения троллейбус был отключён за неуплату электроэнергии. Сейчас, вроде, движение возобновили, но все равно система находится в подвешенном состоянии.
И почти во всех городах, кроме полудохлых троллейбусов основным транспортом остаются все равно полчища маршруток.
Поезда. Одно из самых прекрасных что есть на Украине. Польский рокер, вроде не стал разваливать что есть, и параллельно создаёт что-то новое. Так что пока сеть железных дорог сохраняется на том же уровне, сокращений движения нет, резкого повышения цен - тоже. Поэтому Украинська Зализниця остаётся наиболее оптимальным соотношением цены и качества при перемещении по стране. Будь моя воля - только бы на поездах ездил! Но в этот раз маршрут пролегал, в основном, вне железных дорог.
Из приятных нововведений:
- Дневные экспрессы. Сеть ширится, я вот на таком из Киева в Сумы ехал.
- Билеты по интернету. И не просто по интернету, а сразу с электронной регистрацией. Это появилось буквально совсем недавно. Причём, как я понимаю, тут нет ограничения на то, что она должна быть сделана за 3 часа до отправления поезда от начальной точки. Тут после оплаты ты получаешь QR-код, который проводник устройством своим считывает.
Из минусов:
- следствие плюсов - огромный спрос и вечное отсутствие билетов (с ценовой политикой РЖД мы стали забывать что это такое). Нормальная ситуация, когда на какое-нибудь направление (особенно курортное) нет никаких билетов в принципе на несколько дней вперёд!
- крайне древний изношенный подвижной состав.
Нельзя обойти вниманием и работу всяких государственных спецслужб. Что до 2014, что в 2015, что сейчас - вся эта украинская расслабленность никуда не делась, несмотря на войну. Проверок документов практически нигде нет, шпионофобии нет, паранойи насчёт съёмок стратегических объектов - и той нет. Пожалуйста - снимай административные здания, метро, мосты и прочее (только военных не надо). После 70 стран, во многих из которых подобная паранойя без всяких войн такова, что не знаешь куда от неё деваться, реально удивляешься такому положению дел. Даже, казалось бы, в прифронтовой зоне, в контролируемой Украиной части Донбасса можно спокойно перемещаться, фотографировать. Я, конечно, сначала боялся ехать в те края - мало ли что там могут заподозрить в фотографе с российским паспортом. Но факт, что даже на блокпостах нет никакой излишней предвзятости к двухглавому орлу.
Оцените, кстати, название военкомата!
Два раза у меня, всё же, проверяли документы. Оба раза это было в приграничной территории, да и между этими двумя разами было минут 10. Никаких дурацких вопросов "с какой целью, что тут ходите": документы в порядке, все хорошо. С полицией Одессы из-за того инцидента с кражей тоже общение проходило в таком же ключе без лишнего любопытства с их стороны. И вот знаете, это потрясает! Вроде бы пропаганда постоянно льёт в уши, что мы - враги. Россия - страна-агрессор, значит, любой её гражданин - потенциальный шпион. А, казалось бы, спецслужбы - одни из первых, кто этой пропаганде внимает и старается в разоблачении врагов отличиться. По крайней мере в большинстве стран, имеющих недругов, именно так дело обстоит. Но нет! Повторюсь, полное отсутствие какой-либо предвзятости с их стороны. Пожалуй, это действительно то, в чём Украина - европейская страна, более европейская, чем Россия.
А в остальном.. Коррупции меньше не стало, бюрократии - тут несколько проще. То, как работает новая реформированная полиция, я тоже оценил. Ну, точнее, работают, может они и лучше, но результата точно также нет.
Или ещё вот возьмём тот же бизнес:
- Ну, наверное, бизнесу стало лучше. А то, говорят, при Януковиче, совсем же какой-то бандитский беспредел был?
- И да, и нет. Да, беспредел был, но хотя бы были правила игры понятны. А сейчас этих правил фактически нет. Всё, вроде, официально, но придут те оберут, потом - эти оберут и так далее. Заработать сейчас стало в бизнесе намного сложнее. Многие фирмы закрываются.
Но закончим на позитивной ноте! Несмотря ни на что, жизнь продолжается! Всякие фестивали, концерты идут один за другим! Правда, носят они, в основном, локальный характер.
Но и российские музыканты пока ещё тоже случаются!
Комментарии (0)