Мито-ДНК-генеалогия набирает обороты, и следуя примеру Б. Сайкса, художественно описавшего «7 дочерей Евы», в российском сообществе ДНК-генеалогии начинают обретать образы и наши 12 дочерей. Среди получивших интерпретации Академии ДНК-генеалогии есть профессиональные писатели, историки, психологи, которые начинают воссоздавать портреты праматерей. К этой работе давно подключились исследователи из Deep Dive – консалтинговой группы в сфере биотехнологий и исторической генетики, которые снабжают авторов данными палео-днк и уточняют миграционные траектории. Первая история – история Амазонки, той чудо-женщины, что распространила свою митохондриальную гаплогруппу на просторах Евразии, в том числе – в культурах хвалынской, ямной, боевых топоров. Пройдите митоДНК тестирование – вдруг Амазонка и ваша праматерь!
Амазонка родилась в те незапамятные времена, когда на Земле свирепствовал холод. Она появилась на свет в шалаше из кольев и звериных шкур у подножия величественной горы, которую мы с вами знаем под названием Монблан. Не самое удобное место для родов, но выбирать не приходилось. Хорошо еще, что схватки не застали Юлию Пятую, дочь Юлии, во время одного из долгих переходов (всех дочерей Юлия назвала своим именем, присвоив каждой номер в порядке появления на свет, ибо такова была ее воля). Амазонка родилась зимой, в самое трудное время, когда рацион был совсем скудным, а добыча пищи осложнялась тем, что животные уходили в низины, где было значительно теплее. Если охота заканчивалась неудачей, единственной пищей для зимующих оставалось собирательство. В пищу употреблялось все, что удавалось найти. Для этого тяжелого занятия нужны были силы и зоркий глаз, приходилось ходить с утра до ночи, оглядывая окрестности и внимательно выискивая остатки трапезы хищников.
Амазонка появилась на свет без осложнений. Матери помогала одна из женщин в общине, состоявшей из двадцати человек. Та, в свою очередь, оказывала помощь другим женщинам произвести на свет потомство. Мужчины не присутствовали при родах. У них была другая задача — добывать пищу. Охотники уходили далеко, иногда на две-три недели. С охоты возвращались не все. Для общины потеря каждого кормильца превращалась в настоящую трагедию, ведь помимо добывания пищи мужчины защищали членов общины от хищников.
Когда Юлия Пятая разрешилась от бремени, женщина перерезала пуповину острым кремневым ножом и перевязала. Юлия Пятая являлась опытной роженицей, Амазонка была ее восьмой дочерью, поэтому роды прошли легко и быстро. Новорожденная огласила шалаш громким криком, и мать поспешила приложить младенца к груди. Когда девочка наелась и уснула, согретая материнским теплом, Юлия Пятая вздохнула с облегчением. Ей и ребенку повезло. Ведь если бы, как это порой случалось, роды прошли неудачно для матери, ее смерть автоматически означала и гибель младенца, потому что искусственного вскармливания молоком животных еще не существовало.
Амазонка провела в шалаше с матерью несколько дней, а затем Юлия Пятая вернулась к основному занятию, своему и всей общины — поиску пищи. Первый год своей жизни девочка провела за спиной у матери, которая целыми днями занималась собирательством. Женщины искали съестное в лесу неподалеку от своих жилищ. Зима была голодной порой, и община в основном зависела от мужчин-охотников.
Как только Амазонка начала ходить, она стала помогать матери. Нужно было ловить лягушек, искать птичьи яйца, выкапывать корни и клубни. Самым изобильным временем года была осень. Осенью созревали орехи, спели ягоды, росли грибы. Времена года сменяли друг друга, и община перебиралась с одной стоянки на другую. Лето проводили в горах, зимой спускались в долину. Это повторялось из года в год. Если год был сытным, с большим количеством дичи и хорошим урожаем фруктов и ягод, дети погибали реже. В голодные годы дети и старики умирали.
Амазонке повезло, она выжила. Ее мать, Юлия Пятая, умерла глубокой старухой, в возрасте тридцати восьми лет. У нее выпали почти все зубы, и она не могла пережевывать твердую пищу. Амазонка была достаточно взрослой, ей исполнилось тринадцать. Все старшие сестры обзавелись мужьями и детьми. Пришло время Амазонки выбирать себе мужа. Девушка была сильна физически, и многие молодые мужчины хотели заполучить Амазонку в жены. К тому же, у нее обнаружился художественный талант. Она вместе со своими сестрами делала красивые сосуды из глины и украшала их орнаментом. Позже горшки обжигали на костре и использовали в быту. Каждый потенциальный жених старался привлечь внимание девушки. Один выбирал для нее самые вкусные кусочки во время трапезы, другой преподнес в подарок украшенный резьбой амулет, третий подарил копье.
В ареале обитания Амазонки и ее соплеменников становилось теплее, община разрасталась, еды перестало хватать на всех. С наступлением лета часть общины двинулась дальше, искать более благоприятное место, с обилием растительной и животной пищи. Среди тех, кто покинул привычные места, были и Амазонка с мужем. Амазонка была молода, здорова, трудности ее не пугали. К тому же, у нее пока был только один ребенок, которого она с легкостью несла за спиной. Путь был долгим и трудным. Дошли не все. Многие старики умерли в пути, не выдержав тягот. Нескольких детей унесли дикие звери, один ребенок потерялся.
Амазонка скучала по родным местам, особенно в холодное время года, когда муж с другими охотниками уходил добывать пищу. Непривычный глазу край, дикий и суровый, пугал Амазонку. Над местностью возвышалась гора причудливой формы, со скоплением валунов на вершине. Вокруг росли странные деревья, и стояла гробовая тишина. Амазонка и ее соплеменники избегали этих мест, и строго-настрого запрещали детям подходить к горе. Нам с вами местность известна под название Карелия, недалеко от Южного Оленьего Острова на Онежском озере, а таинственная гора, пугавшая Амазонку, зовется Воттоваара (Смерть-гора).
Амазонка облюбовала живописное место на берегу реки. Здесь ей было уютно. Тихий плеск воды успокаивал, навевая воспоминания о родине. Однажды, отдыхая после тяжелого дня, Амазонка взяла камень и нанесла на него изображение, сцену охоты на бизона, с помощью каменного резца. Закончив, Амазонка залюбовалась своей работой: рисунок казался живым. Муж и другие члены общины восхитились искусной работой. Так в Карелии появились петроглифы, которые мы с вами можем увидеть и сейчас.
Она с нетерпением ждала наступления тепла. Ее звала дорога, она сердцем чувствовала, что ей еще предстоит найти свой дом. Но многие соплеменники отказались уходить. «Мы слишком устали. Дорога нас утомила. Некоторые состарились и умерли в пути. Здесь достаточно диких зверей и дичи. Зачем идти куда-то еще?» Среди тех, кто решил остаться, была и старшая дочь Амазонки. Это известие сильно опечалило мать. Но дочь должна была вот-вот родить, а для дальнего перехода нужны силы, много сил. Амазонка со слезами на глазах простилась с дочерью, оставив часть своего сердца в Карелии. А потомки ее дочери стали говорить на языках уральской группы, куда входят финны, эстонцы, коми, удмурты, ханты и ряд малых и вымерших народов.
Как только потеплело, небольшая группа людей снова тронулась в путь. Они видели много странного и необычного, прошли множество лесов, перешли несчетное количество рек, пока не вышли на берег раскинувшегося до самого горизонта озера. Вода в озере была настолько прозрачной, что можно было в подробностях рассмотреть каждый камушек на дне и снующих рыбок. «Ты довольна?» – спросил супруг Амазонки. Но она оставалась холодна к красотам природы и великолепному пейзажу. Ее влекло дальше. Куда? Она и сама не могла ответить на этот вопрос. На Байкале, а группа вышла именно к нему, Амазонка оставила своего среднего сына с беременной женой и младшую дочь, которой уже минуло тринадцать. У младшей дочери появились еще дети, и затем ее потомки распространились среди алтайских народов – тюрок, монголов, маньчжур.
Но позже Амазонка и ее муж решили вернуться назад. На этот раз путь давался ей куда трудней. Сказывался возраст, ведь ей уже исполнилось тридцать. Ее ноги были уже не так быстры, а глаз не так зорок, но упрямства ей было занимать. Как завороженная, она шла и шла вперед, стремясь домой, на Запад.
Амазонке исполнилось тридцать пять, а ее путь все не кончался. Она уже почти отчаялась найти свой дом. Но вот группа вышла на берег, окруженный отвесными скалами. Ласковый прибой лизал уставшие ноги путников. Здесь, на золотистом песке, Амазонка наконец-то обрела душевный покой и нашла успокоение. В песке то и дело попадались чудесные желтые камушки, похожие на осколки солнца. В ловких и умелых руках Амазонки камни оживали, превращаясь в великолепные ожерелья, амулеты и обереги. Вы, конечно, уже догадались, что Амазонка и ее соплеменники вернулись домой и дошли до берегов Прибалтики и нашли янтарь.
Ранним утром, когда солнце только-только позолотило верхушки величественных сосен, Амазонка почувствовала, что ее время пришло. Ей было тридцать девять. Она прожила счастливую жизнь, многое повидала. Соплеменники обнаружили тело Амазонки вечером, вернувшись домой. Рядом на шкуре лежало незаконченное ожерелье из янтаря.
Амазонка не подозревала, что оставила после себя огромное наследие. Одна из ее дочерей нашла себе мужа в степи неподалеку от Крыма. Внучка Амазонки ловко ездила верхом и стреляла из лука без промаха. Воины степи, владевшие коневодством, покорившие металл и построившие колесницы, стали брать в жен Амазонок, чья бесстрашная прародительница нашла в себе силы пройти длинный и сложный путь от своей пещеры в Монблан до берегов Латвии. Именно эта дочь Амазонки стала одной из прародительниц большинства из индоевропейских народов Евразии. Ее гены остались в великих культурах древности – хвалынской, ямной, боевых топоров.
Члены ее клана — современные люди, которым удалось успешно колонизировать Европу. В настоящее время до3-7% европейцев — прямые потомки Амазонки по материнской линии. Они проживают в самых разных частях Европы, преимущественно в центре и на востоке. А лингвисты строят различные теории, пытаясь объяснить сходство языков индоевропейских, уральских, алтайских народов, столь не сходных по мужскому генофонду. Амазонке есть чем гордиться.
Мы думаем о том, чтобы и дальше вести работу по созданию художественных образов наших праматерей. Если вы, прочитав этот текст, решили заказать мито ДНК-тест и персональное ДНК-генеалогическое исследование до 12 июня 2017 г., просим вас указать в заявке слово «Амазонка» (тест могут заказать и женщины, и мужчины). И тогда, в дополнение к строгому научному исследованию вы получите бесплатный подарок – маленькое продолжение истории, в котором на основании научных данных будет воссоздана 1) первая встреча клана Амазонки с кланом ваших предков, если вы окажетесь из другого материнского рода, или 2) дальнейшая история Амазонки, если ДНК-тестирование покажет, что Вы – её потомок.
Комментарии (0)